Рефераты. Основы стандартизации, метрологии и сертификации

Перечень СИ, подлежащих поверке, осуществляется МС банка или должностным лицом банка, ответственным за обеспечение единства измерений, и утверждается органом ГМС, осуществляющей ГМКиН.

При проведении контроля (надзора) особое внимание следует уделять объектам (и их параметрам), для которых установлены и стандартизированы обязательные требования.

Такие виды контроля (надзора), как поверки СИ, аттестация МВИ, производятся на договорной основе ГМС, научными метрологическими центрами. Калибровка СИ производится МС банка или на договорной основе любым специализирующимся предприятием. Метрологическая экспертиза документации производится МС банка, метрологами-аудиторами или на договорной основе научными метрологическими центрами.

8. МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕРТИФИКАЦИИ ТОВАРОВ И СИСТЕМ КАЧЕСТВА

Метрологическое обеспечение сертификации товаров. Измерения являются главным источником сведений о соответствии продукции и услуг требованиям НД. В соответствии со ст. 12 Закона РФ все СИ, используемые при обязательной сертификации, являются объектом ГМКиН, а значит, должны быть утвержденного типа и поверены.

Точность определения показателей качества товаров, подлежащих подтверждению при обязательной сертификации, в основном определяется уровнем метрологического обеспечения сертификационных испытаний и требует наличия:

метрологически обоснованных требований к точности результатов сертификационных испытаний;

документов, регламентирующих методики испытаний, которые должны соответствовать требованиям ГСИ;

всех необходимых СИ, предусмотренных методиками испытаний и имеющих действующие клейма или свидетельства об их поверке;

поверенной мерной посуды, соответствующих реактивов, стандартных образцов и аттестованных смесей, которые необходимы, в частности, при сертификационных испытаниях пищевых продуктов и продовольственного сырья, товаров бытовой химии, парфюмерно-косметических товаров;

персонала, имеющего необходимую квалификацию в области метрологии;

системы подтверждения метрологической пригож нести измерительного оборудования (совокупности СИ, СО, вспомогательного оборудования для проведения измерений).

Метрологическое обеспечение систем качества. По данным [49], до 25% затрат на создание и подготовку СК к сертификации приходится на метрологическое обеспечение. В ГОСТ Р ИСО 9000 (в разделе "Контрольное, измерительное и испытательное оборудование") изложены требования к метрологическим испытаниям.

В начале 90-х гг. был подготовлен первый документ для "метрологической поддержки" стандартов ИСО серии 9000 - ИСО 10012-1 "Требования, гарантирующие качество измерительного оборудования". Этот стандарт состоит из двух частей:

1) "Система подтверждения метрологической пригодности измерительного оборудования",

2) "Гарантии качества измерений".

Под "метрологическим подтверждением пригодности" понимается последовательность операций, необходимая для того, чтобы гарантировать соответствие данного экземпляра измерительного оборудования требованиям, отвечающим его назначению. В число операций (среди прочих) включаются калибровка, необходимая настройка или ремонт с последующей перекалибровкой, а также пломбирование и маркировка.

Система должна обеспечивать предотвращение нахождения погрешности, превышающей пределы допускаемой погрешности за счет быстрого обнаружения недостатков, и своевременные меры для их исправления.

Сертификация средств измерений. Система сертификации СИ, созданная в соответствии со ст. 24 Закона РФ, носит добровольный характер и преследует цель содействовать экспорту и повышению конкурентоспособности СИ как товаров. Основная задача системы - проверка и подтверждение соответствия СИ метрологическим нормам и требованиям, установленным в НД, и в отдельных случаях дополнительным требованиям заявителя - предприятия, организации, обратившихся с заявкой на проведение сертификации.

Организация, координация и методическое руководство работами по сертификации осуществляются нейтральным органом системы - подразделением Госстандарта. Основными рабочими звеньями систем мы являются органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры). При положительных результатах испытаний в аккредитованных лабораториях орган по сертификации выдает заявителю сертификат соответствия. На рис. 9, в дано изображение знака соответствия, наносимого, как правило, на эксплуатационную документацию (паспорт и др.).

По состоянию на 1996 г. было аккредитовано 16 органов по сертификации и 19 испытательных лабораторий, сертифицировано более 150 типов СИ.

9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ


В соответствии со ст. 25 Закона РФ юридические и физические лица, а также государственные органы управления РФ, виновные в нарушении настоящего Закона, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность.

В соответствии со ст. 170 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях нарушение должностными лицами или гражданами (зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей) правил поверки СИ, аттестованных МВИ, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле, равно как и выпуск, продажа, прокат и применение СИ, типы которых не утверждены, либо применение неповеренных СИ, влекут наложение штрафа в размере от 5 до 100 минимальных размеров оплаты труда (далее - МРОТ). Неисполнение должностными лицами или гражданами (зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей) в срок предписаний госинспекторов по надзору за государственными стандартами и обеспечению ' измерений влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 МРОТ.

Осуществление должностными лицами (или гражданами) деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату без соответствующёй лицензии влечет наложение штрафа в размере от 30 до 100 МРОТ.

В Уголовном кодексе (далее - УК РФ) отсутствуют специальные нормы об уголовной ответственности за нарушение метрологических правил и норм. Однако, как свидетельствует практика ГМКиН, нарушения, выявляемые госинспекторами, зачастую характеризуются теми или иными признаками составов преступлений, предусмотренных УК, например, обмеривание и обвешивание потребителей путем применения неверных, неисправных, непригодных СИ.

Так, согласно ст. 200 УК РФ "Обман потребителей" виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за любой обман потребителей, в том числе за обман, наступивший в результате применения непригодных СИ, в случае, если:

а) обман совершен в организациях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению, либо гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в сфере торговли (услуг);

б) эти деяния совершены в значительном или крупном размере.

При отсутствии одного из указанных признаков преступления уголовная ответственность не наступает. Применение предусмотренных ч. 2 ст. 200 УК повышенных мер уголовной ответственности допускается лишь при наличии хотя бы одного из установленных признаков:

совершение преступления лицом, ранее судимым за обман потребителей;

совершение этого преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

совершение преступления в крупном размере.

Так, обмеривание, обвешивание наказываются:

штрафом от 50 до 300 МРОТ с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет;

лишением свободы на срок до 2 лет.

Те же действия, совершенные повторно либо по предварительному сговору группой лиц наказываются:

штрафом размером от ЗООдо 1ОО0 МРОТ;

лишением свободы на срок до 5 дет.

По мнению [4], необходимо внести дополнения в УК РФ, включив в него статью "Нарушение метрологических правил и норм" и предусмотрев в ней наказания за нарушение метрологических правил и норм, повлекших причинение вреда здоровью или жизни людей, окружающей среде либо нанесших имущественный ущерб в крупных размерах.

10. СТРАТЕГИЯ МЕТРОЛОГИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРАНЕ


Стратегические положения совершенствования метрологической деятельности в России на перспективу базируются на следующих принципах:

сохранение государственности измерительного дела в России и переход от административного принципа управления метрологической деятельностью к законодательному;

проведение согласованной политики в области метрологии со странами-участницами СНГ и продолжение курса на сближение принципов проведения метрологической деятельности в России с аналогичными принципами международных организаций и промышленно развитых стран.

Метрологическая деятельность будет развиваться последующим направлениям |21].

1. Трансформация Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ) из системы нормативных и методических документов в государственную систему управления деятельностью по обеспечению единства измерений.

В ее основу будет положен головной документ, который регламентирует назначение, цели, задачи, функции, состав и структуру ГСИ, ее место в Российской системе измерений, взаимосвязь нормативной базы ГСИ и ГСС - это ГОСТ Р 8.000 "ГСИ. Основные положения". С помощью этой системы можно добиваться такого положения, при котором несоблюдение требований документов по метрологии независимо от их правового статуса и объекта регламентации было бы невыгодным ни отдельным лицам, ни предприятиям, ни государству в целом.

2. Совершенствование законодательной базы метрологической деятельности, в первую очередь внесение изменений в Закон РФ "Об обеспечении единства измерений" и соответственно в подзаконные акты (в том числе НД Госстандарта). По общему мнению [21], указанный Закон, принятый в 1993 г., выдержал проверку временем. Вместе с тем он нуждается в ряде изменений и дополнений [21, 32], которые обусловлены накопленным за прошедший период опытом его применения. Вносимые практикой коррективы необходимо учитывать как веление времени.

3. Дальнейшее развитие Государственной метрологической службы с учетом ее главной задачи - создания в стране таких условий для метрологической деятельности, которые сведут к минимуму вероятность получения недостоверных результатов измерений. Предстоят разработка и утверждение на уровне Правительства РФ Положения о государственной метрологической службе и ее органах. В этом документе будут определены статус, место и роль органов ГМС, системы управления их деятельностью, взаимодействия с метрологическими службами федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц.

4. Совершенствование ГМС. Намечается провести реформирование государственного метрологического надзора с уровня надзора за отдельными элементами измерительного процесса (средства и методы измерений, операторы и т.д.) до более высокого уровня - надзора за аккредитированными МС. Добровольная аккредитация МС, последующий инспекционный контроль со стороны аккредитующего органа послужат гарантией выполнения измерений с требуемой достоверностью во множестве объектов ГМН и исключат необходимость участия огромной армии госинспекторов.

В свете концепции государственного надзора (подготовленной по инициативе бывшего Государственного антимонопольного комитета) предстоит совершенствовать взаимодействие органов ГМН с другими контрольно-надзорными органами, предстоит решить проблемы, связанные с техническим обеспечением отдельных видов ГМН. Так, для осуществления надзора за количеством отчуждаемых товаров и фасованных товаров необходимо "вооружить" инспекторов компактным оборудованием, которое выпускается многими известными зарубежными фирмами по приемлемой цене. В частности, необходим портативный комплект, включающий весы, компьютер и принтер, с помощью которых осуществляются взвешивание упаковок товара, расчет характеристик партии фасованных товаров в упаковках и автоматическая выдача протокола проверки (при отсутствии влияния субъективного фактора со стороны инспектора или контролируемого субъекта хозяйственной деятельности).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.