Рефераты. Готовность педагогического коллектива к инновациям

С помощью методики выявляются следующие направленности:

Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

Направленность на общение (О) - стремление при любых условиях поддерживать отношения людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Инструкция: «Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас.

Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «больше всего».

Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего».

Таким образом, для ответов на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.

Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для Вас».

2.2 Результаты исследования

Методика 1. Анкетирование (См. Приложение №1)

Анкета №1. Восприимчивость педагогов к новому

Уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам:

К = 148 / 270 = 0,54.

0,45 < К < 0,65 - низкий уровень.

Таким образом, уровень восприимчивости педагогов к новому является низким.

Анкета № 2. Информационная готовность педагогического коллектива

Все педагоги ответили, что получают информацию об инновациях:

- на совещаниях и семинарах;

- из средств массовой информации;

- на совещаниях в школе.

46, 6 % педагогов получают информацию также из книг по вопросам инноватики и из общения с коллегами в школе.

20 % - из общения с коллегами других школ.

Квалификационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств:

К = 15 / 15 = 1; К > 0,85 - оптимальный уровень.

Таким образом, квалификационная готовность педколлектива к инновациям является оптимальной.

Анкета № 3. Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств

Результаты анкетирования показали, что осознанием недостаточности достигнутых результатов и желанием их улучшить руководствуются в своей инновационной деятельности 20 % педагогов; высоким уровнем профессиональных притязаний, сильной потребностью в достижении высоких результатов - 20 %; потребностью в контактах с интересными, творческими людьми - 53, 3 %; желанием создать хорошую, эффективную школу для детей - 20 %; потребностью в новизне, обновлении, смене обстановки, преодолении рутины - 26,6 %; потребностью в лидерстве - 6, 6%; потребностью в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей - 20 %; потребность в самовыражении, самосовершенствовании - 20 %; ощущением собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенностью в себе 20 %; желанием проверить на практике полученные знания о новшествах - 6,6%; потребность в риске - 0%; материальными причинами: повышением заработной платы, возможностью пройти аттестацию и т.д. - 46,6 %; стремлением быть замеченным и по достоинству оцененным - 40 %.

Таким образом, в своей инновационной деятельности педагоги в первую очередь руководствуются мотивами, связанными с потребностью в контактах с интересными и творческими людьми, с материальными причинами: повышением заработной платы, возможностью пройти аттестацию и т. д., со стремлением быть замеченным и по достоинству оцененным. Мотивы, связанные с самоусовершенствованием не играют у педагогов значительной роли.

Анкета № 4. Антиинновационные барьеры учителей, препятствующие освоению инноваций

Анкетирование выявило у педагогов следующие антиинновационные барьеры: слабая информированность в коллективе о возможных инновациях - у 6,6 % педагогов; убеждение, что эффективно учить можно и по-старому - у 20 %; плохое здоровье, другие личные причины - у 33,3%; большая учебная нагрузка - у 40%; небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционное - у 20%; отсутствие материальных стимулов - у 40%; чувство страха перед отрицательными результатами - у 20%; разногласия, конфликты в коллективе - у 6,6%.

Таким образом, преобладают такие барьеры, как большая учебная нагрузка, личные причины, плохое здоровье.

Анкета № 5. Уровень новаторства учителей в школьном коллективе

Анкетирование показало, что большинство педагогов относят себя к группе «С» - 40 %. То есть большинство педагогов воспринимают новшества умеренно. Не стремятся быть среди первых, но и не хотят быть среди последних. К группе «Б» относят себя 33,3%%, к группе «Д» - 13,3%, к группе «Е» - 13,3%. Всего к группам «Д» и «Е», принадлежность к которым свидетельствует о высоком уровне новаторства, относят себя 26,6% педагогов.

Таким образом, анкетирование показало низкий уровень восприимчивости педагогов к новому; оптимальный уровень информационной готовности педагогического коллектива к инновациям; преобладание таких антиинновационных барьеров, как большая учебная нагрузка, личные причины, плохое здоровье. Большинство педагогов воспринимают новшества умеренно. Не стремятся быть среди первых, но и не хотят быть среди последних.

В своей инновационной деятельности педагоги в первую очередь руководствуются мотивами, связанными с потребностью в контактах с интересными и творческими людьми, с материальными причинами: повышением заработной платы, возможностью пройти аттестацию и т. д., со стремлением быть замеченным и по достоинству оцененным. Мотивы, связанные с самоусовершенствованием не играют у педагогов значительной роли.

Методика 2. Самоактуализационный тест (САТ) (См. Прилож. №2)

Средний балл шкалы Компетентности во времени (Тс) - 12, высокий уровень. Это свидетельствует о способности педагогов жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте.

Средний балл шкалы Поддержки (I) - 70, высокий уровень. Шкала измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне. Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках.

Средний балл шкалы Ценностных ориентаций (SAV) - 14,6 баллов - достаточно высок, он измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности.

Средний балл шкалы Гибкости поведения (Ex) 14,4 баллов - высокий Он диагностирует степень гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Средний балл шкалы Сензитивности к себе (Fr) - 7,9 баллов, средний уровень. Он определяет, в какой степени человек отдаёт себе отчёт в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо ощущает и рефлектирует их.

Средний балл шкалы Спонтанности (S) - 9 баллов, высокий уровень. Он измеряет способность индивида спонтанно и непосредственно выражать свои чувства.

Средний балл шкалы Самоуважения (Sr) - 9,4, высокий уровень. Он диагностирует способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них.

Средний балл шкалы Самопринятия (Sa) - 12, средний уровень. Он регистрирует степень принятия человеком себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, возможно, вопреки последним.

Средний балл по шкале Представлений о природе человека (Nc) составляет 4,9 баллов Средний уровень. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную («люди в массе своей скорее добры»).

Средний балл по шкале Синергии (Sy) - 5 баллов, высокий уровень, он определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.

Средний балл по шкале Принятия агрессии (А) - 13,2 балла, высокий уровень. Высокий балл по шкале свидетельствует о способности индивида принимать своё раздражение, гнев, и агрессивность как естественное проявления человеческой природы.

Средний балл по шкале Контактности (С) - 9 баллов, средний уровень, характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов с людьми или, используя ставшую привычной в отечественно социальной психологии терминологию, к субъектному общению.

Средний балл по шкале Познавательных потребностей (Cog) - 9 баллов, высокий уровень, он определяет степень выраженности у субъекта стремления к приобретению знаний об окружающем мире.

Средний балл шкалы Креативности (Cr) - 7,1 балла, средний уровень. Характеризует выраженность творческой направленности личности.

Таким образом, по шкалам компетентности во времени, поддержки, ценностных ориентаций, гибкости поведения, спонтанности, самоуважения, синергии, принятия, агрессии, познавательных потребностей педагоги набрали высокие баллы.

По шкалам Сензитивности к себе, представления о природе человека, контактности, креативности - средние показатели.

В целом уровень самоактуализации личности у педагогов является достаточно высоким, что способствует инновационной деятельности педагогов.

Методика 3. Шкала оценки потребности в достижении (См. Приложение №3)

Исследование выявило средний уровень мотивации достижения у педагогов. У 13,3% он высокий; у 46,6% - средний; у 40% - низкий.

Методика 4. Направленность личности (ориентационная анкета) (См. Приложение №4)

Исследование показало, что большинство педагогов направлены на общение - 40%: 33,3% направлены на себя; 26,6% - на дело. Для инновационной деятельности наиболее всего важна направленность на дело, которая у педагогов выражена наименее всего.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.