В соответствии с принципами построения правового государства нормы, охраняющие интересы государства и защищающие права его граждан (метрологические требования относятся именно к этой категории норм), должны устанавливаться актом, имеющим силу закона. Иными словами, основные метрологические правила должны быть объектом закона. В России общие правила и требования в области метрологии отражены в Законе РФ “Об обеспечении единства измерений”. Конкретные положения в области законодательной метрологии регламентируются НД — стандартами, правилами, рекомендациями и др.
Комплекс нормативных документов, устанавливающих правила, нормы, требования, направленные на достижение и поддержание единства измерений в стране при требуемой точности, составляет государственную систему обеспечения единства измерений (ГСИ).
Как и в сфере стандартизации, нормативную базу метрологии можно представить в виде иерархической пирамиды:
1) Закон РФ “Об обеспечении единства измерений”; 2) государственные стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р) системы ГСИ; 3) правила России (ПР) системы, угверждаемые Госстандартом; 4) рекомендации (гриф «МИ») системы ГСИ, разрабатываемые метрологическими институтами как государственными метрологическими научными центрами и утверждаемыми руководством этих центров.
Характеристика закона представлена в приложеннии 2.
В целом ГСИ насчитывает более 2400 НД (стандартов, правил, рекомендаций). 75% от всей нормативной базы составляют МИ. Их широкое распрост-ранение объясняется возможностью их разработки в более короткие сроки и при меньшей стоимости, чем стандартов (в 3—4 раза и 2—3 раза соответственно).
Основными объектами регламентации в ГСИ яв-ляются [32]:
· общие правила и нормы по метрологии (около 160 НД);
· государственные поверочные схемы (около 180 НД);
· методики поверки СИ (более 1850 НД);
· МВИ (более 180 НД).
В 1999 г. осуществлена разработка базового осно-вополагающего стандарта — ГОСТ Р 8.000 ГСИ. Основные положения (подобного по значимости и на-значению ГОСТ Р 1.0—92 ГСС. Основные положения).
В ближайшее десятилетие, по прогнозу [32], будет производиться перевод обязательных документов, имеющих общетехнический или методический характер, в ранг рекомендаций. В первую очередь это касается НД на государственные поверочные схемы и НД на методики поверки (кроме НД, применяемых в сфере государственного метрологического контроля и надзора).
Государственный, метрологический контроль и надзор (ГМКиН) осуществляется ГМС с целью проверки соблюдения правил законодательной метрологии — Закона РФ “Об обеспечении единства измерений”, государственных стандартов, правил по метрологии и других НД.
Объектами ГМКиН являются: средства измерений, эталоны, методики выполнения измерений, количество товаров, другие объекты, предусмотренные правилами законодательной метрологии (рис. 8).
В соответствии со ст. 13 Закона РФ ГМКиН распространяется на строго ограниченные сферы (их 23), объединенные в 10 направлений:
1) здравоохранение, ветеринария, охрана окружающей среды, обеспечение безопасности;
2) торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом, в том числе операции с применением игровых автоматов и устройств;
3) государственные учетные операции;
4) обеспечение обороны государства;
5) геодезические и гидрометеорологические работы;
6) банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;
7) продукция, поставляемая по государственным контрактам в соответствии с Законом РФ “О поставках продукции и товаров для государственных нужд”;
8) испытания и контроль качества продукции на соответствие обязательным, требованиям государственных стандартов Российской Федерации и при обязательной сертификации продукции;
9) измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитража, других органов государственного управления;
10) регистрация национальных и международных спортивных рекордов.
Анализируя указанный перечень, следует отметить следующее: перечень возглавляется непроизводственными сферами, .недостоверность измерений в этих сферах может иметь очень серьезные последствия — угрозу безопасности (здравоохранение, охрана окружающей среды, обеспечение обороны государства, испытания и контроль при обязательной сертификации продукции), а также большие финансовые:
потери (торговые, банковские операции) для населения и страны в целом.
Примерами СИ, являющимися объектами ГМКиН, являются:
в здравоохранении — средства измерения кровяного давления, медицинские термометры, аналитические весы, шприцы, камеры и приборы счета клеток, , средства взвешивания;
в области охраны окружающей среды, обеспечения безопасности труда — дозиметры при контроле уровня радиации, шумомеры, шинные манометры для автомобилей, приборы, для измерений содержания окиси углерода в выхлопных газах автомобилей;
в сфере торговых операций — СИ для контроля количества товара, в частности длины (жесткие к гибкие метры, измерительные ленты, штангенциркули, микрометры), площади (планиметры и мерильные машины для измерения площади поверхностей),." объема (бутыли и бочки с указанием номинального объема, колбы, мерники, мерные цилиндры, градуированные пробирки, пипетки), массы (гири и весы различных типов).
Нужно иметь в виду, что СИ одного и того же назначения могут быть и не быть объектом ГМКиН. Например, СИ длины на национальных и международных соревнованиях являются объектом ГМКиН, а . на рядовых работах на садовом участке не являются. Прибор для измерения давления в промышленных установках (манометр) является объектом ГМКиН, если используется для контроля давления в паровом котле, и не является объектом в резервуарах, работающих под низким давлением, так как неточные измерения в последнем случае не будут причиной аварийной ситуации.
По мнению ряда метрологов-прикладников (В.А. Боюханов и др.) перечень СИ, подпадаюши под ст. 13, является необоснованно расширенным, так как охватывает 70—80% всех измерений в народном хозяйстве. “Избыточность” перечня серьезно усложняет задачу исполнения закона. Ни в одной промышленно развитой стране государство не берет под свой контроль столь объемную часть измерений. Так, в Германии ГМКиН охвачено не более 20— •25% СИ.
Законом предусмотрено три вида контроля и три вида надзора.
Государственный метрологический контроль включает:
· утверждение типа средств измерений;
· поверку средств измерений, в том числе эталонов;
· лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений.
Утверждение типа СИ необходимо для новых марок (типов) СИ, предназначенных для выпуска с производства или ввоза по импорту. Указанная процедура предусматривает обязательные испытаний СИ, принятие решения об утверждении типа, его государственную регистрацию, выдачу сертификата об утверждении типа.
Испытания СИ проводятся государственными научными метрологическими центрами, аккредитованными в качестве государственных центров испытаний СИ (ГЦИ СИ). Решением Госстандарта в качестве ГЦИ СИ могут быть аккредитованы специализированные организации вне системы Госстандарта. Например, ряд СИ медицинского назначения проходят в ГЦИ системы Минздрава РФ. Испытания проводят по утвержденной программе, которая может предусматривать определение метрологических характеристик конкретных образцов СИ и экспериментальную апробацию методики поверки.
Положительные результаты испытаний являются основанием для принятия Госстандартом решения об утверждении типа СИ, которое удостоверяется сертификатом. Утвержденный тип СИ вносится в Государственный реестр, который ведет Госстандарт. На СИ утвержденного типа и эксплуатационные документы, сопровождающие каждый экземпляр, наносится знак утверждения типа установленной формы (рис. 9, а).
Рис. 9. Знаки в метрологии: а - знак утверждения типа СИ; б — поверительное клеймо; в — знак системы добровольной сертификации СИ.
При истечении срока действия сертификата, наличии информации от потребителей об ухудшении качества СИ, при внесении в их конструкцию или технологию изготовления изменений, влияющих на нормированные метрологические характеристики, Проводятся испытания на соответствие СИ утвержденному типу.
Если СИ изготавливаются или ввозятся из-за рубежа в единичных экземплярах, то процедура утверждения типа проводится по упрощенной схеме.
В соответствии с международными соглашениями, заключенными Россией с другими странами, Госстандартом может быть принято решение о признании результатов испытаний или утверждении типа СИ, что является основанием для внесения типа импортируемых СИ в Государственный реестр и их применения в РФ.
Информация об утверждении типа СИ и решение о его отмене публикуется в официальных изданиях Госстандарта. Информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц данными об утвержденных типах СИ осуществляется ВНИИ метрологической службы Госстандарта. Информация об утверждении типа и решение о его отмене оперативно публикуются в журнале “Измерительная техника”. Осуществляется также официальное издание описаний утвержденных типов СИ, что позволяет ЦСМ иметь достоверную информацию и использовать ее при выполнении надзорных функций.
Как факт успешной реализации ФЗ можно расценивать динамику роста числа утверждаемых в России типов СИ: в 1993 г. - 275, в 1994 г. - 579. в 1995 г. - 631, в 1996 г. - 828, в 1997 г. - 1026, в 1998 г. — 1200. Около половины этого числа — СИ отечественного производства.
Поверка СИ. СИ, подлежащие ГМКиН, подвергаются поверке органами ГМК при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации. В отличие от процедуры утверждения типа, в которой участвует типовой представитель СИ, поверке подлежит каждый экземпляр СИ.
Согласно Закону РФ допускается продажа и выдача напрокат только поверенных СИ. Перечни групп СИ, подлежащих поверке, утверждаются Госстандартом. Развернутые перечни СИ, подлежащие поверке, составляют юридические и физические лица — владельцы СИ*. Правильность указанных перечней контролируется органами ГМС.
Анализ сфер распространения ГМКиН [3] показывает, что более 50% парка СИ должны подвергаться поверке. Учитывая, что на территории РФ эксплуатируется около 1,5 млрд. СИ, ежегодная потребность в поверке составляет 750 — 1200 млн. единиц СИ. Положение осложняется тем, что в последнее время этот парк интенсивно пополняется новыми типам приборов, используемых в сфере ГМКиН, — электрическими и газовыми счетчиками, бытовыми счетчиками холодной и горячей воды, теплосчетчиками и т.п. Поэтому органы ГМС не в состоянии обеспечить поверку только своими силами. По решению Госстандарта право поверки может быть предоставлено аккредитованным МС юридическим лицам. Например, на конец 1996 г. такое право имело около 200 МС.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38