- определение потребности в изменениях;
- сбор информации и анализ ситуации;
- предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;
- принятие решения о внедрении (освоении);
- собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;
- институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.
Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл.
В качестве содержания инновации могут выступать:
научно-теоретическое знание определённой новизны;
новые эффективные образовательные технологии;
выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению.
Нововведения в сфере образования - это новые качественные состояния образовательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.
Инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.
Существуют различные виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют [28; 137 - 138]:
1) по источнику возникновения:
внешние (разрабатываются за пределами образовательной системы);
внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы).
2) по масштабу использования:
- единичные;
- диффузные.
3) в зависимости от функциональных возможностей:
- нововведения - условия: обеспечивают эффективный образовательный процесс (новое содержание образования, инновационную образовательную среду, социокультурные условия и т.д.);
- нововведения-продукты: педагогические средства, технологические образовательные проекты и т. д.;
- организационно-управленческие нововведения: качественно новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование.
4) по признаку интенсивности инновационного изменения или уровню инновационности:
- инновации нулевого порядка - это регенерация первоначальных свойств системы (воспроизводство традиционной образовательной системы или ее элемента);
- инновации первого порядка характеризуются количественными изменениями в системе при неизменном ее качестве;
- инновации второго порядка представляют собой перегруппировку элементов системы и организационные изменения (например, новая комбинация известных педагогических средств, изменение последовательности, правил их использования и др.);
- инновации третьего порядка - адаптационные изменения образовательной системы в новых условиях без выхода за пределы старой модели образования;
- инновации четвертого порядка содержат новый вариант решения (это чаще всего простейшие качественные изменения в отдельных компонентах образовательной системы, обеспечивающие некоторое расширение ее функциональных возможностей);
- инновации пятого порядка инициируют создание образовательных систем “нового поколения“ (изменение всех или большинства первоначальных свойств системы); инновации шестого порядка - в результате их реализации создаются образовательные системы “нового вида“ с качественным изменением функциональных свойств системы при сохранении системообразующего функционального принципа;
- инновации седьмого порядка представляют высшее, коренное изменение образовательных систем, в ходе которого меняется основной функциональный принцип системы. Так появляется “новый род“ образовательных (педагогических) систем.
5) по осмыслению перед внедрением инноваций:
случайные: инновации надуманные и привнесённые извне, не вытекающие из логики развития образовательной системы. Чаще всего они внедряются по приказу вышестоящего руководства и обречены на поражение;
полезные инновации, соответствующие миссии образовательного учреждения, но неподготовленные, с неопределёнными целями и критериями, не составляющими единого целого со школьной системой;
системные инновации, выведенные из проблемного поля с чётко обозначенными целями и задачами. Они строятся на основе учёта интересов учащихся и педагогов и носят характер преемственности с традициями. Они тщательно готовятся, экспертируются и обеспечиваются необходимыми средствами (кадровыми, материальными, научно-методическими).
В российских развивающихся образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях:
формирование нового содержания образования;
разработка и внедрение новых педагогических технологий;
создание новых видов учебных заведений [27; 54].
Кроме этого, педагогический коллектив ряда российских образовательных учреждений занимается внедрением в практику инноваций, уже ставших историей педагогической мысли. Например, альтернативных образовательных систем начала ХХ века М. Монтессори, Р. Штайнера, и т.д.
Таким образом, инновации в сфере образования - это новые качественные состояния образовательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.
Существуют различные виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют, различные направления инновационной деятельности. Чем выше ранг инноваций, тем выше требования к научно-обоснованному управлению инновационным процессом.
1.2 Условия реализации инновационной деятельности в образовательном учреждении
Развитие школы не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений, через инновационный процесс. Перемены не происходят только потому, что один человек или даже несколько руководителей пожелали этих перемен. Они происходят вследствие комплексного взаимодействия обстоятельств, политических и социальных сил, технических перемен, культуры организации, движущих сил и поступков, как лидера, так и подчиненных.
Чтобы эффективно управлять этим процессом, необходимо выявить условия реализации инновационной деятельности в образовательном учреждении [8; 94].
Всякий процесс (в том числе и инновационный) представляет собой сложное динамическое образование - систему, имеющую свою структуру.
Деятельностная структура представляет собой совокупность следующих компонентов: мотивы - цель - задачи - содержание - формы - методы - результаты. Все названные компоненты деятельности реализуются в определённых условиях (материальных, финансовых, гигиенических, морально-психологических, временных и др.), которые в саму структуру деятельности не входят, но при игнорировании которых инновационный процесс был бы парализован или протекал бы неэффективно [18; 7].
Субъектная структура инновационного процесса включает инновационную деятельность всех субъектов развития школы: директора, его заместителей, учителей, учёных, учащихся, родителей, спонсоров, методистов, преподавателей вузов, консультантов, экспертов, работников органов образования, аттестационной службы и др. Эта структура учитывает функциональное и ролевое соотношение всех участников каждого из этапов инновационного процесса. Готовность всех субъектов инновационного процесса к инновационной деятельности является одним из важнейших условий её реализации.
Уровневая структура отражает взаимосвязанную инновационную деятельность субъектов на международном, федеральном, региональном, районном (городском) и школьных уровнях. Очевидно, что инновационный процесс в школе испытывает на себе влияние (как позитивное, так и негативное) инновационной деятельности более высоких уровней. Чтобы это влияние было только позитивным, нужна специальная деятельность руководителей по согласованию содержания инноваций, инновационной политики на каждом уровне. Это является вторым важнейшим условием реализации инновационной деятельности. Кроме того, управление процессом развития конкретной школы требует рассмотрения его на индивидуальном, уровне малых групп, уровне всей школы, районном и региональном уровнях.
Содержательная структура инновационного процесса предполагает рождение, разработку и освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, организации образовательного процесса, в управлении школой и т.д. В свою очередь каждый компонент этой структуры имеет своё сложное строение. Так, инновационный процесс в обучении может предполагать нововведения в методах, формах, приёмах, средствах (то есть в технологии), в содержании образования или в его целях, условиях и пр. Соответствие содержательной стороны инновационного процесса реальным условиям образовательного учреждения является следующим необходимым условием реализации инновационной деятельности.
Особенностью инновационного процесса является его циклический характер.
Каждое нововведение проходит в этом процессе следующие этапы: - возникновение (старт);
- быстрый рост (в борьбе с оппонентами, рутинёрами, консерваторами, скептиками);
- зрелость (освоенность многими людьми, проникновение во все звенья, участки, части образовательного и управленческого процессов);
- рутинизация (достаточно длительное использование новшества - в результате чего для многих людей оно становится обычным явлением, нормой);
- кризис (имеется в виду исчерпанность возможностей применить его в новых областях);
- финиш (нововведение перестаёт быть таковым или заменяется другим, более эффективным, или же поглощается более общей эффективной системой).
Некоторые нововведения проходят ещё одну стадию, называемую иррадиацией, когда с рутинизацией новшество не исчезает как таковое, а модернизируется и воспроизводится, нередко оказывая ещё более мощное влияние на процесс развития школы. Например, технология программированного обучения до и после широкого распространения компьютеров в школах (сейчас фактически в каждой школе есть компьютерные классы, причём в большинстве из них с выходом в Интернет).
Специалист в области педагогической инноватики академик В.И. Загвязинский, исследовавший, в частности, жизненные циклы разных инновационных процессов, отмечает, что очень часто, получив положительные результаты от освоения новшества, педагоги необоснованно стремятся его универсализировать, распространить на все сферы педагогической практики, что нередко кончается неудачей и приводит к разочарованию, охлаждению к инновационной деятельности [10; 8].
Управленческая структура предполагает взаимодействие четырёх видов управленческих действий: планирование - организация - руководство - контроль. Как правило, инновационный процесс в школе планируется в виде концепции новой школы, или в виде программы развития школы; затем организуются деятельность коллектива школы по реализации этой программы и контроль над её результатами. Особое внимание следует обратить на то, что инновационный процесс в какой-то момент может быть стихийным (неуправляемым) и существовать за счёт внутренней саморегуляции. Однако отсутствие управления такой сложной системой, как инновационный процесс в школе, быстро приведёт к его затуханию. Поэтому наличие управленческой структуры является стабилизирующим и поддерживающим этот процесс фактором, что, разумеется, не исключает элементов самоуправления, саморегуляции в нём. Эффективная деятельность руководителей по управлению инновационной деятельностью, таким образом, также является необходимым условием её реализации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13