Существенные изменения с возрастом наступают в нервно-мышечном аппарате. Происходит снижение скорости проведения возбуждения по нерву. Изменяются структура и диаметр мышечных волокон. Мышцы постепенно становятся дряблыми, атрофируются, снижаются их сила и выносливость. Вес мускулатуры в пожилом возрасте составляет 20-26% веса тела, а мышечная сила к 60-69 годам составляет 55-80% от ее уровня у людей 20-29 лет.
Процессы старения неравномерно и неодновременно развиваются в различных мышечных группах. Раньше всего они отмечаются в менее активно функционирующих мышцах: сгибателях нижних конечностей, мышцах, фиксирующих позвоночник (особенно в грудном отделе), и разгибателях верхних конечностей. Способность к усвоению новых двигательных навыков и сложных движений с возрастом понижается.
Изменения опорно-двигательного аппарата при старении носят дегенеративно-дистрофический характер. Они появляются довольно рано, в возрасте 40-50 лет, в суставах, межпозвоночных дисках, сухожильно-связочном аппарате, костях. В связи с этим возникают боли в суставах, позвоночнике, ограничивается объем движений, повышается утомляемость. Суставы деформируются, ухудшается подвижность в них. В выраженных случаях это приводит к деформирующим артрозам. Одновременно происходит обызвествление мест прикрепления к кости сухожилий и связок. Для большинства пожилых людей характерны сутуловатость, круглая спина, кифосколиоз и нередко остеохондроз позвоночника. Осанка и походка в пожилом возрасте изменяются.
Старение предотвратить нельзя, однако замедлить темпы его проявления, сделать активной жизнь в эти годы можно. Доказано, недостаточность мышечной деятельности – гиподинамия – форсирует инволюционные изменения в организме и в комплексе с другими факторами приводит к преждевременному, патологическому старению. Поэтому физические упражнения, естественные силы природы, закаливание, рациональный режим питания, деятельности и отдыха, поддерживающие оптимальный уровень функционирования основных систем организма, являются эффективным средством предупреждения преждевременной старости и продления трудовой активности человека.
Положительное влияние мышечной деятельности на организм лиц среднего и пожилого возраста диктует необходимость использования физических упражнений в эти периоды жизни. Занятия физическими упражнениями с этой категорией людей преследуют следующие задачи:
1. Выравнивание основных функций ЦНС, повышение эмоционального состояния и общего тонуса, стимуляция компенсаторно-приспособительных реакций.
2. Улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем и желудочно-кишечного тракта, стимуляция обменных процессов.
3. Уменьшение атрофии мышц, проявлений процессов старения в суставах и позвоночнике, увеличение в них подвижности и амплитуды движений. Поддержание двигательных качеств, навыков и умений.
4. Подготовка и сдача норм комплекса ГТО по возрастным ступеням «Здоровье в движении».
5. Формирование убежденности в необходимости систематических занятий физическими упражнениями, приобретение теоретических знаний и практических навыков по основам самостоятельного их применения и самоконтролю.
Эти задачи наиболее полно реализуются в организованных коллективных занятиях в группах здоровья, так как они проводятся под руководством опытных преподавателей по специально разработанным программам и при постоянном врачебно-педагогическом контроле. Однако ограничиваться только ими не следует. Надо рекомендовать всем использовать физические упражнения в режиме дня в виде гигиенической гимнастики, физкультурных пауз и физкультминуток во время работы, туристические походы воскресного дня, пешеходные прогулки, охоту, рыбную ловлю, сбор грибов и ягод, занятия посильным физическим трудом.
Люди среднего и пожилого возраста, желающие заниматься в группах здоровья, проходят врачебный осмотр и в соответствии с состоянием здоровья, уровнем физической подготовленности, функциональными особенностями организма и его приспособляемостью к мышечной нагрузке определяются в одну из трех следующих групп:
I группа – практически здоровые люди с естественным течением процесса старения, обладающие достаточной для своего возраста физической подготовленностью;
II группа – люди с возрастными изменениями, сопровождающимися небольшими отклонениями в состоянии здоровья без существенных функциональных расстройств;
III группа – люди с выраженными возрастными изменениями на фоне значительных отклонений в состоянии здоровья, со слабой физической подготовленностью и пониженной приспособляемостью к физическим нагрузкам.
Лица, у которых процесс старения отягощается различного рода заболеваниями, ведущими к серьезным сдвигам в состоянии здоровья, в названные группы не зачисляются, а направляются в лечебно-профилактические учреждения для занятий лечебной физической культурой.
Комплектование групп здоровья проводится в соответствии с названными группами, полом и возрастом. Разница в возрасте зачисляемых в одну и ту же группу может составлять 5-10 лет (с учетом уровня физической подготовленности). В I группе может заниматься до 20-25 человек, а во II и III – не более 12-15 человек, так как в этих группах требуется большая дифференцировка физических нагрузок и более тщательный индивидуальный контроль. Занятия мужчин и женщин лучше проводить раздельно, но допустимы и смешанные группы.
В программу занятий входят те средства физической культуры, которые обеспечивают наибольший оздоровительный эффект: упражнения основной гимнастики, подвижные игры, спортивные игры по упрощенным правилам, ходьба, бег, прыжки, метания, плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках, гребля, езда на велосипеде, туризм.
Центральное место в занятиях с людьми среднего и пожилого возраста занимают упражнения основной гимнастики благодаря их всеобъемлющему действию на организм, возможности индивидуальной дозировки, избирательному воздействию на определенные мышечные группы, суставы, позвоночник, отдельные органы. Используются упражнения без предметов и с предметами, на гимнастической стенке и гимнастической скамейке, тренажерах с целью укрепления мускулатуры (особенно сгибателей ног, разгибателей рук, мышц, фиксирующих позвоночник), а также упражнения, направленные на увеличение объема движений в суставах, на расслабление, на координацию.
Для женщин среднего возраста в занятия рекомендуется вводить элементы художественной гимнастики, а для мужчин — некоторые упражнения атлетической гимнастики. В пожилом возрасте можно использовать танцевальные элементы и их комбинации, вольные упражнения (начиная с простых по координации и технике выполнения движений, а затем постепенно усложняя их).
Обязательной составной частью каждого занятия является ходьба. Будучи самым естественным видом движений, она легко дозируется и поэтому должна использоваться самостоятельно как средство постоянной тренировки во всех возрастных группах. Тем, кто отнесен к III группе, показана ежедневная ходьба 3-4 км за 30-50 мин, занимающимся по II группе – 5-7 км за 60-75 мин, представителям I группы – 7-10 км за 70-100 мин.
Бег во II группе рекомендуется пожилым людям в виде коротких пробежек в чередовании с ускоренной ходьбой, а в III группе – в виде кратковременного бега трусцой. Как самостоятельную форму его можно использовать людям среднего и пожилого возраста в I группе, а при дополнительном разрешении врача – и во II.
В занятия всех возрастных групп вводятся подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам. Для людей среднего возраста они могут составлять основу содержания занятий. Из спортивных игр используются волейбол, баскетбол, бадминтон, теннис, городки. У пожилых представителей II и III групп игры носят кратковременный характер в связи с возможностью вызвать слишком большой эмоциональный подъем, перенапряжение, травму. Этой категории занимающихся рекомендуются подвижные игры, различные эстафеты с ходьбой, ускорениями, бегом, передачей мяча.
Большое оздоровительное и закаливающее значение имеют ходьба на лыжах, плавание, гребля на прогулочных лодках, катание на коньках. Заниматься ими рекомендуется людям среднего возраста, овладевшим этими двигательными навыками, и пожилым, обучившимся им ранее. Нагрузка на организм в этих занятиях зависит от степени владения техникой движений, скорости передвижения, пройденного расстояния и затраченного времени, температуры воздуха или воды, рельефа местности. Дозировка нагрузки зависит от состояния здоровья занимающихся.
Плавание по своему эмоциональному, профилактическому, гигиеническому, оздоравливающему и лечебному действию является незаменимым средством в занятиях с людьми среднего и пожилого возраста. Заниматься лучше в бассейне с подогревом воды при ее температуре 22-23° и температуре воздуха 25-26°. По мере адаптации организма плавать можно и при температуре воды 18-19°, а воздуха 20-21°. Занятия состоят из гимнастических упражнений на суше (15-25 мин) и плавания (35-45 мин) с перерывами для отдыха. Включаются также свободное плавание, изучение техники, игры в воде.
Интегральным показателем уровня развития двигательных качеств и физической подготовленности людей среднего и пожилого возраста является способность выполнять нормы комплекса ГТО по возрастным группам ступени «Здоровье в движении». Систематические занятия физическими упражнениями позволяют сдавать нормативы ГТО и после 60 лет (полностью или частично).
При подготовке к сдаче норм комплекса ГТО следует ориентироваться на его требования к недельному двигательному режиму соответствующих возрастных групп. Выполнившие нормативы комплекса ГТО должны ежегодно подтверждать уровень своей физической подготовленности, выполняя нормы малого многоборья ГТО. Это стимулирует пожилых людей к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Физические упражнения оказывают благотворное воздействие на людей среднего и пожилого возраста только при условии рационально спланированных, четко организованных и методически правильно построенных занятий.
Планирование должно быть круглогодичным из расчета 2 занятия в неделю, при условии преимущественного проведения их на открытом воздухе. Это позволяет сочетать положительное воздействие физических упражнений на организм с закаливанием. В зависимости от состава группы, стажа занятий, материально-технической базы, климатических и сезонных условий занятие может строиться на материале одного из средств физической культуры. Наиболее целесообразны комплексные занятия, содержащие разные виды упражнений или чередующиеся по скользящему графику: вначале в гимнастическом зале, затем на игровой площадке, в бассейне, на стадионе и т. д.
Занятие строится по общепринятой трехчастной структуре, причем чем старше занимающиеся, тем продолжительнее его подготовительная и заключительная части (в связи с замедлением процессов врабатывания и восстановления с возрастом). Продолжительность занятия в первые два месяца для I группы составляет 30-45 мин, для II группы – 20-30 мин, для III группы – 15-20 мин. В течение года может быть увеличена до 60- 90 мин в I, 45-60 мин во II и 35-45 мин в III группе. Для поддержания достигнутого уровня физической подготовленности в основном нет необходимости увеличивать частоту занятий. Однако для занимающихся III группы их можно проводить 4-5 раз в неделю, снизив продолжительность.
При проведении занятий необходимо строго соблюдать постепенность и последовательность нагрузки. Для этого упражнения следует подбирать таким образом, чтобы каждое предыдущее подготавливало организм к выполнению последующего, одновременно обеспечивая чередование работы различных мышечных групп по принципу рассеянной нагрузки. Следует предусмотреть более частый отдых, как пассивный, так и активный, дыхательные упражнения и упражнения в расслаблении. Общеразвивающие упражнения должны обеспечивать разностороннее и избирательное воздействие на определенные мышечные группы и суставы, отделы позвоночника. Это позволит направленно влиять на развитие и поддержание двигательных качеств, восстановление или сохранение объема движений в суставах, улучшить координацию и осанку.
При выполнении упражнений особое внимание необходимо обращать на правильную постановку дыхания. Оно должно сочетаться с движениями, быть свободным, без задержек. Надо обучить занимающихся более продолжительному, чем вдох, выдоху, способствующему улучшению вентиляции, газообмену и притоку крови к сердцу. Как правило, наклоны и повороты туловища, приседания, сведение и опускание рук, подъем и сгибание ног проводятся на выдохе.
Исходные положения необходимо чередовать, исключая такие, которые затрудняют или задерживают дыхание, вызывают резкие приливы крови к голове, усложняют выполнение движений. Резкая смена положений стоя-лежа (и наоборот) отрицательно влияет на сердечно-сосудистую систему пожилых людей, занимающихся во II и особенно в III группе. Им рекомендуется чередовать исходные положения следующим образом: стоя, сидя, лежа, сидя, стоя.
В ходе занятий реакция организма на нагрузку определяется по внешним признакам, поведению и самочувствию занимающихся, по уровню работоспособности. Следует отметить, что ориентация на субъективную оценку нагрузки может иногда быть неадекватной и привести к отрицательным сдвигам из-за переоценки пожилыми людьми своих возможностей. Поэтому при контроле за интенсивностью и допустимостью нагрузки необходимо ориентироваться на ЧСС. С этой целью перед занятием, в основной части и в конце заключительной части производится подсчет пульса. Допустимая его величина составляет для 40–49-летних 150– уд/мин; 50–59-летних –140 уд/мин; 60-летних и старше – 130 уд/мин. Физиологическая кривая нагрузки должна постепенно повышаться в начале занятия, достигать своего максимума к середине или во второй трети основной части и плавно снижаться к концу занятия. Плотность занятий в первые месяцы не должна превышать 40-55%, а через полгода может приблизиться к 60-65%. В дальнейшем рекомендуется в III группе поддерживать достигнутую плотность, а во II и I группах увеличивать соответственно до 70 и 80%.
Эффективность занятий определяется врачебно-педагогическими наблюдениями, изменениями антропометрических показателей, амплитуды движений в суставах, функциональными пробами сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также врачебными обследованиями, проводимыми 2 раза в год и по показаниям. При улучшении объективных и субъективных показателей, положительных изменениях в физической подготовленности занимающихся можно перевести в более сильную медицинскую группу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12