Рефераты. Образование в России и в ряде зарубежных стран в конце ХХ века. Болонская конвенция

Однако Дж. Зевин отмечает в качестве тревожного симптома, что "курсы соци-альных дисциплин практически не оказы-вают никакого влияния на позицию уча-щихся". Это объясняется традиционной нейтральностью школы, "которая стремит-ся избежать крайностей или четко выра-женного отношения к общественным проб-лемам" [4]. Существует негласное требова-ние давать учащимся знания в объектив-ной и нейтральной форме.

Американские педагоги большое внима-ние уделяют развитию междисциплинар-ных связей. Традиционное разделение об-разования на отдельные предметы (или программы обучения) приводит к фраг-ментаризации учебного опыта учащихся, при этом утрачивается понимание глобаль-ных взаимосвязей между различными учебными областями и методами их изу-чения. При таком подходе в центр про-цесса обучения ставится сам предмет, а не потребности и интересы учащихся. Междисциплинарный подход дает возмож-ность избежать подобной ситуации.

Межпредметные связи могут быть пред-ставлены теориями, умениями, общими идеями, которые составляют ядро соци-альных наук. На уроках обществоведения можно обсуждать вопросы политики, на уроках литературы -- анализировать эти-ческие или личностные проблемы, на уро-ках биологии или физики -- подробно рассматривать экологическую тематику. В результате происходит взаимное обогаще-ние предметов идеями и методическими приемами. На основе социальных и гума-нитарных дисциплин возможно создание интегративных курсов (например, "Война и образование"). Междисциплинарный под-ход представляет собой наиболее эффек-тивный путь обучения гражданским навы-кам, критическому мышлению, принятию решений, работе в команде, сотрудниче-ству и т.д.

Важной вехой в развитии гражданского образования в США стало принятие наци-ональных стандартов по граждановедению и государственному устройству, разработан-ных Центром гражданского образования при поддержке Департамента образования США [5]. Они не являются обязательны-ми, но служат в качестве рекомендаций для создания учебных программ на мес-тах, что вполне согласуется с американс-кой традицией децентрализации образова-тельной сферы.

В документе указано, что учащимся сле-дует знать и уметь в области граждановедения и государственного устройства по окончании той или иной ступени обучения (IV, VIII и XII классы средней общеобра-зовательной школы) [6]. Стандарты вклю-чают в себя также вопросы и темы из других социальных и гуманитарных дис-циплин -- истории, литературы, геогра-фии, экономики. Кроме того, чтобы соот-ветствовать всем этим требованиям, уча-щиеся должны иметь практический опыт социальных отношений внутри класса, в школе, в общине, который направлен на воспитание необходимых навыков граждан-ского участия. Практическое назначение этого документа заключается, прежде всего, в том, чтобы быть важным дополнитель-ным ресурсом для разработки учебников, программ, систем оценок и т.д. Стандар-ты предусматривают развитие: умения мыслить, выражать свое мнение, анализи-ровать, подводить итоги с помощью раз-личных форм совместной работы, модели-рования, ролевых игр, дискуссий, индиви-дуальных и групповых проектов. Эти методы обучения не только повышают инте-рес к предмету, но и обеспечивают более глубокое усвоение его содержания, выра-ботку гражданских навыков и привержен-ность демократическим ценностям.

Как отмечает Дж. Патрик, "если мы хо-тим, чтобы наши учащиеся были готовы к выполнению роли активных граждан в конституционной демократии, они должны овладеть гражданскими навыками и цен-ностями, необходимыми для эффективного участия в деятельности организаций граж-данского общества" [1]. Поэтому на прак-тических занятиях в классе, в школьных мероприятиях, s общественной жизни за стенами учебного заведения необходимо развивать в детях и подростках дух со-трудничества, доверия, толерантности, уве-ренности в себе, лидерства. Для этого требуется создание такой демократической обстановки в школе, которая в максималь-но возможной степени и в соответствии с уровнем развития учеников предусматрива-ет активные действия и ответственность. Так, первоначально именно в США были предприняты попытки вовлечения учащих-ся, а обсуждение предлагаемых им учеб-ных программ, в процесс постановки за-дач своего обучения с целью помочь им шире и глубже понять самих себя и ок-ружающий мир.

Чувством гордости за свою страну, ее историю и современные достижения про-низано все содержание образования в США. Но важно отметить, что многое и вне школьного пространства способствует воспитанию достойного гражданина. Это и отношение к американскому флагу (его можно видеть повсюду), и большое коли-чество широко отмечаемых национальных праздников -- День Независимости, День флага, День памяти, День Конституции, и рассмотрение в качестве величайших на-циональных достижений трех докумен-тов -- Конституции США, Билля о пра-вах и Декларации Независимости, которые хранятся в здании Национального архива в Вашингтоне. Все это не может не вос-питывать в юных американцах благоговей-ного отношения к гражданственности и законности в своей стране.

2.2 Особенности современной голландской средней школы

Темпы роста голландской экономики про-должают оставаться самыми высокими в Западной Европе. По данным швейцар-ской бизнес - школы IMD, Нидерланды за-нимают четвертую строчку после США. Сингапура и Гонконга в списке первых десяти наиболее конкурентоспособных стран мира. Долгое время высокая зара-ботная плата, значительные социальные пособия и большие налоги сдерживали рост производства. Сейчас положение в корне изменилось. Экономический подъ-ем -- результат новой политики в этой области. Постепенно сокращаются пособия по безработице, замедлен рост заработной платы при понижении прямого налогооб-ложения. Предприятия наращивают мощ-ности, растет предпринимательство, реша-ется проблема создания новых рабочих мест. В октябре 1999 г, статистическое бюро ЕС Eurostat зафиксировало падение безработицы в Нидерландах до 3.0% (для сравнения: в Швеции -- 6,6%, в Германии -- 9,1%. во Франции -- 10.6%, в США -- 4.1%. в Японии -- 4,6%. а в среднем по странам ЕС -- 9,1%).

Время требует широко образованных спе-циалистов, умеющих эффективно приме-нять свои знания на практике, владеющих иностранными языками, способных прово-дить презентации и вести деловые перего-воры, создавать союзы для совместной работы. -- Другими словами, хорошо представляющих, как в современном мно-го культурном обществе строить деловые отношения. Подготовкой таких кадров за-нимаются образовательные учреждения. В условиях быстро трансформирующийся экономики для сохранения роста конкурентоспособно-сти уровень образования постоянно дол-жен повышаться. В настоящее время толь-ко 4.9% ВВП Голландии тратится на сфе-ру образования. В отчете о состоянии об-разования в мире "Education at a glance" OESO (Organisatic voor Economische Sainenwerk en Ontwikkeling) отмечается, что около 90% выпускников средней школ для успешной карьеры в современных Германии, Франции, Англии и США условиях во всех областях деятельности, имеют соответствующий уровень образования. Два низших отделения средней школы что около 90% выпускников средней шко-лы Германии, Франции, Англии и США имеют соответствующий уровень образова-ния. Однако третья часть голландцев, за-канчивающих среднюю школу, не получа-ет должной полготовки для диплома о среднем образовании. Их умения, знания и навыки недостаточны ни для продолже-ния учебы, ни для профессиональной дея-тельности. Из общего числа поступающих в институты и университеты каждый чет-вертый студент вынужден прекратить уче-бу, так как не может сдать сессии либо уже на первом, либо на втором курсе. Низшие отделения средней школы дают такую узкую специализацию, что через несколько лет ее выпускники становятся безработными: их знаний уже не хватает, а найти новую работу или продолжить образование они не могут.

Голландская средняя школа, в которую дети приходят после восьмилетней началь-ной, представлена следующими отделения-ми среднего образования разного уровня:

VWO -- до университетское образование. 6-летний курс для детей с 12 до 18 лет:

HAVO -- старшее общее среднее обра-зование, 5-летний курс для детей с 12 до 17 лет;

MAVO -- младшее общее среднее обра-зование, 4-летний курс для детей с 12 до 16 лет:

VBO -- до профессиональное образова-ние, 4-летний курс для детей с 12 до 16 лет;

МВО -- старшее среднее профессио-нальное образование. 4-летниЙ курс для учащихся с 16 до 20 лет.

По данным министерства образования, за прошлый учебный год в Гааге средний школьный балл составлял 5,3 (при 10-балльной системе оценок), в Утрех-те -- 5,8, а по стране в среднем -- 6. Для повышения качества подготовки тре-буется увеличение капиталовложений в об-разование, так как в целях совершенство-вания его эффективности сейчас в стране проводятся широкомасштабные реформы учебного процесса и учебных программ.

На всех четырех отделениях голландской средней школы увеличено количество об-щеобразовательных предметов: именно здесь должна закладываться база разносто-роннего развития ребенка, необходимого для успешной карьеры в современных ус-ловиях во всех областях деятельности. Два низших отделения средней школы объединены в отделение прикладного об-разования, в программу включены два иностранных языка, экономика, математи-ка, обществоведение и биология. Более высокий уровень развития откроет для выпускников новые возможности, сделает доступными многие профессии, даже в том случае, если надо доучиться или пе-реучиться на новую специальность. До сих пор в старших классах высших отде-лений, на которых учится 42% всех школьников, учащийся выбирал шесть или семь предметов, изучал их и сдавал по ним экзамены. Диплом этих отделений средней школы давал право поступления в институт или университет на любые факультеты без экзаменов. И уже на пер-вых курсах выяснялось, что учеба невоз-можна, потому что если, например, в школе изучались голландский и немецкий языки, география, биология, рисование и музыка, то быстро обнаруживается элемен-тарная нехватка знаний. Даже в случае правильного выбора количество предметов (6---7) так мало, а само образование так узконаправленно и столь специализирован-но, что не хватает, обшей подготовки. Кроме того, первокурсники не умеют пла-нировать и организовывать свои занятия. Начиная с 2003 учебного года, изме-нена вся работа в старших классах HAVO и VWO. Увеличено число предме-тов, стало обязательным изучение двух иностранных языков. Теперь старшеклас-сники будут выбирать не отдельные пред-меты, а профиль обучения. Профиль -- это область знаний, включающая целый набор обязательных предметов и несколь-ко дополнительных по выбору, которые либо углубляют знание уже имеющегося предмета, либо увеличивают их число. Таких профилей четыре: "Природа и тех-ника". "Природа и здоровье", "Экономика и общество", "Культура и общество". Со-держание каждого из них учитывает пре-емственность образования в высших учеб-ных заведениях. В содержание входят об-щеобразовательный раздел, на долю кото-рого отводится половина учебного време-ни, профильная обязательная часть (треть времени) и свободная часть. Общеобразовательный раздел любого профиля вклю-чает следующие предметы: голландский язык, английский язык, второй иностран-ный язык, общее естествознание, история и общество, культура и искусство, физи-ческая культура. Раньше обязательными были только голландский и один из со-временных иностранных языков. В про-фильные обязательные части входят курсы: "Природа и техника" -- математика, фи-зика, химия; "Природа и здоровье" -- биология, химия, физика, математика: "Экономика и общество" -- экономика, математика, история, география: "Культура и общество" -- иностранный язык, исто-рия, математика, культура и искусство, философия в VWO или экономика в HAVO. Свободную часть, из которой надо выбирать, по крайней мере, один предмет, поставляют: обществоведение, изучающее основные законы развития общества и взаимоотношения личности и общества: культура и искусство, половина курса это-го предмета -- это всемирная литература, на оставшихся уроках изучают историю литературы и искусства. В свободную часть введен новый предмет -- "Менедж-мент и организация". Кроме того, увели-чено число языков, которые можно изу-чать как иностранные: теперь это не только традиционные английский, немец-кий и французский, а также испанский, русский, итальянский, арабский, турецкий и фризский языки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.