Рефераты. Основы стандартизации, метрологии и сертификации

Указанные работы осуществляются с целью унификации и стандартизации информационного обеспечения процессов хозяйственной деятельности. Например, с целью автоматизированного учета движения товаров во внутренней и внешней торговле должны быть стандартизированы требования к их штриховому кодированию как условия информационного обеспечения деятельности торговых организаций. Для статистического учета выпуска специалистов с высшим образованием, учета выпуска специалистов в целом должны быть стандартизированы классификация и кодирование специальностей по образованию.

Главный результат работ по ЕСКК — создание классификаторов ТЭСИ — официальных документов, представляющих собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации в области ТЭСИ. В зависимости от уровня утверждения и сферы применения различают классификаторы общероссийские, отраслевые и классификаторы предприятия. Общероссийские классификаторы (ОК) приравниваются к государственным стандартам.

Основные положения по ЕСКК ТЭСИ установлены Правилами по стандартизации (ПР 50-733—93).

Объектами ОК являются: продукция (ОК промышленной и сельскохозяйственной продукции, ОК строительной продукции); процессы (ОК работ и услуг в промышленности, торговле, материально-техническом снабжении, в сфере бытовых услуг населению и пр.); трудовые и природные ресурсы (ОК профессий рабочих, должностей служащих, ОК специальностей по образованию, ОК полезных ископаемых и подземных вод); структура народного хозяйства (ОК предприятий и организаций, ОК отраслей народного хозяйства); экономическая информации (OK технико-экономических показателей, ОК валют, OK информации по денежному обращению) и пр.

Основные потоки информации, используемой в управлении хозяйством, связаны с промышленной и сельскохозяйственной продукцией, являющейся объектом производства и потребления, планирования и учета, материально-технического снабжения и торговли и т.д. Для обработки данных о продукции в автоматизированных системах должен использоваться единый общегосударственный информационный язык. Носителем этого языка является Общероссийский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП).

Важность ОКП определяется такими статистическими данными: предприятия и организации нашей страны выпускают более 200 млн. наименований различной продукции; ее производство и распределение осуществляют более 500 тыс. субъектов хозяйственной деятельности. В этих условиях практически невозможно осуществить планирование, учет и распределение продукции без использования автоматизированной системы управления, которая зависит от совершенства ОКП как основы информационного обеспечения. ОКП включает 98 классов промышленной и сельскохозяйственной продукции.

В настоящее время ОКП как национальный классификатор сосуществует с внешнеторговым классификатором, введенным в нашей стране в 1991 г. в качестве основы таможенного тарифа — Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Для увязки группировок ОКП и ТН ВЭД используется справочный инструментарий — “переходные ключи”, которые представляют собой таблицы, где по каждому наименованию продукции параллельно даются коды по каждому классификатору.

Составной частью ЕСКК ТЭСИ является каталогизация продукции — процесс составления перечней производимой, экспортируемой и импортируемой продукции с ее описанием. В основу каталогизации положены работы по. классификаций, кодированию и идентификации. Каталогизация — одна из разновидностей информационной технологии. Информационное обеспечение в области управления номенклатурой товаров требуется специалистам всех уровней и звеньев хозяйства для обоснованного принятия управленческих, коммерческих и технических решений.;

Формируемая в настоящее время Федеральная система каталогизации продукции для государственных нужд (ФСК) решает следующие задачи: однозначная идентификация предметов снабжения за счет единых стандартных правил описания; сбор, регистрация хранение информации; выявление взаимозаменяемых, дублирующих и устаревших видов продукции; информационное обслуживание пользователей ФСК. Опыт развития в экономическом отношении стран мира показывает, что расходы на информационное обеспечение фирм-производителей, включая рекламу и маркетинг, составляют до 1/3 и более их общих затрат.

Система каталогизации продукции была разработана в США. В законе США о военной стандартизации, принятом у 1952 г., предписывалось создание единой системы каталогизации предметов материально-технического снабжения армии в целях установления единой номенклатуры предметов снабжения армии и дублирования поставок, сокращения сроков по-, ставки. В американской системе каталогизации на основаниями. проведенной идентификации каждому предмету присваивается семизначный идентифицированный номер, который отличает данный конкретный предмет от всех других предметов этого вида. Каждый предмет в каталоге числится под 11-знач-иым регистрационным номером: четыре первых знака — классификационный код, семь последних — идентифицированный номер. Внедрение программы каталогизации позволило получить огромный экономический эффект (12 млрд. дол.) за счет исключения дублирования и резкого сокращения номенклатуры предметов материально-технического снабжения армии — с 12 до 4 млн. наименований.

В результате каталогизации создаются каталоги продукции, реализуемые в виде автоматизированных банков данных. Каталоги могут создаваться как перечни продукции, выпускаемой предприятиями региона, либо продукции определенного назначении (группа однородной продукции).

Выпуск каталогов в рамках ФСК пока еще не может удовлетворить потребности- коммерческих организаций в справочных изданиях. В условиях пока существующего информационного вакуума в области данных о выпускаемой продукции (имеются в виду прежде всего ее показатели качества) большую активность проявляют отдельные негосударственные организации, которые выпускают издания типа каталогов — бюллетени “Бизнес-карта”, “Рынок сбыта”, “Реестр поставщиков”. Главный недостаток этих изданий — отсутствие стандартизированного описания продукции (однотипная продукция описывается различным набором показателей, что затрудняет проведение сравнительного анализа и оценки ее качества). Кроме того, многие из них не обеспечивают полноту сведений о выпускаемой продукции, базируются на устаревших данных, выпускаются эпизодически.

Главная причина недостатков указанных изданий заключается в отсутствии надежных источников первичных данных. В рамках ГСК такой источник найден — это каталожный лист (КЛ), являющийся обязательным приложением к проектам ТУ, представляемым на регистрацию в Центр стандартизации и метрологии (ЦСМ). Этот лист представляет собой машинно-ориентированный документ, включающий коды ЦСМ, предприятия — изготовителя продукции. Таким образом, ЦСМ, регистрируя ТУ, могут на основе каталожных листов формировать каталоги продукции своего региона. Федеральный центр каталогизации Госстандарта России, получая информацию от ЦСМ, может собрать банк данных по группе однородной продукции и сформировать государственный каталог.

Концентрируемые в каталогах сведения о номенклатуре и показателях качества продукции одного назначения — ценный материал для последующего совершенствования стандартов на конкретную продукцию.

Велика роль каталогов в организации коммерческой деятельности. Через каталог изготовитель рекламирует свою продукцию. С помощью каталогов может осуществляться процедура электронного маркетинга — взаимный обмен информацией с использованием машинно-ориентированных форм между изготовителями, распределителями и потребителями продукции.

Итак, организационная структура ФСК включает три звена:

·                     Изготовитель, составляющий КЛ в качества приложения к проекту ТУ;

·                     Центр стандартизации и метрологии (ЦСМ), который принимает КЛ при регистрации проекта ТУ, обобщает информацию о выпускаемой продукции к масштабах региона и выпускает каталоги по группам однородной продукции, т. е. формирует региональную базу данных “Продукция региона”;

·                     Федеральный центр каталогизации Госстандарта России, который принимает информацию из ЦСМ, обобщает информацию о выпускаемой продукции в масштабах страны и формирует федеральную базу данных “Продукция России”.

8. СТАНДАРТИЗАЦИЯ УСЛУГ


Сфера услуг занимает весьма значительное место в экономике и жизни общества. Об этом свидетельствуют следующие данные [6]:

в промышленно развитых странах на сферу услуг приходится более двух третей валового внутреннего продукта и занятости населения;

по прогнозу специалистов, объем торговли услугами как на международном, так и на внутреннем рынке страны превысит соответствующий объем торговли товарами;

доля работающего населения страны, занятого в;

сфере услуг, превышает 30% и имеет тенденцию к дальнейшему росту.

В 1995 г. вступило в действие Генеральное соглашение о торговле в сфере услуг ВТО, которое ставит целью стимулирование и правовое обеспечение торговли на мировом рынке всеми видами услуг.

Расширяется перечень оказываемых услуг. К традиционным для нашей страны услугам добавляются новые: фрахтовые, аудиторские, трастовые, рекламные и др.

Объем торговли услугами растет как в сфере оказания услуг населению, так и в сфере производственных услуг — услуг в промышленности, на транспорте, в строительстве, в сельском хозяйстве.

Рассмотрим стандартизацию услуг в сфере услуг населению.

Работы по стандартизации услуг начали проводиться практически в 1992 г. Толчком к развитию стандартизации в этой сфере стали Закон РФ “О защите прав потребителей” и вытекающая из него необходимость создания механизма защиты потребителей от опасных услуг. Одним из главных механизмов, выбранным Госстандартом России, стала обязательная сертификация.

Используемые в сфере услуг многочисленные подзаконные акты (правила, инструкции и пр.) не могли стать основной нормативной базой сертификации — были необходимы государственные стандарты с обязательными требованиями. Таким образом, обязательная сертификация, начатая в стране, инициировала работы по стандартизации в сфере услуг.

Для разработки комплекса государственных стандартов в сфере услуг стали создавать технические комитеты, так как стандарты требовалось разработать по 16 группам (видам) потенциально опасных услуг. Как и по товарам, задача решалась поэтапно. Первоочередность стандартизации конкретных услуг определялась в основном заинтересованностью в решении проблемы сертификации тех министерств и ведомств, которые отвечали за развитие конкретной сферы услуг. Такие федеральные органы, как Росбытсоюз, Госкомитет по физической культуре и туризму, Роскомторг, Минтранс приняли на себя не только организационные заботы (в частности, создание и введение ТК), но и согласились финансировать разработку государственных стандартов из собственных средств.

Было создано шесть ТК, в частности ТК “Услуги населению”, который должен был определять политику в области стандартизации и сертификации услуг, отраслевые ТК: “Услуги торговли и общественного питания”, “Автосервис”, “Бытовое обслуживание”, “Транспортные услуги”, “Туристско-экскурсионное обслуживание”. Уже к 1996 г. силами этих ТК было разработано 27 государственных стандартов и введены в действие системы сертификации по шести группам (видам) однородных услуг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.