Содержание
Введение
Глава 1. Педагогическая готовность к инновационной деятельности
1.1 Инновационная деятельность в образовательном учреждении
1.2 Условия реализации инновационной деятельности в образовательном учреждении
1.3 Мотивация (готовность) педагогического коллектива к инновационной деятельности
1.4 Мотивирование педагогического коллектива как функция управления
Глава 2. Изучение уровня мотивации (готовности) педагогического коллектива к инновационной деятельности
2.1 Характеристика методик исследования
2.2 Результаты исследования
2.3 Формирование готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности
Заключение
Список литературы
Приложения
Современная российская школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным.
Если раньше безусловными ориентирами образования были: формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений, обеспечивающих «готовность к жизни», понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам, то теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.
Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Многие образовательные учреждения стали вводить новые элементы в свою деятельность.
Заметную роль в процессе преобразования учебных заведений играют педагогические коллективы школ, важнейшей характеристикой которых является способность к инновационной деятельности. Условием успешного развития инновационных процессов в сфере образования становится инновационный потенциал организации, который включает в себя инновационный потенциал каждого педагога.
Поскольку именно педагоги - основной потенциальный ресурс модернизации школьной жизни, они же могут стать и основным препятствием её осуществления.
Практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать, а зачастую и нежеланием нового, отсутствием мотивации (готовности) к инновациям. Как известно, успех инноваций во многом определяется способностью членов педагогического коллектива к творческой, поисковой деятельности. Особое значение имеет уровень развития у них таких видов мотивации, как мотивация самоусовершенствования (самоактуализации) личности, мотивация достижения, направленность личности на дело.
В связи с этим актуальным является исследование мотивации (готовности) членов педагогического коллектива к инновациям.
Объект исследования: мотивация (готовность) педагогического коллектива к инновациям.
Предмет: уровень готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности.
Цель: выявить уровень готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности.
Задачи:
1) рассмотреть современные теоретические подходы к проблеме инновационной деятельности в образовательном учреждении;
2) выявить различные подходы к проблеме мотивации (готовности) педагогов к инновационной деятельности;
3) исследовать уровень готовности педагогов к инновационной деятельности.
Гипотеза исследования: уровень готовности педагогов к инновационной деятельности недостаточно высок.
Научная новизна исследования: Полученные результаты исследования позволят разработать программу повышения уровня готовности педагогов к инновационной деятельности.
Практическая значимость исследования: Изучение мотивации (готовности) педагогического коллектива к инновационной деятельности будет способствовать принятию оптимальных управленческих решений при внедрении инноваций.
Теоретическая база исследования. В отечественной литературе проблема инноваций долгое время рассматривалась в системе экономических исследований. Однако со временем встала проблема оценки качественных характеристик инновационных изменений во всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения только в рамках экономических теорий невозможно. Необходим иной подход к исследованию инновационных процессов, где анализ инновационных проблем включает в себя использование современных достижений не только в области науки и техники, но и в сферах управления, образования, права.
Поиски решения педагогических проблем инноватики связаны с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования. На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений в образовании отражена в работах М. М. Поташника, А. В Хуторского, Н. Б Пугачёвой, В. С. Лазарева, В.И Загвязинского с позиций системно-деятельностного подхода.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МОУ Юшкозерская школа. В исследовании принимали участие педагоги школы - 15 человек. Исследование проводилось в мае 2009 года.
Методы исследования:
анализ литературы;
анкетирование;
самоактуализационный тест;
методика исследование мотивации достижения;
ориентационная анкета.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов ХХ века.
Об инновациях в российской образовательной системе заговорили в 80-е годы XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины “инновации в образовании“ и “педагогические инновации“, употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.
Педагогическая инновация - «нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности» [32; 198].
В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств [31; 22]. В научной литературе различают понятия “новация“ и “инновация“. Для выявления сущности этих понятий рассмотрим сравнительную таблицу.
Таблица 1. Понятия «новация» и «инновация»
Критерии
Новация
Инновация
Масштаб целей и задач
Частный
Системный
Методологическое обеспечение
В рамках существующих теорий
Выходит за рамки существующих теорий
Научный контекст
Относительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения
Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки
Характер действий (качество)
Экспериментальный (апробирование частных нововведений)
Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат
Характер действий (количество)
Ограниченный по масштабу и времени
Целостный, продолжительный
Тип действий
Информирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества
Проектирование новой системы деятельности в данной практике
Реализация
Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией)
Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности
Результат, продукт
Изменение отдельных элементов в существующей системе
Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы
Новизна
Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики
Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности
Последствия
Усовершенствование прежней системы, рационализация её функциональных связей
Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок
Таким образом, новация - это средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация - процесс освоения этого средства. Инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.
Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение, является инновационной деятельностью.
В. С. Лазарев выделяют следующие этапы развития инновационного процесса: [17; 4].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13