Рефераты. Основы стандартизации, метрологии и сертификации

1.3 Оценка качества


Оценка качества — это систематическая проверка, насколько объект способен выполнять установленные требования. Невыполнение установленных требований является несоответствием (ИСО 8402) для устранения причин существующего несоответствия организации осуществляют корректирующие действия.

Основной формой проверки является контроль. Любой контроль включает два элемента: получение информации о фактическом состоянии объекта (для продукции — о ее качественных и количественных характеристиках); сопоставление полученной информации с заранее установленными требованиями, т.е. получение вторичной информации.

Контроль качества продукции — контроль количественных и (или) качественных характеристик продукции (ГОСТ 16504).

В процедуру контроля качества могут входить операции измерения, анализа, испытания.

Измерения как самостоятельная процедура являются объектом метрологии (см. гл. 2).

Анализ продукции, в частности структуры и состава материалов и сырья, осуществляется аналитическими методами — химическим анализом, микробиологическим анализом, микроскопическим анализом и пр.

Испытания — экспериментальное определение количественных и (или) качественных характеристик объекта испытаний (ГОСТ 16504).

Иллюстрацией контроля качества продукции как комплексной процедуры является, например, контроль качества ткани. Он включает контроль качественных характеристик (внешних дефектов, соответствия утвержденному образцу — эталону по цвету, рисунку), контроль количественных характеристик путем простейших измерений (длины, ширины, толщины), испытаний (на сопротивление истиранию, разрывную прочность), химического анализа (определение волокнистого состава).

Рассмотрим подробнее значение испытания как процедуры. Основным средством испытаний является испытательное оборудование. К средствам испытаний относятся также основные и вспомогательные вещества и материалы (реактивы и т.п.), применяемые при испытании.

При испытании могут применяться различные методы определений характеристик продукции и услуг — измерительные, аналитические, регистрационные (установление отказов, повреждений), органо-лептические (определение характеристик с помощью органов чувств).

По месту проведения испытания бывают лабораторными, полигонными, натурными. Испытания товаров проводят главным образом в лабораторных условиях.

Основное требование к качеству проведения испытания — точность и воспроизводимость результатов. Выполнение этих требований в существенной степени зависит от соблюдения правил метрологии.

В последние годы стали проверять сами лаборатории непосредственно на качество проведения испытаний посредством межлабораторных сравнительных испытаний — параллельного испытания стандартного изделия или пробы вещества с известными характеристиками в нескольких контролируемых лабораториях. По отклонению результатов испытаний каждой лабораторией характеристик стандартного объекта судят о точности и воспроизводимости результатов, т.е. о качестве испытаний каждой лаборатории.

Например, Центральный испытательный центр, действующий при Министерстве сельского хозяйства США, ежемесячно рассылает во все местные лаборатории по испытанию хлопка два контрольных образца-эталона, показатели которого закодированы и занесены в банк данных главного компьютера (но до сведения местных испытателей они не доведены). Лаборатории испытывают присланные эталоны, а полученные данные посылают в центральное бюро, где идет машинное сличение (сопоставление) результатов. В случае неудачи в местные испытательные лаборатории телексом отправляется информация: результаты испытаний не соответствуют контрольным; выданные в таком-то месяце сертификаты не могут быть признаны на хлопковой бирже. Данная схема получила название “раунд-тест” — тестирование идет как бы по кругу, непрерывно, ставя испытателей в жесткие условия: необходимо постоянно поддерживать себя в наилучшем работоспособном состоянии (это касается как техники, так и специалистов). Если какая-либо лаборатория хотя бы раз “выпадет из круга”, т. е. из Реестра центров, допущенных к выдаче сертификатов, то она лишится контрактов на проведение анализов.

Для подтверждения требуемого качества испытаний лаборатории должны пройти процедуру аккредитации. Аккредитация лабораторий — официальное признание того, что испытательные лаборатории правомочны осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний (ИСО/МЭК 2).

В России, как и за рубежом, действует Система аккредитации испытательных, измерительных и аналитических лабораторий.

Согласно Правилам проведения сертификации в РФ к испытаниям конкретной продукции допускается только аккредитованная испытательная лаборатория.

Как отмечалось выше, методы контроля обязательных требований и характеристик согласно ст. 7 Закона РФ “О стандартизации” также входят в состав обязав тельных требований государственных стандартов.

Рассмотрев требования к качеству и методы контроля, укажем на то, что стандарт на продукцию (услугу) разрабатывается в следующей последовательности: изучение потребности в стандартизируемом объекте — установление требований к качеству — установление характеристик — установление методе” контроля характеристик.

Центральным разделом любых правил сертификации конкретной продукции или услуг (см. приложение 4) является таблица следующей формы:


Наименование объекта

Код объекта

Характеристики, подтверждаемые при сертификации.

Обозначения по которым производится сертификация

На объекты, по которым установлены характеристики

На методы контроля (проверок)

1.4 Система качества


Долголетний опыт борьбы за качество в нашей стране и за рубежом показал, что никакие эпизодические, разрозненные мероприятия не могут обеспечить устойчивое улучшение качества. Эта проблема может быть решена только на основе четкой системы постоянно действующих мероприятий. На протяжении нескольких десятилетий создавались и совершенствовались системы качества (СК). На современном этапе принята СК, установленная в международных стандартах — ИСО серии 9000. Фундаментальным является следующий принцип системы: управление качеством охватывает все стадии и этапы жизненного цикла продукции.

Жизненный цикл продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния продукции при ее создании и использовании.

Существует понятие стадии (этапа) жизненного цикла продукции — условно выделяемой его части, которая характеризуется спецификой направленности работ, производимых на этой стадии, и конечными результатами. Существует шесть стадий: маркетинг — проектирование — производство — обращение — эксплуатация (потребление) — утилизация. Отдельные стадии могут разделяться на этапы и процессы.

На этапе маркетинга изучаются требования заказчика продукции. На этапе проектирования разрабатывается продукция, отвечающая всем требованиям Потребителя. На стадии производства обеспечивается уровень качества, заложенный в проекте. При обращении должно быть сохранено сформированное качество в период транспортирования. хранения, подготовки к продаже, реализации. На стадии эксплуатации к управлению качеством подключается непосредственно потребитель продукции. От того, насколько он будет грамотно использовать (эксплуатировать) продукцию, будет зависеть ее качество, в частности срок службы. На стадии утилизации необходимо предупредить вредное воздействие использованной продукции на окружающую природную среду.

Этапом утилизации не заканчивается деятельность предприятия. К этому сроку, а практически еще раньше предприятие начинает изучать предполагаемые потребности, уточнять текущие потребности и после маркетинговой деятельности приступает к проектированию новой продукции. Так возникаете новый виток деятельности в области качества — от стадии маркетинга до стадии утилизации и т.д.

Неразрывность стадий и этапов жизненного цикла продукции подсказала исследователям проблемы, качества модель обеспечения качества в виде непрерывной цепи (окружности), составляющей которой служат отдельные этапы жизненного цикла продукции (рис. 2). Эту модель раньше называли пет. ей качества (спиралью качества), а в последней версии ИСО 9000 — “типичные этапы жизненного цикла продукции”.


Рис. 2. Стадии жизненного цикла продукции

В заключение рассмотрим сущность понятия “система качества”. Необходимыми элементами СК являются организационная структура, методика, ресурс и процессы.

Организационная структура СК устанавливается в рамках организационной структуры управления предприятием и представляет собой распределение прав, обязанностей и функций подразделений предприятия и персонала.

Методика — установленный способ осуществления деятельности (ИСО 8402).

Ресурсы: персонал, средства обслуживания, оборудование, технология.

Процесс (согласно ИСО 8402) — совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельность, которые преобразуют входящие элементы (в случае продукции — сырье, материалы, комплектующие) в выходящие (готовую продукцию).

Наличие СК, ее соответствие установленным требованиям могут быть доказаны лишь в том случае ; если она представлена в документированном виде.

Документация делает систему “видимой” для разработчиков, пользователей и контролирующих органов

Таким образом, система качества — совокупность организационной структуры, методов, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством (ИСО 8402).

 

1.5 Сущность стандартизации


Объект стандартизации (согласно ГОСТ Р 1.0) — продукция, работа, процесс и услуги, подлежащие или подвергшиеся стандартизации (рис. 3). К процессе трудовой деятельности .специалисту приходится решать систематически повторяющиеся задачи: измерение и учет количества продукции, составление технической и управленческой документа-ции, измерение параметров технологических опера-ций, контроль готовой продукции, упаковывание по-ставляемой продукции и т.д. Существуют различный варианты решения этих задач. Цель стандартизации — выявление наиболее правильного и эконо-мичного варианта, т.е. нахождение оптимального ре-шения. Найденное решение дает возможность до-стичь оптимального упорядочения в определенной области стандартизации. Для превращения этой возможности в действительность необходимо, чтобы найденное решение стало достоянием большого чис-ла предприятий (организаций) и специалистов. Толь-ко при всеобщем и многократном использовании этою решения существующих и потенциальных задач возможен экономический эффект от проведенного, упорядочения.

На примере модели конкретного объекта рассмот-рим механизм стандартизации (рис. 4). Можно выде-лить четыре этапа работ по стандартизации [17, 44]

1. Отбор объектов стандартизации.

Существует определенная совокупность объектов и действий с ними: А; Б; В; Г; Д; Ж; 3; И; К...

Объекты стандартизации

Продукция (товары народного потребления, сpедства пpоизводства

Услуги (бытовые, поизводственные)

Пpоцессы (pаботы)

Сыpье и пpиpодное топливо

Матеpиалы и пpодукты

Готовые изделия

МАтеpиальные

Нематеpиальные (социально-культуpные)

 

 

и отдельные аспекты одноpодных гpупп пpодукции: - теpмины, обозначения; - паpаметpы и pазмеpы; - технические тpебования; - методы контpоля; - пpавила пpиемки; - пpавила маpкиpовки, упаковки, тpанспоpтиpования и хpанения

и отдельные аспекты одноpодных гpупп услуг: - теpмины; - технические теpмины; - методы оценки; - классификация пpедпpиятий; - тpебования к пеpсоналу

- пpоцессы, пpоисходящие на отдельных стадиях жизненного цикла пpодукции; - пpоцессы, связанные с нематеpиальным пpоизводством (статистической, банковской, издательской деятельностью); - упpавленческие пpоцессы; - измеpительные пpоцессы; - пpоцессы учета и пеpеpаботки инфоpмации; - пpоцессы защитного действия (людей, пpиpоды)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.