В последнее время бланковые билеты ручного оформления встречаются редко, так как основная масса проездных документов в поезда дальнего следования выдается через автоматизированную систему «Экспресс-2». Однако они могут быть выданы пассажирам при технологических перерывах в работе системы. При этом кассир, связываясь по телефону с диспетчерским терминалом автоматизированной системы, получает информацию о наличии мест на необходимом рейсе.
Бланковые проездные документы автоматизированной системы «Экспресс-2» оформляются через специальные билетопечатающие автоматические устройства практически на всех железных дорогах России (в 1998 г. система «Экспресс-2» была введена на Дальневосточной железной дороге). Данный проездной документ представляет собой бланк на цветной бумаге, имеющий несколько степеней защиты, на котором печатается определенная информация.
На первой строчке проездного документа указывается номер поезда, состоящий из трех цифр и двух букв, позволяющих машине различать поезда с одинаковыми номерами на разных участках дорог. На этой же строчке печатается дата, время отправления поезда, номер и категория вагона. Номер вагона обозначается двумя цифрами, а категория — буквенными символами: О — общий, С — межобластной, П — плацкартный, К — купейный, М — мягкий 4-местный, Л — мягкий 2-местный (СВ). Затем указываются стоимость билета и стоимость плацкарты, количество человек, едущих по этому документу (так как на одном бланке допускается оформлять проезд нескольких пассажиров), и вид документа: полный, детский или льготный (бесплатный или льготный).
На второй строчке печатается маршрут — станция отправления и станция назначения, при этом в скобках указываются семизначные коды станций. Коды российских станций начинаются с числа 20, белорусских — с числа 21, украинских — с числа 22 и т.д. Если перевозка осуществляется фирменным поездом, после кода станции это фиксируется сокращением «ФИРМ».
На третьей строчке печатается номер места, состоящий из трех цифр. Нижние места, расположенные в купе, имеют нечетные номера, верхние — четные. В плацкартных вагонах места, расположенные сбоку, имеют номера с 38 по 45. При продаже проездных документов в плацкартные, купейные и мягкие вагоны с нумерованными местами пассажирам, приобретающим два проездных документа и более, предоставляется, как правило, равное количество верхних и нижних мест. Исключение может быть сделано начальником станции (или вокзала) инвалидам, больным или престарелым.
Следует иметь в виду, что пассажир имеет право занимать при проезде одно место. При наличии свободных мест в момент приобретения проездного документа пассажиру могут быть предоставлены дополнительные места с оплатой их полной стоимости.
Если проездной документ оформляется на несколько человек в нем указывается несколько мест: через тире, если места следуют подряд, или через запятую — в противном случае.
Если проездной документ выдается на промежуточной станции, номер места не указывается.
После указания места ставится служебный знак, а после него (в настоящее время) сокращенно печатается название железной дороги, которой принадлежит состав или прицепной вагон.
На четвертой строчке печатается служебная информация: защищенный код билета; обозначение терминала, выдавшего билет; номер заказа; дата и время оформления документа. Здесь же обозначается форма оплаты — наличными деньгами (Н) или по безналичному расчету (Ч). В круглых скобках приводится величина страхового сбора. В случае оформления проездного документа на несколько человек она составляет сумму страховых сборов всех участников поездки по данному билету.
На пятой строке печатаются данные документа, удостоверяющего личность пассажира, и через дробь — его фамилия и первая буква имени. Согласно «Правилам оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте» продажа билета может осуществляться при представлении пассажиром паспорта, военного билета, удостоверения или иного документа, а для детей до 14 лет — свидетельства о рождении. При несоответствии фамилии пассажира или номера документа, удостоверяющего его личность, фамилии или номеру, указанным в билете, а также при отсутствии или исправлении фамилии или номера документа в билете пассажир к посадке в поезд не допускается. В такой ситуации начальник пассажирского поезда делает отметку на билете «Отказано в перевозке на основании пункта 14 Правил оказания услуг». Возврат денег по таким проездным документам производится только в случаях, если в них отсутствуют фамилии.
Если оформляется групповой билет, то к нему должен прилагаться список пассажиров, содержащий реквизиты документов, удостоверяющих их личности.
На последней, шестой, строчке проездного документа отражается его полная стоимость, включающая стоимость билета и плацкарты, а также величину страхового и комиссионного сборов. Затем указывается дата и время прибытия поезда в пункт назначения. Если перевозка осуществляется в вагоне повышенной комфортности, то после стоимости в этой строчке пишется вид сервисных услуг: УО — без питания, У1 — с предоставлением комплекта питании (ленчиком), У2 — с предоставлением горячего обеда из вагона-ресторана. Цена этих услуг включается в стоимость проездного документа.
При посадке на поезд проводник обязан был гасить билет, надрывая его определенным образом — так, чтобы не нарушить напечатанную на нем информацию. Однако с 1 июня 2000 г. на Московской железной дороге была введена новая форма бланковых билетов, оформляемых в системе «Экспресс-2». Каждый документ нового образца состоит из купонов, несущих одинаковую информацию (наподобие копирующегося автоматического авиационного билета). Один купон остается у кассира при продаже, второй отрывается проводником при посадке на поезд, а третий остается у пассажира. В этом случае проводник не гасит проездной документ, а просто изымает у пассажира причитающуюся ему копию. Основное отличие внешнего вида проездного документа купонного образца состоит в том, что он имеет голограмму и штрих-код.
Проездные документы для пассажиров, следующих в беспересадочном направлении, действительны на время следования поезда от пункта отправления до пункта назначения. В некоторых случаях срок годности билета может быть продлен начальником станции или вокзала путем отметки, которая ставится на самом проездном документе. К таким случаям относятся следующие:
- остановка пассажира в пути на срок не более 10 сут.;
- заболевание пассажира в пути следования (срок годности продлевается на все время болезни по представлении справки лечебного учреждения);
- пересадка на согласованные поезда в пункте пересадки (срок годности продлевается на все время задержки пассажира до возможности продолжить поездку);
- непредоставление пассажиру места в поезде (срок годности продлевается до отправления следующего поезда, в котором будет предоставлено место в соответствии с проездным документом).
В настоящее время на железных дорогах России начинает внедряться новая автоматизированная система управления пассажирскими перевозками «Экспресс-3». Эта система станет не столько системой продажи билетов, сколько системой управления всеми технологическими процессами железнодорожных пассажирских перевозок. Она даст следующие возможности:
- осуществлять автоматизированную продажу билетов во всех видах сообщений (внутреннем, пригородном, международном);
- предоставлять справочно-информационные услуги пассажирам;
- управлять багажными и грузобагажными перевозками;
- реализовывать сервисное обслуживание пассажиров в прямом смешанном сообщении с использованием других видов транспорта (автомобильного, речного, морского, воздушного);
- вести финансовый учет по пассажирским перевозкам, включая взаиморасчеты между различными инфраструктурами, между инфраструктурами и перевозчиками;
-управлять перевозками в целом по всей сети и отдельно на каждой дороге.
Важной отличительной особенностью системы «Экспресс-3» является то, что продажа билетов по ходу следования поезда в прямом сообщении будет осуществляться с нумерацией мест, поскольку она позволяет в режиме реального времени получать информацию о динамике изменения населенности поездов по маршруту продвижения. Кроме того, новая система позволит управлять пригородными перевозками на основе полного учета пассажиропотоков.
Внедрение АСУ «Экспресс-3» на железных дорогах России будет происходить поэтапно, чтобы не нарушить обслуживание пассажиров, осуществляемое в настоящее время через систему «Экспресс». Первой дорогой, приступившей к осуществлению работы в новой АСУ, является Горьковская железная дорога. На всех же структурах переход на систему «Экспресс-3» закончится к 2005 г., так как требуется определенное время и значительные средства для установки более современного оборудования и перехода в режим новой информационной технологии. По мере внедрения последней на всей железнодорожной сети будут одновременно работать обе системы — «Экспресс-2» и «Экспресс-3».
Продажа билетов на поезда дальнего следования в кассах, оборудованных терминалами «Экспресс», осуществляется в срок от 45 сут. и до отправления поезда с пунктов формирования (или оборота) поезда и от 3 сут. до отправления поезда с промежуточных станций. Помимо этого, перевозчики организуют прием заказов на оформление проездных документов, который может осуществляться как при личном обращении граждан, так и по телефону. При этом билеты могут быть доставлены пассажиру по месту работы, проживания, отдыха или в любое другое место, указанное им.
Следует отметить, что недавно Московское железнодорожное агентство по обслуживанию пассажиров ввело новую услугу для населения — заказ проездных документов через Интернет на своем сайте. Заказ принимается только при наличии паспортных данных, кроме того, в этом случае установлен срок выкупа билетов.
Как уже отмечалось, пассажир может быть допущен в поезд, только если у него имеется должным образом оформленный проездной документ. Однако в виде исключения начальник поезда имеет право при наличии свободных мест допустить на посадку пассажира, не успевшего приобрести билет в билетной кассе. Это возможно в ситуациях, обусловленных необходимостью экстренного выезда (смерть, болезнь, авария и т.п.) близких или родственников пассажира. При этом последний должен предоставить телеграмму, заверенную ответственным лицом, подтверждающую срочность выезда. В таких случаях посадка производится в «штабной вагон, где » течение определенного времени пассажир обязан приобрести проездной документ. Если за это время он не оформил свой проезд, он будет считаться безбилетным и может быть оштрафован.
Что касается утерянных и испорченных билетов, то согласно Уставу железнодорожного транспорта РФ такие проездные документы не возобновляются, если их восстановление или идентификация не могут быть осуществлены перевозчиком. Если же это возможно и пассажир предоставит перевозчику необходимые доказательства приобретения утерянного или испорченного проездного документа (билета) на конкретное место в соответствующем поезде, пассажиру выписывается дубликат билета при уплате определенного сбора. При этом следует помнить, что восстановленный документ не подлежит возврату и переоформлению, о чем свидетельствует дополнительная отметка на билете. Если же при восстановлении утерянного проездного документа обнаружится, что по нему произведена операция возврата платежей, то такой документ восстановлению не подлежит. Кроме того, восстановление проездных документов производится только в том случае, если они оформлены на проезд от и до железнодорожных станций российских железных дорог в поездах и вагонах формирования российских перевозчиков.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51