Анкета № 2. Информационная готовность педагогического коллектива
1. Из каких источников Вы получаете информацию об инновациях:
- на совещаниях и семинарах;
- из средств массовой информации;
- из книг по вопросам инноватики;
- на совещаниях в школе;
- из общения с коллегами в школе;
- из общения с коллегами других школ.
Квалификационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств определяется по формуле:
К = Кфакт / Кмакс,
где К - уровень квалификационной готовности педагогического коллектива к новшествам, Кфакт - количество учителей, имеющих высшую, 1-ю и 2-ю квалификационные категории, Кмакс - количество членов педагогического коллектива.
Для оценки используют следующие показатели:
критический уровень - К < 0,45;
низкий уровень - 0,45 < К < 0,65;
допустимый уровень - 0,65 < К < 0,85;
оптимальный уровень - К > 0,85.
Анкета № 3. Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств
Если Вы интересуетесь инновациями, применяете новшества, то что Вас побуждает к этому? Выберите не более трех ответов.
- Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить.
- Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов.
- Потребность в контактах с интересными, творческими людьми.
- Желание создать хорошую, эффективную школу для детей.
- Потребность в новизне, обновлении, смене обстановки, преодолении рутины.
- Потребность в лидерстве.
- Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей.
- Потребность в самовыражении, самосовершенствовании.
- Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе.
- Желание проверить на практике полученные знания о новшествах.
- Потребность в риске, преодолении рутины.
- Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т. д.
- Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным.
Примечание. Чем сильнее у учителей преобладают мотивы, связанные с возможностью самореализации личности, тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.
Методика 2. Самоактуализационный тест (САТ)
Для того, чтобы охарактеризовать уровень самоактуализации в 1963 году в Институте терапевтической психологии (Санта-Анна, Калифорния) американским психологом и психотерапевтом Эвереттом Шостромом был создан опросник личностных ориентаций (Personal Orientation Inventory - POI), измеряющий самоактуализацию как многомерную величину.
POI разрабатывался на основе теории самоактуализации А. Маслоу, концепций психологического восприятия времени и временной ориентации субъекта Ф. Перла и Р. Мэя, идей К. Роджерса и других теоретиков экзистенциально-гуманистического направления в психологии. Конкретные вопросы POI были отобраны из большого набора критических, в первую очередь, поведенческих и целостных индикаторов, отличающих здорового самоактуализирующегося человека от невротика. Для выявления этих индикаторов Э. Шостром опросил ряд практикующих психологов, работающих в русле экзистенциально-гуманистического подхода в психотерапии, и обобщил их опыт. Работа по анализу и отбору суждений, вошедших в тест, проводилась в течение пяти лет.
POI состоит из 150 пунктов, построенных по принципу вынужденного выбора, и позволяет зарегистрировать два базовых и десять дополнительных параметров самоактуализации. Сами шкалы или, иначе говоря, составляющие самоактуализации, аналогично пунктам теста, были подобраны на основе опроса психотерапевтов и характеризуют основные жизненные сферы самоактуализирующейся личности.
Первая попытка адаптации теста POI в России была осуществлена в Ленинграде Е. Б. Лисовской, однако широкого распространения эта методика не получила. В 1981-84 г.г. на кафедре социальной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Ю.Е. Алёшина, Л. Я. Гозман, М.В. Загика и М. В. Кроз предприняли ещё одну попытку адаптировать этот тест. В процессе работы методика Э. Шострома претерпела существенные изменения, фактически, авторами был создан оригинальный психодиагностический инструмент, который получил название «Самоактуализационный тест» (САТ). Методика впервые была опубликована в 1987 г., затем несколько раз переиздавалась [5].
Самоактуализационный тест построен по тому же принципу, что и POI, и состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Суждения не обязательно являются строго альтернативными. Тем не менее, испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени соответствует его представлениям или привычному способу поведения.
САТ измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Такая структура опросника была предложена Э. Шостромом для POI и сохранена в данном тесте. Базовыми являются шкалы Компетентности во времени и Поддержки. Они независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих пунктов. 12 дополнительных шкал составляют 6 блоков - по две в каждом. Каждый пункт теста входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую. Таким образом, дополнительные шкалы фактически включены в основные, они содержательно состоят из тех же пунктов. Подобная структура теста позволяет диагностировать большое число показателей, не увеличивая при этом в значительной степени объём теста.
Порядок работы с тестом, обработка и интерпретация результатов
Методика предназначена для обследования взрослых (старше 15-17 лет), психически здоровых людей (имеется в виду отсутствие выраженной психопатологии). Специфика изучаемого феномена (самоактуализации) и характер самого теста, сложность составляющих его суждений, требующих серьёзного осмысления, позволяют рекомендовать его для обследования преимущественно лиц с высшим образованием.
Методика может быть использована как для индивидуального, так и для группового обследования, она применяется в брошюрном либо в компьютеризированном вариантах. В случае необходимости респондент может работать с тестом и в отсутствии экспериментатора. Пункты теста, оставленные без ответа, или те, в которых отмечены оба варианта, при обработке не учитываются. В случае, если количество таких пунктов превысит 10 % от их общего числа (13 и более), результаты исследования считаются недействительными.
Инструкция к методике не ограничивает времени ответов, хотя практика показывает, что в норме оно обычно не превышает 30-35 минут.
При обработке результатов тестирования подсчёт баллов, полученных испытуемым, осуществляется с помощью ключей к методике. Каждый ответ обследованного, совпадающий с вариантом, указанным в ключах, оценивается в один балл. Затем подсчитывается сумма баллов, набранных испытуемым по каждой шкале.
Инструкция к тесту
Респондентам предлагается тест-опросник, состоящий из 126 вопросов, каждый пункт которого содержит два высказывания, обозначенные буквами «а» и «б». Респондентам предлагается внимательно прочитать каждую пару и пометить на регистрационном бланке напротив номера соответствующего вопроса то из них, которое в большей степени соответствует его точке зрения. (Поставить крестик в квадрате под соответствующей буквой).
Мотивация достижения - стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало - является одним из ядерных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.
Многочисленные исследования показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизнедеятельности. И это не случайно, так как доказано, что люди, обладающие высоким уровнем этой самой мотивации, ищут ситуации достижения, уверены в успешном исходе, ищут информацию для суждения о своих успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствиями.
Измерить уровень мотивации достижения можно с помощью разработанной Д. Крауном и Д. Марлоу шкалы - небольшого теста-опросника [30;10-12]. Шкала эта состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны два варианта ответов - «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются (по 1 баллу за каждый такой ответ).
Уровень мотивации достижения:
низкий - от о до 11 баллов;
средний - от 12 до 15 баллов;
высокий - от 16 до 22 баллов.
Методика 4. Определение направленности личности (ориентационная анкета)
Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнение или же наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» - 0 баллов, оставшийся невыбранным - 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13