Рефераты. Основы стандартизации, метрологии и сертификации

Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают научно-технические термины, многократно используемые в науке, технике, производстве; условные обозначения различных объектов стандартизации — коды, метки, символы (например, ГОСТ Л14192 “Маркировка грузов”); требования к построению, изложению, оформлению и содержанию различных видов документации (например, ГОСТ Р 1.5 “Требования к построению и содержанию стандартов”); общетехнические величины, требования и нормы, необходимые для технического обеспечения производственных процессов (предпочтительные числа, параметрические и размерные ряды, классы точности оборудования); требования технической эстетики и эргономики (например, ГОСТ 8.417 “Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы физических величин”).

Стандарты на продукцию (услугу) устанавливают требования к группам однородной продукции (услуги) или конкретной продукции (услуге).

На продукцию (услугу) разрабатывают следующие основные разновидности стандартов; стандарт общих технических условий; стандарт технических условий. В первом случае стандарт содержит общие требования к группам однородной продукции, во втором — к конкретной продукции. Указанные стандарты в общем случае включают следующие разделы: классификация, основные параметры и (или) размеры; общие технические требования; правила приемки; маркировка, упаковка, (транспортирование, хранение. По группам однородной продукции могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты технических требований; стандарты правил приемки; стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

Стандарты на работы (процессы) устанавливают требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продукции (услуги) — разработка, изготовление, хранение, транспортирование, эксплуатация, утилизация для обеспечения их технического единства и оптимальности. Приведем пример стандартов данного вида.

Большую роль в оперативном освоении новой продукции играют стандарты системы автоматического проектирования (САПР). Эта система начала в. нашей стране развиваться только в 70-е гг., тогда как за рубежом она была внедрена раньше и дала большой эффект. Так, внедрение САПР позволило японским автомобильным фирмам в 2—8 раз сократить время конструирования новых моделей.

Типичным объектом стандартов отрасли являются типовые технологические процессы. Пример: ОСТ 36-71—82 “Плиты теплоизоляционные минераловатные. Типовой технологический процесс”.

В торговле важную роль выполняют стандарты на методы хранения пищевых продуктов и предпродажной подготовки товаров, например: 1) ГОСТ 26907 “Сахар. Условия длительного хранения”; 2) ГОСТ 7595 “Мясо. Разделка говядины для розничной торговли”.

Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при проведении технологических операций.

На современном этапе большое значение приобретают стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг) - управление документацией, закупками продукции, подготовкой кадров и пр. Как уже отмечалось, управленческий процесс — типичный объект СТП на предприятии, на котором действует, система качества.

Стандарты на методы контроля (испытания, измерений, анализа) должны в первую очередь обеспечивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты. Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений (см. с. 140).

Отсутствие сведений о погрешности может привести к ошибочным заключениям о годности испытываемой продукции (8). Например, в ГОСТ на водку установлено предельно допустимое значение альдегидов, равное 8,0 мг/дм3. Допустим, при испытании партии было получено 7,0 мг/дм3. Если не принимать во внимание погрешность результата измерения (она не нормирована в стандарте), то можно сделать вывод о годности водки по данному показателю. Но, по мнению специалистов, погрешность измерения может достигать 25—30%. Следовательно, действительное значение концентрации альдегидов лежит в интервале от 5 до 9 мг/дм3. Таким образом. имеется значительная вероятность того, что решение о годности водки окажется ошибочным и потребителю поступит продукт, наносящий вред из-за повышенной концентрации альдегидов.

Для каждого метода в зависимости от специфики его проведения устанавливают: а) средства испытаний и вспомогательные устройства; б) порядок подготовки к проведению испытаний; в) порядок проведения испытаний; г) правила обработки результатов испытаний; д) правила оформления результатов испытаний; е) допустимую погрешность испытаний.

Стандарты могут быть узкого назначения — проверка одного показателя качества (например, стандарт на метод определения паропроницаемости чистошерстяных и полушерстяных тканей) либо широкого назначения — проверка комплекса показателей (стандарт на методы испытаний шелковых и полушелковых штучных изделий).

Практика обязательной сертификации вызвала необходимость разработки стандартов смешанного вида -- стандартов на продукцию и методы контроля, в частности стандартов на требования безопасности к продукции (услуге) и методы контроля безопасности. Пример: ГОСТ 25779 “Игрушки. Общие требования к безопасности и методы контроля”.

 

3.5 Порядок разработки государственных стандартов


Порядок разработки установлен ГОСТ 1.2. В целях обеспечения организационного единства и создания условий для своевременной подготовки к применению стандартов предусматриваются, как правило, следующие стадии разработки:

1) организация разработки стандарта;

2) разработка проекта стандарта (первой и последующих редакций);

3) разработка проекта стандарта (окончательной редакции) и представление его для принятия;

4) принятие и государственная регистрация стандарта;

5) издание стандарта.

Международные и национальные, организации по стандартизации большое внимание уделяют участию потребителей в работах по созданию стандартов. Некоторые из них находят средства для участия потребителей в заседаниях рабочих групп ТК. В этом плане интересен американский опыт, в частности ASTM, создавшей свыше 10 тыс. стандартов в самых разных областях, в том числе стандарты на продукцию для детей. В ASTM образован фонд в 50 тыс. дол. для изучения и обобщения интересов потребителей. Иногда расходы на присутствие представителей в ТК берет на себя промышленность. Так, присутствие трех представителей потребителей в ТК ASTM по пылесосам субсидируется компаниями.

С целью поддержания соответствия стандарта потребностям населения, народного хозяйства и обороны страны проводится его проверка. С учетом результатов проверки осуществляются в необходимых случаях разработка изменений к стандартам, пересмотр (разработка новых стандартов взамен действующих) или отмена стандартов.

Изменение к стандарту разрабатывают при замене или дополнении или исключении отдельных требований стандарта.

Изменение к стандарту на продукцию разрабатывают при введении в Него новых, более прогрессивных требований, которые не повлекут за собой нарушение взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту.

При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом действующий стандарт отменяют, а в новом стандарте указывают, взамен какого он разработан. Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года принятия.

Пересмотр стандарта на продукцию осуществляют при установлении новых, более прогрессивных требований, если они приводят к нарушению взаимозаменяемости новой продукции, изготовляемой по действующему стандарту, и (или) изменению основных показателей качества продукции.

Госстандарт (Госстрой России) принимает решение об отмене стандарта:

в связи с прекращением выпуска продукции или проведения работ (оказания услуг), осуществлявшихся по данному стандарту;

в других обоснованных случаях.

Особенности разработки ОСТ, СТО, СТП изложены в ГОСТ Р 1.4-93.

 

3.6 Информация о нормативных документах по стандартизации


Информация об НД по стандартизации — необходимое условие их применения и соблюдения. В целях обеспечения доступности для пользователей, в том числе и зарубежных, информации об НД Госстандарт:

1.                  организует публикацию официальной информации о: а) государственных стандартах; б) общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации; в) международных, региональных стандартах и национальных стандартах других стран; г) правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации;

2.                  создает и ведет Федеральный фонд государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (далее - ОК ТЭСИ).

Поскольку ГОСТ Р, ОСТ (и другие равнозначные документы) принимаются государственными органами управления, то они являются документами официальными.

Исключительное право официального опубликования ГОСТ, ГОСТ Р, ОК ТЭСИ принадлежит государственным органам, принявшим эти НД — Госстандарту России, а в области строительства — Госстрою России.

Так, на первой странице всех официальных изданий ГОСТ Р и ГОСТ должна помещаться надпись: “Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта или Госстроя России”.

На первой странице титульного листа и на первой странице ГОСТ Р (ГОСТ) помещается надпись: “Издание официальное”. При нарушении этого запрета Госстандарт и Госстрой России вправе взыскать с виновной стороны убытки в соответствии с нормам” гражданского законодательства.

Информацию о действующих государственных стандартах, сроках их действия, изменениях к ним пользователи получают через годовые и ежемесячные информационные указатели “Государственные стандарты Российской Федерации”.

Издание и переиздание ОСТ и СТО осуществляют принявшие их органы, соответственно СТП — предприятия, их утвердившие.

 

3.7 Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов


Государственный контроль и надзор (далее — ГКиН) осуществляется за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности только обязательных требований государственных стандартов. Объектами ГКиН являются продукция, в том числе импортная, услуги, техническая документация; технологические процессы.

По содержанию контроль и надзор идентичны. Различие заключается в полномочиях субъектов, их осуществляющих. В отличие от контроля надзор осуществляется в отношении объектов, не находящихся в ведомственном подчинении органам, которые его осуществляют. Например, должностные лица Госстандарта могут осуществлять в пределах своей компетенции надзор на любом промышленном предприятии или предприятии сферы услуг. Это же касается других государственных органов, которым дано право административного надзора в определенной области деятельности, — комитетов, федеральных служб, инспекций в области экологии, противопожарной безопасности, охраны труда, лекарственных веществ, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, горного дела и промышленности, воздушных, морских и речных судов, архитектуры и строительства, торговли, ветеринарии и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.