Рефераты. Основы стандартизации, метрологии и сертификации

Агрегатирование. Агрегатирование — это метод создания машин, приборов и оборудования из от дельных стандартных унифицированных узлов, многократно используемых при создании различных изделий на основе геометрической и функциональной взаимозаменяемости. Например, применение в мебельном производстве щитов 15 размеров и стандартных ящиков трех размеров позволяет получить при различной комбинации этих элементов 52 вида мебели.

Агрегатирование очень широко применяется и машиностроении, радиоэлектронике. Развитие машиностроения характеризуется усложнением и частой сменяемостью конструкции машин. Для проектирования и изготовления большого количества разнообразных машин потребовалось в первую очередь расчленить конструкцию машины на независимые сборочные единицы (агрегаты) так, чтобы каждая из них выполняла в машине определенную функцию чto позволило специализировать изготовление агрегатов как самостоятельных изделий, работу которых можно проверить независимо от всей машины.

Расчленение изделий на конструктивно законченные агрегаты явилось первой предпосылкой развития метода агрегатирования. В дальнейшем анализ конструкций машин показал, что многие агрегаты узлы и детали, различные по устройству, выполняют в разнообразных машинах одинаковые функции Обобщение частных конструктивных решений путем разработки унифицированных агрегатов, узлов и деталей значительно расширило возможности данного метода.

В настоящее время на повестке дня переход к производству техники на базе крупных агрегатов -модулей. Модульный принцип широко распространен в радиоэлектронике и приборостроении; это основной метод создания гибких производственных систем и робототехнических комплексов.

Комплексная стандартизация. При комплексной стандартизации осуществляются целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимоувязанных требований, как к самому объектукомплексной стандартизации в целом, так и к его основным элементам в целях оптимального решения конкретной проблемы. Применительно к продукции -_ это установление и применение взаимосвязанных по своему уровню требований к качеству готовых изделий, необходимых для их изготовления сырья, материалов и комплектующих узлов, а также условий сохранения и потребления (эксплуатации).

Так, при осуществлении программы комплексной стандартизации трансформаторов потребовалось помимо разработки нового ГОСТа на трансформаторы пересмотреть и создать 36 других взаимосвязанных стандартов, в частности стандарты на изделия и материалы, применяемые при изго-товлении трансформаторов: электротехническую тонколистовую сталь и методы ее испытаний; электроизоляционный картон и методы определения его прочности и электроизоляционных свойств; кабельную бумагу; фарфоровые изоляторы, изоляционные материалы (текстолит, стеклотекстолит). Для обеспечения точной геометрии листов стали были разработаны и уточнены стандарты на нормы точности прокатных ста-нов. Для обеспечения необходимого качества электроизоляционного картона потребовалась разработка стандарта на сульфатную облагороженную целлюлозу. Таким образом, для разработки и реализации программы комплексной стандартизации трансформаторов потребовалось участие многих отраслей промышленности.

В связи с резким сокращением финансирования работ по стандартизации в последнее десятилетие работы по комплексной стандартизации выполняются в очень ограниченном объеме, в основном в рамках федеральных целевых программ, которые содержат раздел по нормативному обеспечению качества и безопасности работ и услуг.

В настоящее время реализуется программа комплексной стандартизации “Безопасность в чрезвычайных ситуациях” на 1993—2000 гг. [2]. В рамках программы (по состоянию на 01.01.98 г.) уже действует 14 ГОСТ Р. В разработке стандартов для указанной программы принимает участие около 60 организаций.

Своеобразной формой комплексной стандартизации является комплексная сертификация (см. с. 236).

Опережающая стандартизация. Метод опережаю-, щей стандартизации заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм и требований к объектам Стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время.

Стандарты не могут только фиксировать достигнутый уровень развития науки и техники, так как из-за высоких темпов морального старения многих видов продукции они могут стать тормозом технического прогресса. Для того чтобы стандарты не тормозили технический прогресс, они должны устанавливать перспективные показатели качества с указанием сроков их обеспечения промышленным производством. Опережающие стандарты должны стандартизировать перспективные виды продукции, серийное производство которых еще не начато или находится в начальной стадии.

В 70-80-х гг. опережающие стандарты выполнялись в виде так называемых ступенчатых стандартов. В этих стандартах было несколько ступеней, содержащих возрастающие требования к показателям качества, а также сроки их ввода в действие. Так, в .стандарте на средства для письма были установлены две ступени:


Наименование показателя

1-я ступень

2-я ступень

Длина линии письма, м

100

150

Установленный ресурс наборного узла, циклы

300—1600

350—1700

Усилие, необходимое для письма, Н

0,85±0,13

0,75±1700


В ступенчатых стандартах возможны пять и более ступеней. Примером “многоступенчатого” стандарта могут служить разработанные в США в конце 60-х гг. стандарты на предельно допустимое содержание основных токсичных компонентов отработанных газов, обязательное для вновь выпускаемых легковых автомобилей. Эти стандарты предусматривали обязательное ежегодное (начиная с 1970 г.) снижение содержания в продуктах сгорания токсичных компонентов, в результате к 1975 г. они были сведены к реально достижимому минимуму.

К опережающей стандартизации можно отнести применение в стандартах отраслей (стандартах предприятия, стандартах общественных организаций) прогрессивных международных стандартов и стандартов отдельных зарубежных стран до их принятия в нашей стране в качестве государственных (см. с. 90).

Согласно ст. 16 Закона РФ “О стандартизации” государство гарантирует экономическую поддержку и стимулирование субъектов хозяйственной деятельности, которые производят продукцию (оказывают услуги) в соответствии с государственными стандартами с предварительными требованиями на перспективу, опережающими возможности традиционных технологий.

За рубежом существует категория “предварительных стандартов”, в которых оперативно закрепляются результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИ-; ОКР).

В ряде случаев опережающие стандарты влияют на организацию специализированного производства совершенно новых видов продукции. Например, американские стандарты на цветное телевидение, утвержденные в 1953 г., способствовали созданию в США в 1957—1960 гг. массового производства телевизоров цветного изображения.

Большим достижением международной стандартизации в конце 80-х гг. было утверждение международного стандарта на аудиокомпактный диск до начала производства самого изделия. Это позволило обеспечить полную совместимость компакт-диска с другими техническими средствами и тем самым избежать непроизводительных затрат.

3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ РОССИИ (ГСС РФ)

 

3.1 Общая характеристика системы


ГСС РФ начала формироваться в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоятельности России. Основой ГСС является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации. Указанный фонд представляет четырехуровневую. систему.

Техническое законодательство.

Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации.

Стандарты отрасли и стандарты научно-технических и инженерных обществ.

Стандарты предприятий и технические условия.

Техническое законодательство является правовой основой ГСС. Оно представляет совокупность законов РФ, подзаконных актов по стандартизации (постановлений Правительства РФ, приказов федеральных органов исполнительной власти), применяемых для государственного регулирования качества продукции, работ и услуг. По существу, это технические регламенты I уровня. Правовую основу его составляют прежде всего законы РФ: “О стандартизации” (см. приложение 1); “Об обеспечении единства измерений” (см. приложение 2); “О сертификации продукции и услуг” (см. приложение 5). В перспективе техническое законодательство будет интенсивно пополняться законодательными и подзаконными актами, устанавливающими требования к группам однородной продукции и услуг в целях обеспечения их безопасности для людей и окружающей среды. В целом законодательная база ГСС находится только в стадии становления.

В ряде промышленно развитых стран национальные системы стандартизации базируются на хорошо развитом техническом законодательстве.

За рубежом действует множество законов в области стандартизации качества и защиты интересов потребителей. Так, в США еще в начале века были приняты законы о качестве мяса и молока. К середине 70-х гг. количество законов, направленных на защиту интересов потребителей, достигло 150. Среди них Закон об обеспечении безопасности движения автомобильного транспорта, Закон о достоверности рекламных средств и информационных этикеток. Закон о защите детей и обеспечении безопасности игрушек и пр.

В Японии в сфере стандартизации и правовой защиты потребителей действует более 50 общенациональных законов. Центральным звеном правовой системы является Основной закон об охране интересов потребителей (принят в 1968 г.). Все законы можно разбить на семь групп: к 1-й группе относится Закон о мерах и весах; в законах 2-й группы (около 20 законов) регламентируются вопросы предотвращения физического и материального ущерба потребителей; в 3-ю группу входят:

Закон о стандартизации и маркировке сельскохозяйственной продукции. Закон о питании. Закон о стандартизации промышленных товаров и Закон о маркировке предметов бытового назначения; в 4-ю группу входят шесть законов, в том числе Закон об обозначении качества предметов домашнего обихода, Закон об обеспечении безопасности товаров широкого потребления. Законы трех остальных групп (22 закона) направлены на недопущение ограничений конкуренции, укрепление позиций потребителей, повышение уровня осведомленности в их отношениях с производителями и сбытовиками, рациональную организацию повседневного быта и т.д.

Техническое законодательство хорошо развито в Европейском Союзе (см. с. 84).

Нормативные документы II уровня представлены:

государственными стандартами Российской Федерации;

межгосударственными стандартами (ГОСТами), введенными в действие постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в качестве государственных стандартов Российской Федерации;

государственными стандартами бывшего Союза ССР (ГОСТ);

правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации;

общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации (рассмотрены в разделе 7).

По состоянию на 1 января 1999 г. в федеральном фонде находилось 22 тыс. государственных стандартов (ГОСТ, ГОСТ Р), в том числе 1400 ГОСТ Р.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.