Рефераты. Образование в России и в ряде зарубежных стран в конце ХХ века. Болонская конвенция

Модернизация российского образования необходимо, улучшения материальной базы и культурно - педагогической среды, создание интегрального образовательного пространства, улучшения не только образования, но и управления им. Что бы оценить на сколько развито образование в России лучший способ сравнения его с другими странами, процессами образования в них, их материальной технической базы среднего и высшего образования, патриотического воспитания на всё пути образовательного процесса от детского сада до высшего учебного заведения.

Глава 2 Образование в странах западной Европы (США, Голландия и Кипр)

2.1 Реформирования образования США в 70-е г. ХХ века

Процесс реформирования образования, ох-вативший весь мир, начиная с 70-х гг. ХХ в., не мог не затронуть и американскую общеоб-разовательную школу. Решались вопросы как управления образованием (создание национальных стандартов), так и не по положительных нравственных качеств, в связи с этим были созданы национальные комиссии по пересмотру содержания обра-зования по циклам учебных дисциплин и по отдельным предметам.

В США, в отличие от многих европей-ских стран, всегда существовала более демократичная (как по духу, так и по структуре) образовательная система. На-пример, американцам принадлежит при-оритет в становлении массовой ("всеохва-тывающей") средней школы, внутри кото-рой учащиеся распределялись на разные учебные потоки, но в организационном отношении она была единой.

Однако самое важное отличие американ-ской системы образования, которое граж-дане этой страны не без гордости счита-ют своим завоеванием, -- это ее децент-рализация, принцип, положенный в основу управления этой важной социальной сфе-рой и исторически связанный с другим демократическим завоеванием американско-го народа -- развитием федерализма, ос-нованного на значительной самостоятель-ности штатов. Такой подход к управлению образованием позволил создать уникаль-ную политико-правовую схему взаимосвя-зей между центром, штатом и местной властью, причем отношения между двумя последними уровнями в каждом штате имеют свои особенности, определяемые во многом местными обычаями, традициями, историей. Таким образом, принцип разно-образия (плюрализма) как один из осно-вополагающих присутствует при решении всех вопросов в области образования -- начиная с законодательства и кончая сро-ками обязательного обучения, учебными планами и программами.

Образование в США изначально счита-лось сферой компетенции штата либо ме-стных органов власти. До сих пор суще-ствует 50 разных образовательных систем в штатах (в каждом из них -- свой орган управления образованием, свое зако-нодательство, суперинтендант), к тому же есть различия и внутри штата между от-дельными округами: именно им делегиро-ваны основные полномочия по практиче-скому управлению школьными округами. На территории США действует около 15 тыс. школьных округов, каждый из которых отличается целями и философией образования.

Компетенция федерального правительства ограничена вопросами финансирования образования как важной сферы социально-го благополучия американского народа, что закрепляется Конституцией США. Справед-ливости ради необходимо добавить, что образование всегда рассматривалось и рас-сматривается как высший приоритет феде-рального правительства: США являются одной из передовых стран по уровню финансирования государственных школ и школьных программ. В 1974 г. было соз-дано федеральное Министерство образова-ния, на которое возлагалась ответствен-ность за проведение общей политики на федеральном уровне в плане продвижения образовательных программ, фонда и т.п.

Большое внимание образованию уделя-лось со стороны президентов США: его проблемы всегда занимали существенное место, как в предвыборных программах, так и в текущей политике. Так, Р.Рейган и Дж. Буш делали ставку на повышение качества образования; Б.Клинтон в этом вопросе пошел дальше: при нем была предпринята попытка унифицировать учеб-ную программу путем введения нацио-нальных стандартов по всем предметам средней школы. Такой поворот в политике федеральной власти был обусловлен расту-щей в обществе озабоченностью, а отно-шении снижения результатов национальных тестов и качества подготовки педагогиче-ских кадров.

Ключевым моментом реформы стал во-прос о том, что составляет суть образова-ния -- содержание учебного предмета или же воспитание личности. В первом случае акцент должен делаться на предметной подготовке учащегося (и, соответственно, приоритетное значение при определении эффективности обучения имеют высокие показатели успеваемости). Второе направ-ление ставит целью образования интеллек-туальное и духовное развитие личности; передача ученику определенных знаний рассматривается лишь как часть учебно-воспитательной работы, эффективность ко-торой уже напрямую зависит от професси-ональных и моральных качеств педагога, от отношений внутри учебного заведения, от школьного духа, следственно его содержания (учебные про-граммы). Все большее значение приобре-тал воспитательный эффект учебной рабо-ты. Ставилась цель, чтобы полученные знания, навыки и умения способствовали формированию гражданского самосознания. Такой подход к содержанию обучения в школе имеет самое непосредственное отно-шение к разработке концепции граждан-ского образования в США, в которой за-действованы лучшие специалисты в обла-сти педагогики и других гуманитарных наук. При каждом университете имеется центр или даже институт, занимающийся вопросами обучения демократии, правам человека и др. Американцы считают под-держание общества, основанного на идеа-лах демократии, постоянной задачей обра-зования и воспитания, а не полностью достигнутой целью. В исследованиях аме-риканских ученых отмечается, что "Аме-рика все еще превосходит многие страны по степени гражданского участия и обще-ственного доверия", но в то же время выражается беспокойство относительно спада в развитии гражданского общества [1].

Это не просто веяние времени. Извест-ные мыслители и педагоги прошлого так-же были озабочены указанными проблема-ми. Они не только посвящали этому науч-ные труды, но и на практике пытались реализовать свои взгляды. Неоценимый вклад в развитие гражданского образова-ния внес американский мыслитель Дж. Дьюи, к опыту и теоретическому на-следию, которого сейчас все чаше обраща-ются современные практики и исследова-тели в области гражданско-правового об-разования.

Особой известностью заслуженно пользу-ется так называемая лабораторная школа, созданная в 18% г. Дж. Дьюи в Чикаго. Выдающемуся мыслителю удалось объеди-нить вокруг себя передовых психологов и педагогов своего времени. Ими были за-ложены основы (принципы) демократиче-ской организации школы: это "община", подлинное сообщество учителей, детей и их родителей, где были созданы уникаль-ные условия для полноценного развития личности, как ученика, так и учителя. За-нятия в этой школе строились по принци-пу реализации в них важных человече-ских потребностей -- в сотрудничестве и взаимодействии. Это было не столько ме-сто для сообщения знаний, сколько про-странство, где "под мудрым руководством педагогов развивается настоящий соци-альный инстинкт ребенка, раскрываются заложенные в нем силы ума, души и тела.

В дальнейшем дело Дж. Дьюи было продолжено новаторами в области педаго-гики не только Америки, но и Европы, Эффективность воспитания гражданина в условиях школы была подтверждена опы-том Вруклайнской школы (штат Массачу-сетс), школы Саммерхилла и в наше вре-мя -- опытом школы Сэндс (Англия), Бальдорфских школ (Германия) и др.

Американский подход в гражданском образовании характеризуется значительной автономией школ, которые имеют возмож-ность самостоятельно формировать учеб-ные планы. С одной стороны, в их рас-поряжении широкий выбор вариантов, форм, методов и материалов для занятий, а с другой -- высокая ответственность не только за качество и профессионализм учителей и учебных программ, но и за отражение интересов всевозможных групп учащихся. В целом такой подход призван продемонстрировать ценность плюрализ-ма -- основной черты национального са-мосознания американцев.

В настоящее время модернизация учеб-ных программ идет по двум направлени-ям: обновляется содержание традиционных дисциплин, изменяется их удельный вес в учебных планах, а также вводятся новые дисциплины. Как и в большинстве стран, в США наибольшая доля учебного време-ни отводится предметам гуманитарно-об-ществоведческого цикла (45--57%) с пре-обладанием среди них родного и ино-странных языков. При этом основное бре-мя социализации лежит на социальных дисциплинах. Это означает, что они долж-ны не только давать учащимся информа-цию (например, о том, как работает по-литическая система США), но и быть нацелены на передачу определенного набо-ра ценностей, часть из которых является традиционной, а часть -- адаптирована к новым историческим реалиям (уважение к закону, гражданские права, права мень-шинств, стремление к разрешению кон-фликтов и т.п.). Более того, социализация личности понимается шире: если этот процесс ограничить воспроизводством уже существующих норм, обычаев и ценно-стей, то это будет скорее обучение кон-формизму, чем формирование умений действовать эффективно внутри определенного сообщества. Понимая социализацию как формирование социальной компетентности, американские исследователи включают сюда и обучение практическим навы-кам -- мыслить критически, т.е. оспари-вать, подвергать сомнению те понятия и обычаи, которые превалируют в обществе в настоящий момент. Такое качество по-зволяет личности генерировать новые, све-жие идеи -- это и есть существенный аспект просвещенного демократического разума [3].

В США существуют глубокие традиции в изучении граждановедения. Однако на практике это не означает, что среди пред-метов социального цикла обязательно при-сутствует самостоятельный одноименный предмет: обычно это курсы по выбору учащихся. Более того, в учебных програм-мах со временем могут обновляться их названия, но содержание и методика пре-подавания остаются неизменными.

Как правило, изучение граждановедения идет в связке с курсом государственного устройства США (штата, местного сооб-щества). Учащиеся получают информацию о том, как работает политическая система США, при рассмотрении следующих тем: "Как законопроект становится законом", "Система противодействия в политике", "Политические партии", "Процедуры выбо-ров", "Конституция США" и "Билль о правах". В IV--VJ классах при изучении организации местного сообщества учащие-ся приобщаются к таким ценностям, как соседство, дружба, сотрудничество, без ко-торых невозможны связи и отношения внутри школы и в рамках микросоциума. В средней школе их сменяют конституци-онные принципы и политические институ-ты и далее -- вопросы политики и поли-тического участия. В курсах истории или экономической теории граждановедческая тематика может быть прослежена как важное направление в общем контексте дисциплины. Большое внимание гражданс-кой ответственности уделяется на занятиях по американской литературе.

Признавая важность и актуальность про-блемы воспитания достойных граждан, американские педагоги подходят к соци-альным дисциплинам не как к самоцели, а как к пути вхождения учащихся в общественную жизнь. Например, школы Ка-лифорнии выбрали историю в качестве основного курса в цикле социальных дис-циплин. Но при этом обучение тесно свя-зывается с подбором современного матери-ала и актуальных проблем для обсужде-ния. Если обязательным предметом стано-вится этнография, то на уроках широко представлены различные аспекты культур-ных и исторических особенностей народов, населяющих США.

Преподавание граждановедческих дисцип-лин нацелено на "осознание социальных причин, последствий и отношений как необходимый атрибут социальной компе-тентности" [3]. Акцент переносится с ме-ханического запоминания и заучивания фактов на понимание и установление свя-зей событий и явлений. Это требует про-ведения анализа и исследования проблем, которые выходят за рамки лекционной ме-тодики и предполагают активизацию по-знавательной деятельности учащихся.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.