Рефераты. Готовность педагогического коллектива к инновациям

Необходимо продумывать весь организационный механизм выбора идей, включающий сбор предложений учителей, детей и родителей с помощью собеседования и анкетирования, выявление предпочтений всех групп людей, участвующих в инновационном процессе, обсуждение отобранных инноваций на заседаниях метод объединений, творческих микрогрупп, кафедр, на заседании педсовета. Идти в достижении цели руководитель должен не только и не столько от себя, сколько от других - исполнителей, реализаторов будущих нововведений. Очень важно, чтобы они сами участвовали в поиске, оценивали и выбирали новые идеи для освоения. Иначе их работа не будет иметь нужной мотивировки, а, следовательно, не будет эффективной.

Анализ специальной литературы и опыта деятельности школ свидетельствует о недостаточной интенсивности применения педагогических новшеств в практике работы учебных заведений. Можно выделить как минимум две причины нереализуемости педагогических инноваций [18; 6]:

инновация, как правило, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации;

внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном, психологическом отношении.

Одной из основных причин подобной ситуации является отсутствие в школах инновационной среды - определённой морально-психологической обстановки, подкреплённой комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы (Сластёнин В.А.; 498).

Отсутствие такой инновационной среды проявляется в методической неподготовленности учителей, в их слабой информированности о сущности педагогических нововведений, в их недостаточной готовности к инновациям, отсутствии соответствующей мотивации.

Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент «сопротивления» учителей нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности.

Таким образом, условиями реализации инновационной деятельности в образовательном учреждении являются:

готовность всех субъектов инновационного процесса к инновационной деятельности;

специальная деятельность руководителей по согласованию содержания инноваций, инновационной политики на каждом уровне;

соответствие содержательной стороны инновационного процесса реальным условиям образовательного учреждения;

эффективная деятельность руководителей по управлению инновационной деятельностью;

осуществление преобразований на безупречной правовой основе;

обоснованный подход к выбору инноваций;

наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе.

1.3 Мотивация (готовность) педагогического коллектива к инновационной деятельности

Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. При этом, как писал Х. Хеккаузен, «едва ли найдется другая такая же необозримая область психологического исследования, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации» [41; 38].

Мотивация - «базовый объяснительный конструкт психологии личности, позволяющий выявить и описать те аспекты человеческой психики, которые связаны с побуждение субъекта к определенным формам активности» [11; 29]. Это “динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность, устойчивость” [11;34]. Мотивация представляет собой совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.

Деятельность всегда побуждается определенными мотивами. Мотивы - это то, ради чего выполняется деятельность (например, ради самоутверждения, денег и т.п.).

Мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности, однако, мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы (влияние различных людей, специфика деятельности и ситуации). Такие ситуативные факторы, как сложность задания, требования руководства, установки окружающих людей, сильно влияют на мотивацию человека в некоторый промежуток времени. Ситуативные факторы динамичны, легко меняются, поэтому существуют возможности влиять на них и на активность в целом. Интенсивность актуальной (действующей "здесь и теперь") мотивации состоит из силы мотива (или совокупности мотивов) и интенсивности ситуативных детерминант мотивации (требований и влияния других людей, сложности заданий и т.п.).

Единицей анализа мотивационной сферы личности служит потребность.

Потребность - это «элементарное проявление интенциональной природы психики, благодаря которому живой организм побуждается к осуществлению определенных, качественно специфичных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода» [11; 36]. Другой вариант определения: «первичный уровень активности живых существ, основная движущая сила их развития, динамическое образование, организующие и направляющие познавательные процессы и поведение» [4; 48].

Согласно Х. Хекхаузену, потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, в зависимости от обстоятельств, проявляется то в виде мотива, то в виде личностной черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера [41; 79].

Одним из важнейших в психологии мотивации человеческой деятельности является вопрос о соотношении мотива и потребности.

А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн считают, что мотив - это то, что отражается в сознании человека, служит побуждением к деятельности и направляет ее на удовлетворение определенной потребности. Причем, в качестве мотива, по мнению А.Н. Леонтьева, выступает не сама потребность, а предмет потребности: мотив - это “опредмеченная потребность” [20; 136]. Потребность побуждает к активности, а мотив - к направленной деятельности.

Согласно предложенной А. Вилюнасом концепции, выделяют три этапа, которые мотив проходит в своем становлении:

1) возникновение потребности;

2) осознание потребности;

3) принятие личностью осознанной потребности в качестве мотива [4; 117].

Как правило, каждая потребность опредмечивается (и конкретизируется) на одном или нескольких предметах, которые способны удовлетворить эту потребность. Следовательно, изменение и развитие потребностей происходит путем изменения и развития предметов, которые им отвечают, и в которых они опредмечиваются и конкретизируются. Помимо мотивов и потребностей в качестве побудителей человеческого поведения рассматривают также эмоции, цели, ценностные ориентации, установки, и другие социально-психологические характеристики личности. Так, например, В.Г. Асеев указывает на то, что мотивация теснейшим образом связана с эмоциями, поскольку одна из функций эмоций состоит в том, что они ориентируют человека, указывают на значимость окружающих явлений.

С.Л. Рубинштейн отмечает, что «мотив человеческих действий естественно связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление ее достигнуть. При этом создается возможность, как схождения, так и расхождения между мотивом и целью. Целью может быть выполнения общественной деятельности, а мотивом - удовлетворение личных потребностей. Единство деятельности выступает как единство тех целей на которые она направлена, и мотивов из которых она исходит [42; с.43].

Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных образований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности [11; 176].

Ценности, составляющие структуру и содержание ценностных ориентаций личности, разделяются на две основные группы с точки зрения целей и задач, которым служит та или иная ценность. Первую группу составляют ценности - цели (терминальные ценности), вторую - ценности средства (инструментальные).

Важнейшими являются терминальные ценности - основные цели человека. Они отражают долговременную жизненную перспективу. Терминальные ценности как бы определяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно значимо. Именно терминальные ценности соотносятся с так называемыми смыслоообразующими мотивами по А.Н. Леонтьеву [20; 214].

Авторы известной диспозиционной концепции регуляции социального поведения В.А. Ядов, Д.Н. Узнадзе выделили следующие уровни иерархической структуры ценностных ориентаций личности:

элементарные фиксированные установки (возникают на основе витальных потребностей);

аттитюды (формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемой в малой группе);

общественно-направленный интерес личности относительно конкретной сферы активности [11; 252].

Таким образом, ценности являются высшим уровнем человеческих потребностей.

Личные, индивидуальные потребности, соотносясь с общественной значимостью и осознаваясь личностью, становятся ценностями и регулируют поведение человека.

Развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности.

Направленность личности - «совокупность доминирующих у человека мотивов и потребностей, определяющих главную линию его поведения, деятельности и общения с людьми» [26; 47].

Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.

Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в деятельности.

Смысл деятельности человека заключается не только в получении результата. Привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может нравиться процесс выполнения деятельности. Когда субъекта побуждает сам процесс деятельности, а не его результат, то это свидетельствует о наличии процессуального компонента мотивации. Процессуальный и результативный компонент мотивации тесно связаны.

В то же время результативная мотивационная установка играет организующую роль в детерминации деятельности, особенно, если ее процессуальный компонент (т.е. процесс деятельности) вызывает негативные эмоции. В этом случае на первый план выступают цели, намерения, которые мобилизуют энергию человека. Постановка целей, промежуточных заданий - это значительный мотивационный фактор, который стоит использовать.

Как известно, любая деятельность является полимотивированной, т.е. побуждается не одним мотивом, а несколькими, иногда даже многими мотивами. Полимотивированность деятельности предопределяется тем, что действия человека определяются отношением к предметному миру, к людям, к обществу, к самому себе. Трудовая деятельность, например, общественно мотивирована, но она побуждается и многими другими экстринсивными (внешними) и интринсивными (процессуально-содержательными) мотивами.

Относительно феномена полимотивации А. Маслоу утверждал, что любое поведение проявляет тенденцию к детерминации несколькими или даже всеми базовыми потребностями одновременно, а не одной [21; 214]. Привлечение как можно большего числа потребностей (актуализация большего числа побуждающих факторов) повышает общий уровень мотивации деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.