Рефераты. Образование в России и в ряде зарубежных стран в конце ХХ века. Болонская конвенция

Разумеется, не все названные черты адекватны современной жизни, которая требует - от человека проявлений рацио-нальности, ответственности, повышенной социальности и других черт, характерных в большей степени для западноевропейско-го типа личности, чем для русского чело-века. Однако это говорит лишь о необхо-димости педагогической коррекции, но не отрицает сущностную основу национально-го характера.

Особенностью русского человека по пра-ву признается и такая важная черта, как стремление жить, ориентируясь на высо-кую идею. Русский человек, отмечал Ф.М.Достоевский, это "человек с идеей". С этой чертой национального характера связаны поиски особой русской идеи, смысла жизни, истории, судьбы России. Такой идеей„для современной школы можно считать духовное возрождение восстановление нравственных и бытийных основ жизни, придание ей нового качества, адекватного цивилизованным формам развития хозяйственного производства и социума.

К ценностно-смысловым основам развития современной школы и ее взаимоотношения с сообществом. В историческом контексте они обозначены как взаимоотношения школы и которая была традиционной формой организации жизни населении в России. В философской и социологической литературе выделены фундаментальные ценности русского, среди которых соборность, "мир" как основа и предпосылка существования, трудолюбие, демократизм, осно-ванный на власти "мира", религиозно-нравственные начала коллективной жизни. Эти ценности составляют ядро культурно-воспитательного идеала, определяющего образ человека, на воспитание которого должна быть направлена деятельность школы. В концепции -- это человек культуры и хозяин земли, нравственная и соборная личность.

Эта цель корректируется взаимоотношениями школы и государства, ко-торое стремится распространить общие требования к образованию на деятельность школы без достаточного учета ее специфики и социально-педагогической миссии. Поэтому ключевым вопросом уп-равления развитием школы сле-дует признать сочетание интересов школы, социума и государства. Принятие управленческих решений в сфере развития школы должно осуществляться с учетом необходимости выполнения ею сво-их основных специфических функций:

Таковы концептуальные основы развития школы, которая может выполнить указанные функции только при условии, если это приобретет личностный смысл для учителей, учащихся, родителей. Это означает, что
теоретическая модель современной - школы должна быть построена на идеях личностно ориентированного образо-вания. Опыт моделирования вариативных образовательных пространств современной школы в том, что для выполнения выше об иначе иных функции наиболее подходит культурологическая модель личностно ориентированного образования, которая теоретически обоснована как в ряде работ. Это модель, эпицентром которой являет-ся ученик как субъект общечеловеческой и национальной культуры, истории, собствен-ной жизни и развития. В соответствии с этим основные педагогические процессы, происходящие в школе, таковы:

вхождение личности в национальную культуру и ее культурная идентификация;

социализация и адаптация личности в изменяющемся социуме;

педагогическая поддержка культурного саморазвития и становления индивидуаль-ности ребенка.

Эти процессы характерны для открытой культурной и образовательной среды, они поддерживаются общественно-государ-ственным характером управления развити-ем школы.

Идеальный (желаемый) образ современной школы представляется в виде школы, изоморфной русской нацио-нальной культуре и ментальным особенностям народной жизни. Вместе с тем при обосновании стратегии ее развития нельзя не учитывать смены ценностных ориента-ции, которая произошла в российском об-ществе на рубеже веков, триумфа идей личности, свободы, демократии, начавшей-ся интеграции России в мировые цивилизационные процессы. В этих условиях ду-ховность личности не может питаться только традиционными ценностями русской жизни, точно так же как ее нравствен-ность и гражданственность не могут ис-кать опору лишь в общинных традициях.

В современных условиях нужны более адекватные современной научной картине мира и самосознанию человека средства его социализации.

На это еще в начале века обращал внимание педагогов С.И.Гессен, который в своей концепции национального образова-нии исходил из мысли, что оно является отражением непрерывно развивающейся национальной жизни и культуры, следова-тельно, должно пребывать в процессе творческого развития: "Только приумножая культурное достояние предков, можно его сохранить, ибо дела предков живут не в нашей пассивной памяти, но в наших творческих усилиях и достижениях". Этот подход предполагает взаимодействие двух категорий: "предания" (сохранение культур-ного наследия) и "задания", т.е. его твор-ческое, качественное развитие, достижение нацией, школой, учеником нового, прежде не бывалого, культурного состояния.

По мнению С.И.Гессена, национальным является то образование, которое всесто-ронне, полноценно отражает достижения современной культуры и цивилизации, обеспечивает качественное овладение ими и на этой основе -- вхождение учащихся в жизнь общества, народа, человечества.

В свете этой концепции русская нацио-нальная школа видится как целостное культурно-образовательное пространство, где живут и "предания" и "задания", на основе которых теоретическим я практи-ческим путем воссоздаются культурные образцы национальной жизни, происходят культурные события, создаются произведе-ния культуры, творится история жизни (учащихся, школы), развиваются нрав-ственные отношения, осуществляются гражданские акции, и в этой разносторонней жизнедеятельности ученик обретает свою культурную идентичность и стано-вится человеком русской культуры.

Такой подход приводит к пониманию необходимости выстраивания среды школы как ментального пространства, открытого для вхождения в него новых культурно-образовательных реалий.

Принципиальное значение для определения стратегии развития современной школы имеет сочетание личностного и социо-ориентированного подходов. Выполнение школой своих фундаментальных функций возможно при условии ее развития как инновационного образовательного учреждения, жизнедеятельность которого направлена, с одной сторо-ны, на поддержку социума, а с другой -- на создание социально-педагоги-ческих условий для личностного развития школьников как субъектов исто-рии (страны, семьи и т.д.), культу-ры, и соб-ственной жизни в открытом гражданском
обществе.

С учетом положений разработана структура инвариантной модели современной школы, которая включает следующие компоненты-диагностический: выявление социально-педагогической ситуации ментального пространства и культурно-образовательной среды школы, ценностно-смысловой: обоснование миссии, функций, ценностей и целей школы;

· содержательно-процессуальный: определение типа образования и

содержания соответствующих ему образовательных процес-сов;

· личностно-деятельностный: способы жиз-недеятельности сельского школьника как субъекта народной жизни, культуры, образования;

профессионально-творческий: инновационные процессы и способы развития педагогической культуры школы, педагогов, роди-телей;

управленческий: принципы и содержание управленческой деятельности, критерии оценки качества образования в школе.

В соответствии с идеей, о влиянии школы на развитие общества, образование в данной модели выполняет социально-терапевтическую (оздоровительную), культурно-созидательную, адаптивную, экологически-охранительную и другие гуманитарные функции. Выполнение этих функций предписывает школе:

быть школой массовой, т.е. не осуще-ствлять специального отбора контингента учащихся ни по одному признаку;

гарантировать всем учащимся получение базового общего среднею образования, ко-торое необходимо для нормальной жизнедеятельности в условиях города;

обеспечить усвоение выпускниками шко-лы базовых компонентов культуры: культу-ры потребностей, познания, труда, обще-ния, духовной, самовоспитания;

обеспечить поддержку одаренности как норму жизнедеятельности учителей и уча-щихся, предоставить им возможность вы-бора дополнительного содержания образо-вания в соответствии со способностями, склонностями и желаниями, исходя из ре-ального образовательного потенциала шко-лы и ее окружения;

обеспечить высокий престиж знаний, творчества, мастерства в любом деле че-рез создание эмоционального поддержива-ющего фона, атмосферы духовности, ини-циативности;

исключить возможность ущербной само-оценки учеников, утвердить в них веру в свои способности, создать условия для позитивного самоутверждения каждого школьника в учении, опытничестве, техническом и худо-жественном творчестве и других сферах самореализации личности.

Образование в контексте культуры озна-чает, что осмысление учеб-ного процесса осуществляется в соответ-ствии с общечеловеческими ценностями и теми социальными последствиями, которые они имеют для человека, природы, жизни на земле.

Включение в учебный процесс культуро-логического содержания потребовало разра-ботки новых учебных планов, программ, курсов (мифология и культура, наука и религия, человековедение и др.). Культуро-логический подход предполагает также от-крытость школы социально-культурной среде, проведение занятий в мастерских, использование развивающей природной и, предметно-культурной среды. Итак, характеристика основных компо-нентов проектируемой модели школы позволяет заключить, что в целом она отличается следующими особенностя-ми;

гуманитарной и экологической направ-ленностью, ориентацией на общечеловеческие ценности и жизненно важные проблемы;

культурологическим подходом к образованию, стремлением превратить школу в культурный центр и организацию соответствующей культурно-образовательной среды, открытостью социуму;

интегративным характером образова-тельных процессов, изучением в едином комплексе природы, человека, культуры. Уста-новлением межпредметных связей и фор-мированием у учащихся общей картины мира;

практической ориентированностью на трудовую деятельность стае, в которой максимально реализуются ценностные ориентации, интересы и спо-собности человека, умело сочетающего за-ботливое, бережное отношение к земле, технике, окружающей природе с культур-ными потребностями личности и участием в социально-экономическом обновлении государства.

Таким образом, опытно-эксперименталь-ная работа по моделированию образова-тельных пространств современной школы выявила возможность их вариантов выше, уже была предметом специальных исследований. Однако закономерности ва-риативной организации образовательного пространства еще в достаточной степени не раскрыты. Модернизация школы, приведение ее в соответствие с современ-ными требованиями возможны лишь на основе создании интегрального образова-тельного пространства -- таков вывод, к которому приводит нас изучение истории возникновения и реализации инновацион-ных образовательных стратегий. следует подчеркнуть что дальней-шая разработка стратегий развития школы в современном мире должна опираться, во-первых, на исторический опыт, в результате которого определилась ее уникальная миссия, ценности и цели, культурно-образовательные традиции и принципы жизнедеятельности; во-вторых, на научное осмысление феномена изучение школы как развиваю-щейся открытой культурно-педагогической среды, обеспечивающей индивидуально-личностное развитие учащихся и находя-щейся в многообразных отношениях социумом. Это означает, что стратегия развития современной школы должна иметь в своей основе ряд ключевых пози-ций, среди которых важнейшими являют-ся: педагогическая поддержка ее нацио-нального своеобразия, создание интеграль-ного образовательного пространства, пере-ход к личностно ориентированному типу образования, развитие государственно-обще-ственных и общественно-государственных форм управления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.