Рефераты. Ценностное содержание туризма в представлениях российской студенческой молодежи

Третьим фактором, влияющим на руководство молодёжью при получении высшего образования, является намерение развить свои способности (19,46 %). Четвёртый фактор – желание пожить интересной студенческой жизнью (9,73 %). Ещё один фактор – желание стать культурным человеком, интеллигентом (7,07 %). Этот фактор перекликается с тенденцией культурных ожиданий, при которых человек с высшим образованием обязательно является культурным и интеллигентным. Одинаковое количество процентов набрали факторы высокого уровня оплаты труда и желания самоутвердиться – по 0,88 %.

Далее М.Кастельс говорит о том, что происходит совокупное сокращение рабочего времени значительной части населения. Соответствует ли состояние данного вопроса в России тому, что утверждает М.Кастельс? Российской молодёжи был задан вопрос: подрабатываете ли Вы? В результате опроса было выяснено, что 51,32 % молодёжи не имеет подработки. Менее трети (32,74 %) молодых людей имеют постоянную работу. Ещё 10,61 % имеют временную работу. Также 5,3 % работает эпизодически, где придётся. Так как более половины молодых людей в возрасте от 17 до 30 лет ответили, что они не подрабатывают, то можно говорить о том, что Россия соответствует международным тенденциям, описанным М.Кастельсом. В нашей стране, как и во всём мире, происходит повышение возраста вступления в ряды рабочей силы.

Так как возраст вступления в ряды рабочей силы становится всё выше и выше, то у современной молодёжи в возрасте приблизительно до 24 лет есть возможность для путешествий и туризма. Вследствие того, что молодые люди стремятся к познанию нового, расширению своего кругозора, то данный период оказывает большое влияние на формирование личности. Что же способствует совершению путешествий и туризма в молодом возрасте?

Кроме уже отмеченных нами факторов расширения кругозора и познания нового в период наибольшего восприятия, военно-патриотического воспитания и молодёжного обмена, молодёжный туризм имеет и ряд экономических привилегий. Так, в рамках такого вида туризма, как молодёжный, путешественники имеют право на существенные скидки в странах Европейского Союза, если пользуются международным студенческим билетом ISIC, который распространяется и в России. Молодые люди в возрасте до 25 лет и студенты в системе социального туризма получают существенные скидки при размещении и питании. Во всём мире имеет действие система молодёжных хостелей (дешёвых гостиниц, типа студенческих общежитий), способствующих осуществлению путешествий категории молодых. Путешествующие молодые люди даже получают право бесплатно позвонить один раз в неделю родителям и сообщить о своих делах.

Молодёжный туризм по своей сути является одной из разновидностей социального туризма. Прежде всего, он характеризуется тем, что он субсидируется из средств государства на социальные нужды, что делает его доступным социально не защищённым группам населения. Социальный туризм – это возможность пользоваться разнообразными формами и направлениями туризма с преобладанием социальных и культурно-познава-тельных разновидностей; расширять контакты путешествующей молодёжи с населением тех регионов и стран, где они отдыхают; демократизированными формами обслуживания.

По мнению М.Б.Биржакова, путешествия для молодёжи – это стиль жизни развитого социального общества…Молодые люди на этапе своего жизненного пути до 25 лет, пока не завели семью и детей, должны посмотреть мир, совершить путешествия, узнать, как живут другие народы. Это поможет им выбрать правильный путь в жизни, сформировать свои собственные жизненные принципы [12, с. 247].

При проведении опроса нами был задан вопрос: «Если Вы в настоящее время работаете, то сколько часов в неделю Вы заняты?» При ответе на данный вопрос опрашиваемые указывали самые разнообразные числа, поэтому, по нашему мнению все эти ответы можно объединить в следующие группы (табл. 2.17).


Таблица 2.17

Если Вы в настоящее время работаете, то, сколько часов в неделю Вы заняты?

Ответы

Всего % среди работающих

Всего % к общему количеству

1. 2–10 часов

11,11

4,42

2. 11–20 часов

2,22

0,88

3. 21–30 часов

11,11

4,42

4. 31–40 часов

28,88

11,5

5. 41–50 часов

24,44

9,73

6. 51–60 часов

15,55

5,3

7. 61–70 часов

2,22

0,88

8. 71 и более часов

6,66

2,65


Из общего количества опрошенных в 113 работающими оказались всего 45 человек молодёжи в возрасте от 17 до 30 лет. Согласно представленной таблице наиболее часто рабочая неделя современного молодого человека составляет от 31 до 40 часов (28,88 %). Не намного меньше молодёжи работает в неделю от 41 до 50 часов (24,44 %). Ещё реже встречается рабочая неделя продолжительностью от 51 до 60 часов (15,55 %). Далее с одинаковым количеством процентов (по 11,11 %) располагается рабочая неделя продолжительностью 21–30 часов и занятость молодёжи всего 2–10 часов. На пятом месте находится рабочая неделя, длящаяся 71 и более рабочий час (6,66 %). Последнее место принадлежит двум различным по продолжительности рабочим неделям: от 11 до 20 часов (2,22 %) и от 61 до 70 часов (2,22 %).

Таким образом, мы видим, что у современного молодого человека рабочая неделя составляет около 5 рабочих дней при 8 часах работы. Возвращаясь к мысли М.Кастельса, подробно рассмотренной в параграфе 1.2, мы можем отметить то, что в условиях российской действительности мы не можем утверждать, что в сложившихся условиях «рабочее время потеряло своё традиционное центральное место в жизненном цикле» [34]. Так как из результатов исследования мы видим, что из семи дней недели современная российская молодёжь тратит на работу пять дней с восьмичасовым рабочим днём. Такая рабочая неделя для нашей страны характерна на протяжении уже многих лет. Полученные результаты анкетного опроса более соответствуют мысли М.Кастельса, к которой он пришёл в результате выявления тенденции рабочего времени населения по странам мира за 20 лет. Так он пишет: «нетрудно увидеть несколько явных тенденций увеличения числа отработанных часов, по крайней мере в некоторых странах и для некоторых групп рабочих в различных странах. Эти тенденции могут свидетельствовать о возрастающей дифференциации продолжительности рабочего времени между странами и внутри них, происходящей после долгого периода стандартизации и гармонизации рабочего времени».

Таким образом, мы видим, что у нас наблюдается параллель между западными обществами и Россией, когда это касается дифференциальных различий между странами. Что ещё раз возвращает нас к мысли о том, что у России всегда был и остаётся свой путь становления общества и культуры.

Мы можем предположить, что к нашему исследованию применимо выражение Ж.Бодрийяра о том, что «собственно говоря, потребление неистребимо именно потому, что основывается на некотором дефиците». В уточнение данного утверждения Ж.Бодрийяр пишет, что «потребление именно потому столь неистребимо, что это тотально идеалистическая практика, которая за известным порогом уже не имеет более ничего общего с удовлетворением потребностей или же с принципом реальности. Дело в том, что проект, сообщающий ей динамику, всегда оказывается разочарован подразумевающей его вещью. Получив неопосредованное существование в знаке, он переносит свою динамику на бесконечное и систематическое обладание всё новыми и новыми потребительскими вещами/знаками. Тогда потребление, чтобы остаться собой, т.е. жизненным принципом, должно либо превзойти себя, либо бесконечно повторяться. А сам жизненный проект, будучи раздроблен, разочарован и включён в знаковую систему, вновь и вновь возникает и отменяется в череде вещей. Поэтому мечтать об «умеренном» потреблении или же о создании какой-то нормализующей его сетки потребностей – наивно-абсурдный морализм» [13, с. 218].

В отношении потребления в туризме мы можем сказать следующее: оно ярко отражает дефицитность потребления. Рассмотрим, какие формы дефицита существуют в туризме. Так, в условиях российской действительности дефицит в туризме проявляется не в дефиците предложения туристских услуг. В российском обществе туристская услуга пока что доступна не всем слоям населения. Предположим, что дефицитными являются экономические, временные и социокультурные факторы, действующие в настоящее время. Для проверки данной гипотезы мы задали молодёжи следующий вопрос: хватает ли Вам времени на…? И далее перечислили позиции, по которым необходимо отметить наличие или отсутствие времени на эту деятельность. Результаты данного опроса отражены в таблице 2.18.


Таблица 2.18

Хватает ли Вам времени на…?

Ответы

Да, %

Нет, %

Затрудняюсь ответить, %

1. Трудовую деятельность

72,56

19,46

7,96

2. Образование

85,84

8,84

5,3

3. Досуг

59,29

31,85

8,84

4. Быт

72,56

20,35

7,07

5. Семью

65,48

28,31

6,19

6. Путешествия

21,23

72,56

6,19

7. Туризм

12,38

76,99

10,61

8. Экскурсии

16,81

69,91

13,27


Как мы видим из представленной таблицы, большинство молодёжи находит время для трудовой деятельности (72,56 %), образования (85,84 %), досуга (59,29 %), быта (72,56 %) и семьи (65,48 %). Но когда вопрос касался таких аспектов, как путешествия, туризм, экскурсии, то большинство молодых людей чаще всего отвечали «нет» – 72,56; 76,99 и 69,91 % соответственно. Так, чаще всего молодёжь находит время на путешествия (21,23 %), потом на экскурсии (16,81 %), а только затем на туризм (12,38 %). Таким образом, мы видим, что в отношении путешествий, туризма и экскурсий наблюдается нехватка времени на данные виды деятельности. Следовательно, мы можем говорить о том, что современным людям вполне хватает времени на основные виды деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.