Рефераты. Готовность педагогического коллектива к инновациям

Таким образом, анкетирование, исследование мотивации достижения, направленности личности подтвердило гипотезу нашего исследования о том, что уровень мотивации (готовности) педагогов к инновационной деятельности недостаточно высок, за исключением уровня информационной готовности, который является оптимальным.

Исследование уровня самоактуализации педагогов подтвердило гипотезу частично, так как по 10 шкалам педагоги в целом показали высокие результаты, по 4 шкалам - средние. Следовательно, педагогический коллектив обладает большим инновационным потенциалом, позволяющим руководителю разработать программу повышения уровня готовности педагогов к инновационной деятельности.

2.3 Формирование готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности

Диагностика уровня готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности позволила разработать программу инновационного потенциала педагогов.

Программа развития инновационного потенциала педагогического коллектива МОУ Юшкозерская средняя школа

I. Подготовительный этап

Цель: обеспечение мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.

Содержание деятельности:

1. Диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.

2. Создание информационного поля:

- формирование школьного банка новшеств в сфере образования;

- проведение психолого-педагогических семинаров по актуальным проблемам;

- обеспечение педагогов литературой;

- посещение теоретических семинаров в Институте повышения квалификации работников образования по актуальным для школы или отдельных учителей проблемам.

3. Установление связей с наукой, привлечение научных работников в качестве научных руководителей и консультантов.

4. Выявление потребностей в инновациях, определение их типа.

5. Выбор педагогами новшеств в соответствии со своими потребностями и с учетом интересов и склонностей учащихся.

6. Прогнозирование возможных отклонений от цели, нежелательных препятствий и последствий.

7. Повышение профессионализма администрации школы.

8. Создание мотивации на достижение успеха, на самоактуализацию.

II. Организационный этап

Цель: усиление мотивационной готовности, обеспечение теоретической готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.

Содержание деятельности:

1. Внесение изменений в структуру методической деятельности:

- создание временных творческих коллективов;

- преобразование методического совета в научно-методический.

2. Пополнение учителями базовых научных и методических знаний (продолжение работы школьных психолого­педагогических семинаров).

3. Развитие исследовательских умений учителей (организация постоянно действующего семинара “Теория и практика инноваций”).

4. Дополнение теоретических семинаров индивидуальными и групповыми консультациями.

5. Разработка положения о стимулировании труда педагогических работников школы.

6. Организация взаимодействия уроков, круглых столов, защит программ, творческих отчетов и т. д.

III. Практический этап

Цель: обеспечение практической готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.

Содержание деятельности:

1. Промежуточная диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.

2. Совершенствование системы научно-методической работы, организация ее на трех уровнях:

- первый - традиционная деятельность методических объединений;

- второй - временные творческие коллективы;

- третий - творческие лаборатории.

3. Создание внутришкольной системы повышения квалификации (теоретические семинары, деловые игры, дискуссии, проектные семинары, тренинги, практикумы, творческие группы и т.д.).

4. Изменение характера нововведений: от локальных до комплексных, касающихся всех сторон деятельности школы: содержания образования, технологий обучения, воспитания и развития учащихся, организации УВП и т. д.

5. Совершенствование структуры управления в условиях работы в инновационном режиме, активное участие педагогов и принятие управленческих решений.

6. Акцент в деятельности научно-методической службы на обучение учителей организации научно-методического эксперимента, совершенствование исследовательских умений и навыков.

7. Разработка учителями авторских программ, учебных курсов, специальных семинаров.

8. Активное участие педагогов в методической работе на уровне республики:

- работа в составе творческих лабораторий;

- участие в работе научно-практических конференций;

- обобщение опыта своей работы в виде публикаций;

- участие в выставках материалов передового педагогического опыта.

IV. Контрольно­оценочный этап

Цель: выявление рассогласования между желаемым и реальным уровнями инновационного потенциала педагогического коллектива.

Содержание деятельности:

1. Диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива. Оценка в системе показателей:

- восприимчивость педагогов к новому;

- подготовленность к освоению новшеств;

- степень новаторства педагогического коллектива;

- степень творческой активности;

- развитость коммуникативных связей.

2. Установление причин рассогласования между желаемыми и реальными уровнями инновационных потенциалов.

3. Составление программы деятельности педагогического коллектива по дальнейшему развитию инновационного потенциала.

Эффективность деятельности педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала будет достигнута, если конструировать ее как динамический процесс, характеризующийся преемственностью его этапов в соответствии с содержанием, формами и методами работы, нацеленными на развитие ИППК школы: последовательно развивать восприимчивость педагогов к новшествам; обеспечивать их подготовленность к освоению новшеств; повышать уровень новаторства и творческой активности учителей в школьном коллективе; обеспечивать психолого­педагогические и организационно-педагогические условия развития ИППК школы.

Выводы по 2 главе

1. Анкетирование показало низкий уровень восприимчивости педагогов к новому; оптимальный уровень информационной готовности педагогического коллектива к инновациям; преобладание таких антиинновационных барьеров, как большая учебная нагрузка, личные причины, плохое здоровье. Большинство педагогов воспринимают новшества умеренно. Не стремятся быть среди первых, но и не хотят быть среди последних.

В своей инновационной деятельности педагоги в первую очередь руководствуются мотивами, связанными с потребностью в контактах с интересными и творческими людьми, с материальными причинами: повышением заработной платы, возможностью пройти аттестацию и т. д., со стремлением быть замеченным и по достоинству оцененным. Мотивы, связанные с самоусовершенствованием не играют у педагогов значительной роли.

2. Методика САТ показала, что по шкалам компетентности во времени, поддержки, ценностных ориентаций, гибкости поведения, спонтанности, самоуважения, синергии, принятия, агрессии, познавательных потребностей педагоги набрали высокие баллы.

По шкалам Сензитивности к себе, представления о природе человека, контактности, креативности - средние показатели.

В целом уровень самоактуализации личности у педагогов является достаточно высоким, что способствует инновационной деятельности педагогов.

3. Исследование выявило средний уровень мотивации достижения у педагогов.

4. Исследование показало, что большинство педагогов направлены на общение; направленность на дело у педагогов выражена наименее всего.

5. Эффективность деятельности педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала будет достигнута, если конструировать ее как динамический процесс, характеризующийся преемственностью его этапов в соответствии с содержанием, формами и методами работы, нацеленными на развитие ИППК школы: последовательно развивать восприимчивость педагогов к новшествам; обеспечивать их подготовленность к освоению новшеств; повышать уровень новаторства и творческой активности учителей в школьном коллективе; обеспечивать психолого­педагогические и организационно-педагогические условия развития ИППК школы.

Заключение

Анализ основных тенденций в развитии образования в мире показывает наличие всеобщего движения школьной практики в сторону инновационной, развивающей, интенсивной, гуманной, творческой, личностно-ориентированной стратегии или парадигмы образования

Известно, успех инноваций во многом определяется способностью членов педагогического коллектива к инновационной, творческой, поисковой деятельности, особенную значимость имеет уровень развития такого вида мотивации, как мотивация самоусовершенствования личности (совокупность побуждений и внутренних условий, мотивационных характеристик, которые определяют (детерминируют), направляют и регулируют процесс повышения профессиональной компетентности личностного роста).

Экспертиза мотивации готовности) членов педагогического коллектива к инновационной деятельности дает возможность определить и оценить индивидуальные особенности членов педагогического коллектива:

* отношение личности к своей профессиональной деятельности;

* отношение к себе, как к профессионалу;

* мотивационную структуру личности, направленность личности.

Психолого-педагогическая экспертизы мотивации (готовности) педагогов к инновационной деятельности дает возможность:

- руководителю:

1) обнаружить мотивационную структуру персонально каждого сотрудника, то есть познать индивидуальные особенности членов педагогического коллектива, чтобы обоснованно определить, какую отдачу можно ожидать от сотрудников при тех условиях, которые созданы в образовательном учреждении, а также понять, за счет чего в наибольшей мере создается неблагоприятная среда, которую по мотивационным условиям, прежде всего, необходимо изменить;

2) получить самые общие ориентиры в выборе методов создания позитивной мотивации, которые будут наиболее эффективными при формировании готовности членов педагогического коллектива к инновационной деятельности;

3) обнаружить наиболее склонных и наиболее готовых к инновационной деятельности сотрудников; опираясь на эту основу, управленец сможет формировать соответствующую организационную (инновационную акмеистическую) культуру и постепенно привлекать других педагогов, подбирая для каждого из них свой особенный мотивирующий влияние.

- учителю - даст возможность самому осознать себя. На основе самопознания себя, определения своих сильных и слабых сторон, у учителя появляется желание, которое побуждает его заниматься самоусовершенствованием. Принятие решения о самоусовершенствовании происходит, как правило, при глубоком внутреннем переживании учителем своих позитивных и негативных сторон личности. Это именно тот этап, когда создается своеобразная модель (программа, проект) работы над собой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.