- расположение железнодорожных станций и пунктов пересадок на обслуживаемом направлении;
- иностранный язык в объеме, необходимом для общения с пассажирами и работниками железных дорог по маршруту следования;
- принимать заказы на завтрак, утренний кофе, обед и т. д., если в поезде имеется вагон-ресторан, и информировать пассажиров о возможности приобретения там продуктов питания и напитков;
- порядок перестановки пассажирского вагона на пограничной станции с одной колеи на другую (следить за соблюдением правил техники безопасности пассажирами и недопущением повреждения оборудования вагонов).
Проводник, обслуживающий прицепные вагоны за рубежом, обязан знать телефон и адреса представительств перевозчиков России за рубежом, а в случае возникновения непредвиденных ситуаций немедленно сообщить об этом в их представительства.
По прибытии пассажирского поезда в пункт оборота проводник обязан осмотреть пассажирский вагон и при обнаружении забытых вещей сдать их в камеру забытых вещей по акту. По истечении 30 дней найденные и невостребованные вещи совместно с актом и описью станция посылает на склад без документных грузов. При наличии данных, по которым можно установить место нахождения владельца, последнему немедленно посылается извещение о месте нахождения вещей. Если владелец не найден, вещи передаются на реализацию.
Человек, потребовавший выдачи найденных вещей, должен доказать свое право на них, указав письменно точные признаки вещей, их содержимое или же предъявив ключи к замкам, запирающим его вещи. Если вещи еще хранятся на станции, где они были найдены, их немедленно выдают владельцу по распоряжению начальника станции. Если же вещи отосланы на реализацию, то заявление об их выдаче передают управлению инфраструктуры. При получении вещей владелец обязан уплатить инфраструктуре все причитающиеся ей платежи (за хранение, упаковку, провоз по тарифу багажа и публикацию объявления, если это имело место), а также выдать расписку в получении вещей с указанием в ней своего постоянного места жительства и данных паспорта. Если пассажир, выйдя из вагона, сам обнаружит, что в вагоне им были забыты вещи, он должен обратиться к начальнику станции (вокзала). Начальник станции по письменному заявлению пассажира немедленно подает служебную телеграмму в адрес начальника поезда или начальника первой крупной станции по пути следования поезда. В телеграмме указываются номера вагона и места, которое занимал пассажир, описание забытых вещей и требование пересылки их к месту нахождения владельца. Все расходы, связанные с возвратом вещей в таких случаях, производятся за счет владельца (подача телеграммы, упаковка, перевозка и т.п.).
Проводник обязан контролировать выполнение пассажирами (требований пожарной безопасности; не допускать использования пассажирами открытого пламени, курения в не отведенных для этого местах; подключения электроприборов (кроме электробритв); в нештатных ситуациях действовать в соответствии с имеющимися у него инструкциями. Все перечисленные правила поведения самих пассажиров и правила, обеспечивающие их безопасность в пути, должны неукоснительно соблюдаться. Поскольку поездка на железнодорожном транспорте приравнивается к нахождению в зоне повышенной опасности, знание прав и обязанностей проводников — людей, призванных обслуживать пассажиров в пути, — является необходимым и обязательным для сопровождающих туристские группы.
Новые виды пассажирских вагонов
Как уже отмечалось, одним из направлений улучшения обслуживания пассажиров на железнодорожном транспорте является модернизация подвижного состава. В связи с этим на железных дорогах России стали появляться купейные вагоны повышенной комфортности (плацкартных вагонов повышенной комфортности пока не существует). В пассажирских поездах дальнего следования такие вагоны в зависимости от категории и качества предоставляемых в них услуг подразделяются на классы — эконом- и бизнес-класс. К вагонам эконом-класса относятся вагоны с 4-местными купе и вагоны с местами для сидения, к бизнес-классу относятся вагоны с 2-местными купе (СВ) и особо комфортабельные сидячие вагоны скоростных поездов («Аврора», «Невский экспресс»).
Особенно много вагонов повышенной комфортности курсирует в поездах на маршруте «Москва —Санкт-Петербург» («Красная стрела» — купе, СВ; «Экспресс» — только СВ; «Николаевский экспресс» — купе, СВ — весь состав; «Юность» — купе, областные; «Смена» — купе; «ЭР-200» — областные; «Аврора» — СВ, купе, областные; «Невский экспресс» — купе, областные и др.).
Следует отметить, что до последнего времени в качестве вагонов повышенной комфортности использовался в основном подвижной состав, производимый вагонной промышленностью Германии. Однако в 2001г. Тверской вагоностроительный завод создал пассажирский вагон нового поколения, предназначенный для скоростного движения поездов (до 200 км/ч). Вагоны «Тверской экспресс» оснащены комфортабельными мягкими креслами для сидения; микроволновой печью; системой обеззараживания воды; системами кондиционирования воздуха и автоматического пожаротушения; телевизорами и стереосистемами с индивидуальными каждом купе. В коридорах имеются информационные табло, на которые выводятся сведения о скорости движения температуре в салонах и «за бортом», о занятости туалетов.
Туалет оснащен баком-накопителем, что позволяет пассажирам пользоваться им на станциях и в санитарных зонах. В вагоне имеется бортовой компьютер, позволяющий проводнику следить за параметрами всех систем, контролировать количество свободных мест, а также напоминает ему о приближающейся станции. В настоящее время вагоны «Тверской экспресс» входят в состав поезда «Невский экспресс», а в ближайшем будущем на базе таких вагонов предполагается производить салоны бизнес-класса, вагоны-рестораны, купейные вагоны СВ, штабные и др. Инженерные решения позволяют изменять планировку салона, шаг оконных проемов, использовать гидравлические подъемники для заезда инвалидных колясок и т.д.
Вагоны повышенной комфортности бизнес-класса включены в обновленный поезд «Россия»; его маршрут пролегает между Москвой и Владивостоком. Особенностью этого поезда является то, что он оснащен «анатомическими» полками-сиденьями, у пассажира, сидящего на такой полке, не устает спина. Каждый вагон оборудован душем, микроволновой печкой, холодильником; в СВ-вагонах имеются видеомагнитофоны. Двери вагонов оснащены блокираторами, что повышает безопасность пассажиров в дороге. Кроме того, в коридорах установлены видеокамеры, благодаря которым проводник всегда находится в курсе событий, происходящих в вагоне. Специальные диагностические датчики, установленные в поезде, передают сведения о состоянии узлов и деталей на главный компьютер в штабной вагон. При возникновении неисправностей информация об этом передается на ближайшую станцию, где специалисты устраняют возникшие неисправности. Аналогичные вагоны включены в поезда Москва— Горький, Москва —Ижевск, Москва —Северодвинск, Москва — Архангельск.
Поезда Москва—Минск, Москва—Воркута, Москва—Адлер оборудуются вагонами эконом-класса: в них отсутствует бытовая техника, зато диваны шире и мягче по сравнению со стандартными; пассажирам предлагают горячее питание, чай, кофе, маленькую бутылочку вина.
В комплекс услуг, предлагаемых в вагонах повышенной комфортности, входит гарантированное питание, предоставление печатной продукции, комплекта постельных принадлежностей и санитарно-гигиенического набора (он включает туалетное мыло, гигиеническую и бумажную салфетки), а также дополнительные меры по обеспечению личной безопасности — сопровождение поезда сотрудниками охраны, выдача блокираторов дверных замков купе. Постельное белье, выдаваемое пассажирам, всегда новое, в туалете имеется жидкое мыло, висят бумажные полотенца.
Для комплектации набором питания используются продукты в индивидуальной упаковке и мелкой промышленной расфасовке. Как правило, ассортимент такого стандартного набора включает: сок 1/200 г, минеральную воду в бутылке, йогурт 1/130 г, булочку в полиэтиленовой упаковке, кондитерское изделие (печенье или песочное пирожное), мясную гастрономию в герметичной упаковке, сыр 1/10 г, масло сливочное 1/10 г, чай 1/2 г, кофе 1/2,5 г, сахар 1/10 г две упаковки, комплект столовых приборов разового пользования, бумажную салфетку. Набор питания комплектуется в индивидуальный контейнер, изготовленный из материалов, допущенных для контакта с пищевыми продуктами. На Октябрьской железной дороге в поездах Москва —Санкт-Петербург уже в течение нескольких лет бортовое питание, включенное в стоимость проезда, обеспечивается фабрикой «Домодедово эр Сервис».
В вагонах бизнес-класса питание отличается более широким выбором продуктов — пассажирам предлагается небольшое количество спиртного на выбор: маленькая бутылочка водки, коньяка или вина. Как уже отмечалось, все эти услуги входят в стоимость билета, поэтому платить за белье, гигиенический набор и комплект питания «ланчик» не надо.
Проездной документ в вагоны повышенной комфортности содержит кодовое обозначение «У». Цифра, стоящая рядом с буквой, обозначает количество рационов питания, например, «У-2» обозначает двухразовое питание. В дальнейшем намечается оснастить все поезда дальнего следования вагонами повышенной комфортности.
Помимо вагонов повышенной комфортности эконом- и бизнес-класса для более состоятельных пассажиров перевозчики предлагают вагоны класса «люкс». В отличие от вышеописанных, которые в основном переоборудованы из стандартного подвижного состава, вагоны «люкс» специально разрабатывались для перевозки богатых пассажиров. Такие вагоны имеют всего четыре купе, каждое из которых оборудовано душем, санузлом, кондиционером, аудио- и видеоаппаратурой. Диван, установленный в купе, может раскладываться в двуспальную кровать. Каждое купе рассчитано на 1 — 3 человек (для последнего случая предусмотрена откидная полка), что позволяет выкупать его целой семьей или одним пассажиром, т.е. исключается соседство случайных попутчиков. В конце вагона предусмотрен бар, где можно скоротать время. Первые вагоны нового образца начали курсировать из Москвы в Хельсинки, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Адлер.
С мая 2002 г. Московская железная дорога начала предлагать пассажирам VIP-обслуживание. Оно заключается в предоставлении VIP-пассажиру в аренду целого вагона. Снаружи такой вагон не отличается от остальных, однако внутри него находятся роскошные апартаменты: спальня с полуторной кроватью; кабинет с компьютером и спутниковой связью; конференц-зал для переговоров; купе секретаря-референта; ванная комната; кухня, купе охраны. Перевозчик предоставляет также повара для приготовления пищи, однако при желании можно взять своего повара. Для аренды VIP-вагона пассажир должен подать заявку на имя начальника железной дороги с указанием даты и маршрута поездки. Вагон цепляют к обычному скорому поезду, а в пункте назначения его ставят на запасной путь. Аренда вагона стоит 200 $ США в сутки (без стоимости проездных документов). В настоящее время оборудовано уже 25 таких вагонов, большая часть которых бронируется членами правительства, а остальные используются в коммерческих целях.
Отдельные перевозчики начали осуществлять программы, направленные на обслуживание такой категории пассажиров, как инвалиды. С этой целью вагоны оборудуются специальными купе для людей с ограниченными возможностями самостоятельного передвижения. Такие вагоны имеют скаты или механические подъемники для инвалидных колясок, расширенные двери купе, более широкие постельные полки, кнопки вызова проводников. Для пассажиров со слабым зрением и слухом предусмотрены световые и звуковые табло в туалетах. Аналогичные информационные табло устанавливаются и в самих купе для инвалидов. Вагоны с купе для людей с ограниченными физическими возможностями уже входят в состав фирменных поездов Октябрьской железной дороги (поезда «Юность», «Смена» в сообщении Москва—Санкт-Петербург, поезд № 31 Москва—Хельсинки), Свердловской железной дороги (фирменные поезда «Югра», «Кама», «Малахит»), Дальневосточной железной дороги (фирменный поезд «Юность» в сообщении Комсомольск—Хабаровск).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51