Рефераты. Ценностное содержание туризма в представлениях российской студенческой молодежи

На этом этапе в Западной Европе и России происходят сходные события, разделённые в истории тремя десятками лет. Так, с середины века возникает общественная потребность в отдыхе, что влечёт за собой создание ряда туристских бюро, фирм, гостиниц, обществ и союзов по всей индустриально развитой Европе. Последняя четверть XІX в. уже в России отмечена складыванием в стране социально-экономические и политические условий, приведших к созданию в стране первых организационных структур: туристских фирм, туристских и экскурсионных организаций. Возникновение общественных организаций свидетельствует о появлении совокупности людей, наделённых материальными и финансовыми средствами, способствующими распространению и пропаганде туризма как здорового образа жизни и формы познания окружающего мира.

Последние два этапа институционализации туризма начинаются в индустриальных обществах и завершают своё формирование в постиндустриальных. Здесь также большое влияние оказывает совершенствование транспортных средств, но наиболее значимым фактором в эти периоды является потребность общества в отдыхе и возможность проведения своего досуга посредством туризма.

Культура индустриального общества на данных этапах оказывает своё влияние через появление «массовой культуры», которая наибольшее своё влияние оказала на становление массового туризма. В постиндустриальном типе общества на институционализацию туризма повлияли такие факторы культуры, как: отсутствие глубины и поверхностный взгляд на мир; ослабление эмоций (люди постоянно в своей жизни, включая и сферу отдыха, ищут развлечения, и постоянно увлекаются чем-то новым); утрата историчности (в путешествиях туристы стараются узнать мало о многом, всё чаще не интересуясь культурным прошлым своей родной местности); преобладание воспроизводящих технологий.

Основные события институционализации туризма на этапе, связанном с тем, что всеми членами социальной группы всегда разделяется и доступна для их понимания типизация опривыченных действий, происходят в XX в. Для зарубежных стран этот этап характеризуется тем, что туризм приобретает черты познавательного, появляется массовый туризм, получивший особое развитие после Второй мировой войны.

Ещё одной характерной чертой этого этапа институционализации является то, что действия типа Х начинают совершаться деятелями типа Х. В данном случае деятельность типа Х – это туристско-экскурсионная деятельность, а деятели типа Х – это специалисты по туризму и экскурсионному делу. Так, в странах Западной Европы в этот период появляются учебные заведения, осуществляющие подготовку кадров для сферы туризма и гостеприимства. В России и Советском Союзе в это же время происходит формирование обществ, направленных на популяризацию туризма. Кроме того, создаётся широкая система профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма. Таким образом, на этом этапе происходят незначительные различия в институционализации туризма в мире и Советском Союзе. Так в мире в этот период большее внимание уделяется массовости туризма, в то время как в СССР наибольшее внимание направлено на формирование системы профессиональной подготовки кадров.

Еще одним этапом, без которого не может происходить процесс институционализации туризма, является этап, связанный с социальным контролем человеческой деятельности. Данный этап, также как описанный ранее, приходится на XX в. Эти два этапа совпадают по времени потому, что они происходят параллельно и взаимно дополняют друг друга. Социальный контроль человеческой деятельности в туризме на уровне мирового сообщества связан с тем, что на протяжении всего XX в. создаются международные ассоциации, проводятся конференции, принимаются хартии и кодексы, регулирующие и контролирующие международную деятельность в сфере туризма. Наряду с этим практически в каждой стране мира созданы и действуют организации, контролирующие и регулирующие деятельность в сфере туризма на национальном уровне. Тоталитарный характер советского государства обусловил более организованную форму социального контроля в сфере туризма. В СССР в этот период создаются общесоюзные бюро, всесоюзные общества и федерации. Государство становится монополистом в сфере туризма. Это позволяет государству осуществлять контроль за всеми составляющими туристской отрасли.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Нами была прослежена трансформация ценностей и потребностей общества в сфере туризма от традиционных к постиндустриальным обществам. Были рассмотрены подходы к определению понятий «ценности» и «потребности» в трудах классиков социологии различных направлений.

Кроме того, мы выделили ценности и потребности обществ, повлиявших на развитие и становление туризма: от религиозных к светским и далее к ценностям и потребностям постиндустриальных обществ.

Так, христианские ценности традиционных обществ нашли своё отражение в сфере путешествий и туризма в том, что они носили преимущественно религиозный и паломнический характер в соответствии с веяниями данного общества. С появлением в традиционных обществах секулятивной культуры к паломничествам добавились торговые, образовательные и лечебные путешествия. Благодаря высшим сословиям общества своё развитие получает элитарный туризм.

Индустриальное общество с его светской культурой и активистской системой ценностей способствовало активному становлению путешествий как одного из средств постижения мира. Появляется общая потребность людей в отдыхе, особую популярность приобретают экскурсионные и познавательные туры. Развитие данной потребности приводит к возникновению массового туризма.

На стадии постиндустриального общества происходит сдвиг экономической деятельности к сфере услуг, высвобождается свободное время. У людей появляется категория «своего времени», которую они могут использовать для удовлетворения своей потребности в отдыхе, через форму туристских путешествий. В обществе появляется новое чувство времени. Материализация ценностей даёт возможность туризму проявляться в качестве средства, способствующего определённому развитию и проверке цен-ностных ориентаций личности.

Временность потребления в постиндустриальных обществах зарождает категорию человека путешествующего, кроме того, потребление в данном типе общества – это, прежде всего, деятельность системы манипулирования знаками, где туризм – это нематериальная и неосязаемая услуга. Что в ещё большей степени способствует популяризации в обществах виртуального туризма как новой категории в жизни обществ – «индустрии ощущений».

На основе анализа трансформации ценностей и потребностей пост-индустриального общества в сфере туризма нами выделены тенденции постиндустриального общества, влияющие на развитие туризма в современном российском обществе. Выделена теоретическая основа для эмпирического исследования соответствия ценностей и потребностей современной российской студенческой молодёжи характеристикам постиндустриального общества.

Социокультурный анализ функций туризма как социального института на основании триады П.Сорокина (личность – общество – культура) позволил нам выделить следующие социокультурные функции: адаптивную; человекотворческую; информационно-коммуникативную; побудительную и рекреационную.

Использование в данном исследовании положений теории П.Бергера и Т.Лукмана позволило нам при рассмотрении социального института туризма выявить социокультурное содержание каждого этапа в становлении этого института.

Потребностью, обеспечившей возникновение туризма на этапе хабитуализации, явилась необходимость налаживания социальных связей с соседями, что способствовало появлению протуризма, где путешествия совершали на основании внутренних стремлений и интуитивных порывов к раздвиганию границ привычного мира.

Развитие и усложнение потребностей людей приводит к тому, что этап исторического создания взаимных типизаций ознаменовался возникновением общественной потребности в туризме. Это повлекло за собой появление первых предприятий туристской сферы, занимающихся не только организацией, но распространением знания о данной деятельности.

Трансформация обществ, а с ним и целей туризма привела к этапу разделения всеми членами социальной группы типизации опривыченных действий и доступности их для понимания. И, наконец, большое количество потребителей туристской услуги способствовало возникновению потребности в социальном контроле, который возник благодаря внедрению в общество членов, обладающих профессиональными знаниями в области туризма.

Что касается нашей страны, то, на наш взгляд, уместно говорить, что на рубеже 80–90-х гг. XX в. начался процесс реинституционализации, который имел одну особенность: со сменами социального устройства всегда имелась преемственность с предшествующими этапами в сфере туризма. В ускоренном режиме в Российской Федерации туристская деятельность стала опривыченной деятельностью, члены общества разделили потребность в туристской деятельности. Кроме того, в Российской Федерации формируется система социального контроля туристской деятельности, проявившийся в преобразовании национальной туристской администрации, создании правовой базы туризма, неправительственных общественных туристских организации.

Глава 2. Роль туризма в жизни студенческой молодежи

2.1 Ценностные предпочтения молодёжи в сфере туризма

Для выявления места туризма в системе ценностей современной студенческой молодёжи нами был проведён опрос среди студентов «Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса». В данном опросе приняли участие молодые люди в возрасте от 17 до 30 лет. Всего было опрошено 110 человек очной и заочной формы обучения. Из них на общих основаниях обучаются 72 человека, а по специальному набору – 38 человек. В данной выборке представлены учащиеся социально-гуманитарного, экономического, технологического и механико-радио-технического факультета. Среди респондентов 70 человек только учатся, а 40 человек совмещают учёбу с трудовой деятельностью. По половому составу в данном опросе приняло участие 75 женщин и 35 мужчин.

Опрос был проведён в форме анкетирования. Первый вопрос, содержащийся в данной анкете, был направлен на выяснение предпочтений проведения досуга современной молодёжью. Нами был задан вопрос: «Какой вид досуга Вы предпочитаете?» Результаты ответа на этот вопрос представлены в таблице 2.1.

.

Таблица 2.1

Какой вид досуга Вы предпочитаете?

Ответы

Всего

1. Пассивный

1,8

2. Активный

39,63

3. В зависимости от обстоятельств

58,55


Как мы видим из представленной таблицы, большая часть молодёжи (58,55 %) ответила, что будет ли их досуг активным или пассивным, зависит от сложившихся обстоятельств. Таким образом, получается, что молодые люди не исключают возможности проведения своего досуга в активной форме. Следовательно, при пропаганде и организации активной досуговой деятельности молодёжи вполне возможной его формой сможет выступить туризм в различных его проявлениях.

Ещё 39,63 % обозначили свой досуг как активный. Тогда эти проценты вполне можно соединить с молодыми людьми, ответившими, что вид их досуга зависит от обстоятельств.

И лишь 1,8 % молодёжи предпочитают пассивный досуг в чистом виде.

Далее нами было уточнено, какую форму активного досуга предпочитают молодые люди. Ответы, полученные на этот вопрос, представлены в таблице 2.2.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.