Предписания могут быть следующие:
1) об устранении выявленных нарушений обязательных требований, в частности требований безопасности (когда нарушения можно устранить). За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение применяют штрафы в размере до 5000 минимальных размеров оплаты труда (далее — МРОТ);
2) о приостановке реализации произведенной продукции, оказания услуг в случае их несоответствия обязательным требованиям государственных стандартов. За уклонение от исполнения применяют штраф в размере стоимости реализованной продукции (услуг) или в размере до 10 тыс. руб.;
3) о прекращении выпуска (когда причины вреда продукции устранить невозможно) и продажи опасных товаров. За уклонение от исполнения применяется штраф в размере до 5000 МРОТ;
4) об отзыве от потребителей опасных товаров. За неисполнение предписания или причинение ущерба этими товарами налагается штраф до 5000 МРОТ.
За нарушение правил обязательной сертификации товаров (работ, услуг) на органы по сертификации (ОС) налагаются штрафы в размере двукратной стоимости соответствующих товаров (работ, услуг). Нарушение правил может выразиться в необоснованной выдаче сертификата соответствия:
при отрицательных результатах испытаний;
при недоказанности соответствия товаров (работ, услуг) требованиям стандартов (например, не соблюдена программа испытаний, испытания проведены не по всем требованиям безопасности);
когда сертификат соответствия выдан на товары (работы, услуги), не входящие в область аккредитации ОС;
когда сертификат соответствия выдан ОС после истечения у него срока действия аттестата аккредитации, приостановления или аннулирования его.
На испытательные лаборатории (ИЛ) и центры налагаются штрафы в размере двукратной стоимости соответствующих товаров (работ, услуг) за предоставление недостоверных результатов испытаний товаров (работ, услуг) при их обязательной сертификации.
Дела о наложении штрафов рассматривают с участием представителей субъекта хозяйственной деятельности, изготовителя (исполнителя, продавца), ОС, ИЛ, других заинтересованных лиц в 15-дневный срок со дня поступления акта проверки.
В Законе РФ 'O сертификации продукции и услуг” указано, что юридические и физические лица, а также федеральные органы исполнительной власти, виновные в нарушении обязательной сертификации, в соответствии с действующим законодательством несут уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность. В Законе РФ “О стандартизации” также предусматривается уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность за нарушение положений закона, в частности за несоблюдение обязательных требований государственных стандартов.
В соответствии со ст. 170 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях на должностные лица или граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, за нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации налагают штраф в размере от 5 до 100 МРОТ. При этом в качестве нарушений правил обязательной сертификации квалифицируются такие действия, как:
реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям НД, на соответствие которым она сертифицирована;
реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или НД, которым должна соответствовать указанная продукция; либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика);
представление недостоверных результатов испытаний продукции или необоснованная выдача сертификата соответствия на продукцию, подлежащую обязательной сертификации.
В соответствии со ст. 238 действующего Уголовного кодекса РФ предусматривается ответственность за выпуск или продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг, а также за неправомерные выдачу или использование официального документа, удостоверяющего соответствие требованиям безопасности. По существу, речь идет о нарушении обязательных требований государственных стандартов (и других НД — СНиП, СанПиН и т.д.) и правил сертификации, поскольку сертификаты соответствия являются официальными документами, подтверждающими безопасность.
По мнению юриста [40], под выпуском следует понимать передачу (отгрузку) товара изготовителем заказчику (покупателю по договору поставки), а также передачу на склад готовой продукции товара, прошедшего технический контроль предприятия и окончательно подготовленного к сдаче заказчику.
Одного факта выпуска и продажи товара или исполнения услуг (работ), опасных для потребителей, недостаточно, чтобы преступление считалось оконченным. Для этого необходимо наступление предусмотренных последствий: причинение вреда здоровью людей, смерть человека. Поэтому выпуск или продажа опасного товара (или исполнение опасных услуг) могут рассматриваться как начало осуществления преступного умысла и квалифицироваться как приготовление к совершению преступления. Под причинением вреда здоровью людей следует понимать причинение легкого или тяжкого телесного повреждения.
Мера наказания дифференцируется в зависимости от тяжести преступления, числа и возраста пострадавших людей.
Так, в соответствии с УК РФ, указанные деяния, повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека, наказываются штрафом в размере от 500 до 700 МРОТ либо ограничением или лишением свободы на срок до 2 лет.
Для наступления ответственности по ст. 238 УК не требуется неоднократного совершения выпуска (продажи) или неоднократного выполнения работы (услуги). Ответственность может наступить за единичный случай.
В соответствии с ч. 2 этой статьи те же деяния, если они: а) совершены в отношении товаров (работ или услуг), предназначенных для детей в возрасте до 6 лет, б) повлекли по неосторожности причинение вреда здоровью двух или более лиц, в) повлекли по неосторожности смерть человека, наказываются штрафом в размере от 700 до 1000 МРОТ, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 5 лет.
Деяния, предусмотренные ч.1 и 2 указанной статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, наказываются лишением свободы на срок от 4 до 10 лет.
11. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕРТИФИКАЦИИ
Как известно, в России сертификация введена в 1992 г., когда был принят Закон РФ “О защите прав потребителей”. Именно в этот период российский рынок стали заполнять в огромном количестве импортные товары, многие из которых были недоброкачественными, а часто и опасными. Оперативно сформированная Госстандартом России система сертификации позволила ограничить поступление опасных товаров в страну, т. е. реализовать свои защитные функции. Эффект сертификации, который, к сожалению, трудно подсчитать, определяется предотвращением затрат общества на лечение, реабилитацию пострадавших и восстановление объектов. Например [14], отказ в выдаче всего 350 сертификатов в Ростест—Москва на продукцию стоимостью 110 тыс. руб. позволил, по экспертной оценке, предотвратить травмы, отравления и заболевания не менее 200 тыс. человек.
Вместе с тем за пятилетний срок существования системы сертификации выявился ряд недостатков и проблем. Особенно много проблем возникает в связи с интеграцией экономики страны в мировую хозяйственную систему, в частности с подготовкой к вступлению в ВТО.
11.1 Развитие сертификации в ближайшей перспективе
В ближайшей перспективе сертификация будет развиваться по следующим направлениям [28].
1. Гармонизация отечественных правил с международными ч региональными правилами.. Необходимость гармонизации правил вызвана широким развитием торгового сотрудничества, планами вступления в ВТО, введением в ЕС обязательного подтверждения соответствия продукции как необходимого условия для допуска товаров на европейский рынок.
В работе по гармонизации необходимо иметь в виду совершенствование законодательного и нормативно-методического обеспечения.
В настоящее время внесены изменения в Закон РФ “О сертификации продукции и услуг”. Предстоит решать проблему унификации законов РФ, вводящих обязательную сертификацию. В 1997 г. действовало более 25 законов, предусматривающих обязательную сертификацию различных видов продукции и услуг. Указанные законы не всегда стыкуются между собой, в ряде случаев противоречат друг другу. По мнению [14], необходимо ввести законодательную норму, по которой такие законы должны устанавливать: перечни объектов сертификации; наименование федерального органа исполнительной власти, организующего работы по сертификации этих объектов; нормативную базу сертификации; порядок использования, изъятия, утилизации и уничтожения продукции, подлежащей обязательной сертификации, но не соответствующей требованиям НД по безопасности.
В настоящее время фонд организационно-методических документов в области сертификации в определенной степени сформировался. Происходит его упорядочение путем разделения (как это указывалось в 6.2) на две группы: 1) общероссийские (федеральные) документы; 2) системные документы, применяемые в рамках конкретных систем сертификации (например, “Системы сертификации ГОСТ Р”).
Предстоит большая работа по обеспечению единообразия правил и порядков сертификации однородной продукции в рамках Системы ГОСТ Р. Введение единых требований особенно важно для тех ОС, которые работают по нескольким системам сертификации однородной продукции.
2. Совершенствование методов сертификации, в частности совершенствование схем сертификации. Будет продолжено сближение схем российской сертификации с европейской. Уже сделан первый шаг — введены (дополнительно к классическим схемам ИСО) схемы, предусматривающие применение декларации о соответствии, которая как способ доказательства “пронизывает” европейскую систему. По мнению [II], очень перспективна сертификация на стадии проектирования (соответствует европейскому модулю В “Проверка типового образца”). Повышение разнообразия схем позволит заявителю выбирать наиболее приемлемую из них как с точки зрения затрат, так и с учетом степени опасности продукции, объемов и характера ее производства, обращения и применения.
3. Обеспечение обратной связи в деятельности по сертификации. До сих пор не налажена система сбора информации об эффективности сертификации. Такая информация, в частности, должна обеспечивать получение сведений о потенциально опасной продукции со статистическими данными о несчастных случаях, связанных с ее применением.
Вышерассмотренные направления имеют в основном организационно-методический характер.
Рассматриваемые ниже направления имеют главным образом практический характер.
4. Совершенствование инфраструктуры сертификации. Указанное совершенствование будет осуществляться за счет более равномерного распределения ОС и ИЛ по территории России (сейчас они сконцентрированы больше в европейской части страны), расширения сети аккредитованных ИЛ (в России на один ОС в среднем приходится два-три ИЛ, тогда как за рубежом соотношение более рациональное — 1:10). Эта задача особенно актуальна для функционирования системы сертификации пищевых товаров, которые имеют самую крупную инфраструктуру — сеть ОС и ИЛ.
5. Приближение сертификации импортируемой продукции к местонахождению изготовителей и поставщиков. Это позволит разгрузить таможенные органы от работ по организации сертификации и снизить число нарушений правил сертификации, возникающих при большом скоплении импортируемой продукции на таможне.
Речь идет о переходе от партионной к предконт-рактной сертификации у зарубежного изготовителя. Так работают совместные предприятия “ГОСТ—Европа” (в Германии), “ГОСТ—Азия” (в Сингапуре), многие зарубежные предприятия — наши традиционные поставщики: “Проктер энд Гэмбл”, “Сэндвик” и др.
6. Расширение участия России в международных системах сертификации и международная аккредитация отечественных ИЛ и сертификационных центров. Это будет способствовать признанию отечественных сертификатов за руб "жом и расширит международную торговлю.
7. Расширение практики сертификации систем качества. К Г-'98 г. в стране сложилась развитая система сертификации систем качества: достаточно полная нормативная база сертификации и аккредитации; 18 ОС, аккредит )ванных в области сертификации СК; система подгот^гки и аттестации экспертов по ССК. Однако тяжелое положение в экономике страны сдерживает ССК. Многим предприятиям, осознавшим необходимость ССК как условие выживания, трудно сразу преодолеть эту планку. Поэтому проблему ССК они решают в два этапа: сначала подготавливают и сертифицируют свои производства (при которой проверяется 10 элементов качества), а затем (через год-полтора целенаправленной работы) сертифицируют СК (при которой проверяется 16—20 элементов). Если в 1997 г. в стране прошли ССК не более 30 предприятий, то сертификатов на производство было выдано более 100. Улучшение экономического состояния предприятий в сочетании с побудительными мотивами ССК (рассмотренными в разделе 9) подтолкнет процесс развития ССК.
11.2 Концепция совершенствования действующей в стране сертификации
1. В подготовленной Госстандартом Концепции [28] намечается переход от собственно сертификации как деятельности, осуществляемой третьей стороной, к более общему контролю безопасности — к оценке и подтверждению соответствия. Последняя предусматривает возможность использования наряду с сертификацией оценки соответствия непосредственно изготовителем (продавцом), т. е. первой стороной, а также комбинации из них.
Сейчас во всех внешних документах Госстандарт переходит от применения термина “сертификация” к понятию “оценка соответствия”. Тем более что в Соглашении ГАТТ (ВТО) о технических барьерах в торговле, а также в международном терминологическом документе ИСО/МЭК 2 использован именно этот термин.
Суть Концепции не столько в гармонизации терминологии в области сертификации, сколько в переходе на более гибкие формы оценки соответствия, в переходе от сертификации как единственной формы оценки соответствия к разнообразным формам, включая подтверждение соответствия через декларацию о соответствии.
На основе вышеупомянутой Концепции разработан проект Федерального закона (ФЗ) “О подтверждении соответствия продукции и услуг нормативным требованиям” [48]. Указанный проект ФЗ обеспечивает преемственность положений Закона РФ “О сертификации продукции и услуг” и после утверждения предусматривает его замену.
2. Способы оценки и подтверждения предлагается [11] формировать исходя из модульного принципа (по аналогии с европейскими модулями и с учетом положительного опыта работы по схемам сертификации РФ) и ранжировать по степени “жесткости” — от использования только декларации поставщика о соответствии до сплошного контроля продукции третьей стороной. Согласно проекту ФЗ способы подтверждения соответствия и сформированные из них с учетом степени опасности продукции (услуги) схемы подтверждения соответствия утверждаются Правительством РФ.
3. Система оценки и подтверждения соответствия является одним из механизмов контроля качества и безопасности и потому должна гармонично сочетаться с другими формами контроля — государственным контролем и надзором, лицензированием, добровольной сертификацией (рис. 16).
Применительно к каждому из трех состояний продукции (процесс создания, реализация, сервисное обслуживание) должны быть определены наиболее эффективные механизмы контроля.
Центр тяжести механизма оценки и подтверждения соответствия должен быть перенесен на стадию создания продукции. Главную роль в обеспечении качества и безопасности на этой стадии должно играть внедрение систем качества.
Рис. 16. Принципиальная схема обеспечения качества и безопасности (предложения ВНИИ сертификации [46])
Для определенных видов продукции, в частности потенциально опасной, эффективным механизмом обеспечения качества и безопасности может стать допуск предприятий к производству через лицензирование. Качество и безопасность продукции, обеспечиваемые СК при создании продукции, должны подкрепляться СК в организациях, функционирующих на стадии реализации и сервисного обслуживания. Допуск организации к оказанию соответствующей услуги также должен осуществляться через лицензирование. Уверенность общества в том, что товар не утратил на рынке качество и безопасность, должна обеспечиваться государственным надзором и контролем, местным (региональным) надзором и общественным контролем за этим товаром в сфере обращения.
4. Предлагается “снятие избыточности” обязательной сертификации.
В 1998 г. в России около 60—70% товарной продукции подлежало обязательной сертификации, в то время как в странах ЕС обязательному подтверждению соответствия подлежит лишь 10—15% [28]. Как уже отмечалось выше, принято более 20 законов, вводящих обязательную сертификацию. При этом во многих случаях отнесение продукции к объекту обязательной сертификации произведено без учета ее потенциальной опасности и не оправдано с точки зрения риска общества. Поэтому необходимо сократить номенклатуру продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации.
Сокращение номенклатуры намечается проводить за счет включения менее опасных объектов в перечень продукции (услуг), соответствие которых будет подтверждаться посредством принятия декларации о соответствии*. Не следует смешивать декларацию о соответствии как составную часть (способ доказательства) некоторых схем сертификации с декларацией о соответствии как самостоятельным выходным документом, подтверждающим соответствие продукции [34]. После регистрации в ОС этот документ согласно ст. 7 Закона РФ “О сертификации продукции и услуг” приобретает юридическую силу наравне с сертификатом.
Указанным законом предусмотрено, что продукция, соответствие которой может подтверждаться декларацией о соответствии, определяется перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации. При поступлении декларации о регистрации в ОС последний не вправе регистрировать ее, если продукция и услуги, соответствие которых может подтверждаться декларацией, не включены в перечни. Экземпляр зарегистрированной декларации ОС оставляет, что позволяет обеспечить прослеживаемость продукции (услуги), соответствие которой ею подтверждено.
Предусмотрено, что требования к декларации о соответствии и порядок ее принятия утверждает Правительство Российской Федерации.
Как установлено ИСО/МЭК 22, декларация о соответствии должна основываться на результатах испытаний и других оценках, которые изготовитель продукции и исполнитель услуги получил для подтверждения соответствия.
Другой критерий оптимизации номенклатуры — обоснованность издержек на работы по сертификации. Для ряда субъектов хозяйственной деятельности (малых предприятий, бюджетных организаций и пр.) расходы на процедуры сертификации просто непосильны.
5. Планируется существенное повышение роли добровольной сертификации (на основе зарубежного опыта). Во многих странах при активной поддержке правительств специально создаются мощные системы добровольной сертификации с высоким авторитетом как у потребителей, так и у изготовителей (см. с. 202 об опыте Франции).
Очень перспективна добровольная сертификация на соответствие требованиям государственного стандарта с лицензированием права простановки знака соответствия (см. рис. 15.1, б) государственным стандартам в соответствии с ГОСТ Р 1.9—95 “ГСС. Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам”. По существу этот Знак — знак качества, которому потребитель привык доверять. Однако до сих пор ГОСТ 1.9—95 (в отличие от своих зарубежных аналогов) не работает. Предстоит найти механизмы, побуждающие изготовителя к такой маркировке.
В перспективе будут развиваться региональные системы добровольной сертификации с учетом нужд конкретных регионов (подобных действующей системе добровольной сертификации бриллиантов и драгоценных камней “Уралгемсерт” и др.).
6. Предлагается введение единого знака допуска продукции и услуг на рынке. Этот знак должен выдаваться с учетом всех требований безопасности, установленных стандартами, СанПиН, СНиП, правилами пожарной безопасности и т. д. Применение такого “интегрального” знака будет удобно всем покупателям, производителям, контролирующим и надзорным органам. В проекте ФЗ “О подтверждении соответствия продукции и услуг нормативным требованиям” предусмотрены две модификации единого знака доступа на рынок: графическое изображение и код уполномоченного органа по сертификации, если в доказательстве соответствия принимает участие третья сторона; только графическое изображение, если знак применяется на основании декларации о соответствии, представленной поставщиком.
7. Очень актуально и перспективно создание в рамках СНГ региональной системы сертификации с едиными правилами и единым знаком соответствия. Создание единой системы сертификации позволит устранить барьеры при продвижении товаров на территории стран Содружества.
8. С 1999 г. в стране начинают формироваться наряду с системами качества предприятий системы охраны окружающей среды в соответствии со стандартами ИСО 14000. С 1 апреля 1999 г. введена в действие первая группа государственных стандартов на основе ИСО серии 14000. Сертификация этих систем даст обществу и каждому гражданину гарантию сохранения окружающей среды и связанного с ней здоровья. Поскольку идеология стандартов ИСО серии 9000 и ИСО серии 14000 одинакова и сертификация на соответствие тем и другим стандартам может происходить на одном и том же предприятии, то, по мнению специалистов, процедуру сертификации по конкретному предприятию целесообразно делать единой, т. е. проверять одной комиссией соответствие требованиям обеих серий стандартов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38