Рефераты. Ценностное содержание туризма в представлениях российской студенческой молодежи

По нашему мнению, наибольший интерес представляют такие социокультурные функции, как адаптивная и человекотворческая.

Адаптивная функция культуры в туризме позволяет индивиду постигать:

-       условия окружающей среды;

-       способы и образцы социального поведения и действия;

-       ориентирует в знаниях, нормах и ценностях группы, коллектива, в которые входит индивид;

-       возможность понять и принять особенности взаимодействия, общения друг с другом.

Постижение условий окружающей среды в туризме проявляется в ознакомление человека с миром, когда, преодолевая расстояния, он изучает новые природные условия и ландшафты.

Способы и образцы социального поведения и действия усваиваются человеком в процессе туристской деятельности, когда индивиду приходится принимать правила поведения в организациях, осуществляющих перевозку пассажиров или средствах размещения, а также в туристских центрах. Таким образом, человек начинает вести себя как принято туристам этой страны.

Для туризма характерным является то, что турист в результате совершённого путешествия расширит свой кругозор, познает что-то новое, кроме того, происходит осознание такой категории ценностей, как ценности туризма, в которую входят ценности нравственные, эстетические, связанные с витальными основами жизни и социальные.

Понимание и принятие особенностей взаимодействия и общения людей друг с другом в туризме происходит тогда, когда индивиды собираются в группу для совершения путешествия. С этого момента им приходится подстраиваться к особенностям каждой личности входящей в это сообщество, а впоследствии вступать во взаимодействие с культурой посещаемого региона. Туризм способствует более легкому общению с людьми, способствует расширению социальных контактов.

В заключительном акте Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе, прошедшем в Хельсинки в 1975 г. подчёркивалась необходимость поддержки контактов и обменов между молодёжью. Собственно они важны для «развития взаимопонимания, укрепления дружественных отношений и доверия между молодёжью» [54, с. 182-183].

Адаптивная функция культуры естественно переходит в человекотворческую функцию культуры. Её осуществление основано на потребностях личности, определённых общественными процессами. Индивид создает самого себя в деятельности, направленной на их удовлетворение. Туризм реализует человекотворческую функцию культуры, удовлетворяя потребность человека в отдыхе, организации его досуга.

Нам кажется, что этим не исчерпывается всё многообразие социокультурных функций туризма. Так как в природе туризма заложено, что, занимаясь туризмом и совершая путешествия, человек обязательно попадает в информационное поле, которое проявляется в том, что туристу ещё до поездки даётся краткая характеристика страны пребывания. Уже во время самого путешествия турист впитывает информацию о культурном наследии новых для него территорий. Но не только в этом проявляется информационность. Ещё одним важным источником информации служит празднование Всемирного дня туризма. Это позволяет осуществлять ознакомление людей с разнообразными ценностями туризма. Развитие данных идей мы находим в Хартии туризма, где говорится: «местное население вправе ожидать от туристов понимания и уважения их обычаев, религий и прочих сторон их культуры, которые являются частью наследия человечества» [61]. Для этого необходимо распространять информацию о традициях, обычаях, религиозной деятельности, святынях и запретах, которые подобает уважать; об археологических, художественных и культурных ценностях, которые следует сохранить.

Кроме того, информационное поле тесно связано с коммуникацией, которая сопровождает туриста на протяжении всего путешествия. Общение происходит повсеместно: в туристской группе, с обслуживающим персоналом, с местным населением. В этом случае возможно даже взаимодействие культур. Далее нам представляется целесообразным привести положения Декларации Всемирной конференции министров по туризму, принятой в Осаке, Япония в 1994 г. В ней говорится, что увеличение международного туризма «вносит свой вклад в развитие взаимопонимания между народами и странами». Для понимания образа жизни жителей других стран нет ничего лучше международных связей. Их не может заменить даже вся информация о странах, распространяемая через средства массовой информации. Международные связи «будут способствовать разрушению предрассудков и стереотипных представлений о других обществах». В природе туризма заложено, что он является способом контактирования и оценки зарубежных обществ и культур. Туристам во время путешествия необходимо иметь терпимость и уважение к иным культурам. Кроме того, приветствуется обладание интеллектуальным любопытством, открытостью к иностранным культурам и народам. «Тогда туристы смогут оценить особенности природы, культуры и общества посещаемых стран и, таким образом, способствовать сохранению уникальности красот нашей планеты для будущих поколений» [54, с. 252-253]. Все эти свойства туризма позволяют интерпретировать это как информационно-коммуникативную функцию.

На этом природа туризма не исчерпывает свои свойства. Далее начинается проявление воздействия на человека информационно-коммуника-тивной функции. Получив объём информации о других странах, народах и культурах человек уже получил побудительный мотив к действию. Теперь он находится на стадии готовности к путешествию, ему своими глазами хочется увидеть объект туристского интереса. Потенциальный турист ищет средства и возможности отправиться в путешествие-мечту. Данные проявления туризма позволяют нам говорить о существование побудительной функции, являющейся явным продолжением информационно-коммуникативной функции.

Кроме выше описанных составляющих природы туризма следует отметить, что туризм – это одна из популярнейших форм организации отдыха и проведения досуга. Понимая отдых как «использование человеком возможностей для восстановления сил, утраченных в ходе какой-либо активности» [83, с. 200], представляется целесообразных соотнести данное понятие с термином рекреация. В рамках которого следует выделить рек-реационный эффект, проявляющейся в том, что у человека отдыхающего все его «субъективные эмоциональные и социокультурные самооценки определяют состояние биологического и психофизического комфорта, а также фиксируют позитивные установки готовности к новым нагрузкам и различным видам активности» [83, с. 336]. Следовательно, все эти свойства туризма можно интерпретировать как рекреационную функцию.

Таким образом, на основании всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. В результате исследования теоретических подходов к определению понятия «функция» нами был проведён анализ функций социального института в целом, и социального института туризма в частности. В результате проведённого анализа социокультурной природы туризма мы предполагаем существование следующих социокультурных функций социального института туризма:

-       воспроизводящей;

-       регулятивной;

-       адаптивной;

-       человекотворческой;

-       информационно-коммуникативной;

-       побудительной;

-       рекреационной.

Однако для более полного анализа социокультурных функций туризма, на наш взгляд, следует рассмотреть не только явные, но и латентные функции. Р.К.Мертон определяет, что «явные функции – это те объективные последствия, которые вносят свой вклад в регулирование или приспособление системы и которые входили в намерения и осознавались участниками системы». Явные функции туризма нами уже были определены ранее в этом параграфе. В случае же с латентными функциями Р.К.Мертон пишет, что «латентные функции те объективные последствия, которые не входили в измерения и не были осознаны» [57, с. 226].

По мнению Р.К.Мертона, «в основе разграничения между явными и латентными функциями лежит следующее: первые относятся к тем объективным и преднамеренным последствиям социального действия, которые способствуют приспособлению или адаптации некоторой определённой социальной единицы (индивидуум, подгруппа, социальная или культурная система); вторые относятся к непреднамеренным и неосознанным последствиям того же самого порядка» [57, с. 234].

На наш взгляд, о наличии латентных функций свидетельствуют результаты ответов молодых людей на вопрос: видят ли они в туристской поездке возможность изменить своё семейное положение? Среди полученных ответов «да» ответили 22,52 %, «нет» – 65,76 %, «возможно/всё возможно» – 4,5 %, «не исключено» – 0,9 %, «смотря куда ехать» – 0,9 %, «вообще-то нет, но всякое бывает» – 0,9 %, «никогда» – 1,8 %, «затрудняюсь ответить» – 1,8 %, «не знаю» – 0,9 %.

Для анализа полученных данных нам представляется целесообразным объединить сходные по смыслу ответы. Таким образом, у нас получается, что не видят в туристской поездке возможности изменить своё семейное положение 67,56 % молодых людей. Положительно ответили на этот вопрос 29,76 % молодёжи.

Процент ответивших «да» составляет практически треть опрошенных молодых людей. Какой же половой состав и семейное положение у ответивших положительно на этот вопрос в настоящий момент? Из ответивших «да» 54,54 % – это незамужние женщины, 33,33 % – холостые мужчины, по 6,06 % составляют замужние женщины с детьми и женатые мужчины также с детьми.

Среди ответивших «нет» 63,15 % составляют незамужние женщины, 25 % – холостые мужчины, 5,26 % – это замужние женщины без детей, 3,94 % – замужние с детьми, 2,63 % – это женатые мужчины с детьми.

Таким образом, мы видим, что семейное положение не является основополагающим при ответе на вопрос: видят ли молодые люди в туристской поездке возможность изменить своё семейное положение. Так же ответы на этот вопрос не зависят от возраста молодых людей. В каждой категории представлены люди от 17 до 30 лет.

Следовательно, на основании всего вышесказанного мы можем пред-положить, что туризм может выполнять такую латентную функцию, как изменение семейного положения в результате туристского путешествия.

Таким образом, нами определены фундаментальные функции туризма: воспроизводящая, регулятивная, интегративная, социализации.

В рамках теоретического осмысления социокультурных функций социального института туризма нами использована триада П.Сорокина: личность – общество – культура. Выделение на основании данной триады культуры туристского общества позволило нам рассматривать туризм как культуру и, следовательно, в социальном институте туризма выделить следующие социокультурные функции: адаптивную; человекотворческую; информационно-коммуникативную; побудительную и рекреационную.

Природа социального явления туризма способствует существованию адаптивной функции социального института туризма в форме того, что туризм позволяет постигать условия окружающей среды через ознакомление человека с миром. Адаптация к способам и образцам социального поведения и действия происходит в процессе туристской деятельности, когда индивиду приходится принимать правила поведения в организациях, осуществляющих перевозку пассажиров или средствах размещения, а также в туристских центрах. Адаптивная функция осуществляет ориентирование индивида в ценностях своей группы, что ведёт к тому, что турист в результате совершенного путешествия осознает такую категории ценностей как ценности туристского отдыха, в которую входят ценности нравственные, эстетические, связанные с витальными основами жизни и социальные. Туризм способствует более лёгкому общению с людьми, способствует расширению социальных контактов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.