Рефераты. Ценностное содержание туризма в представлениях российской студенческой молодежи

Человекотворческая функция культуры реализуется в туризме через удовлетворение потребностей человека в отдыхе, организации его досуга.

Влияние информационного поля на человека проявляется в том, что в социальном институте туризма турист ещё до поездки получает информацию о страны пребывания, а во время самого путешествия он впитывает информацию о культурном наследии новых для него территорий. Кроме того, в природе туризма заложено общение, которое осуществляется повсеместно: в туристской группе, с обслуживающим персоналом, с местным населением. В этом случае возможно даже взаимодействие культур. Всё это реализация информационно-коммуникативной функции туризма.

На её основании в туризме действует побудительная функция. Получив объём информации о других странах, народах и культурах, человек уже получил побудительный мотив к действию. Он готов отправиться в путешествие.

Кроме вышеописанных составляющих природы туризма следует отметить, что туризм – это одна из популярнейших форм организации отдыха и проведения досуга. И, следовательно, туризм выполняет рекреационную функцию.

Эти выделенные функции в дальнейшем нашем исследовании будут проверены эмпирически.

1.3 Социокультурный аспект институционализации туризма

Для понимания социокультурного содержания туризма как социального института, имеющего длительный путь своего развития, необходимо рассмотрение его генезиса на разных этапах исторического социокультурного развития.

Согласно «Российской социологической энциклопедии» под институционализацией понимается процесс формирования различных типов социальной деятельности в качестве социального института. Важными предпосылками этого процесса являются:

1)     возникновение определённых общественных потребностей в новых типах социальной деятельности и соответствующих им социально-экономических и политических условий;

2)     развитие необходимых организационных структур и связанных с ними социальных норм и регуляторов поведения;

3)     интернализация индивидом новых социальных норм и ценностей, формирование на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий [70].

Ещё одним важным компонентом институционализации является организационное формирование социального института: создание его материальной, финансовой, ресурсной базы. Обычно это совокупность людей, учреждений, наделённых материальными и финансовыми средствами для выполнения определённых социальных функций [45, с. 208].

П.Бергер и Т.Лукман в трактате по социологии знания «Социальное конструирование реальности» определяют институционализацию как «осуществление взаимной типизации опривыченных действий деятелями разного рода» [11, с. 92].

В настоящее время многообразие туризма и длительность его исторического развития обусловили интерес учёных к исследованию данного феномена. Сегодня предпринимаются попытки систематизации и периодизации процесса развития туризма.

Так, К.А.Евдокимов в работе «Социальный институт туризма в условиях преобразования современного российского общества» выделил четыре этапа:

-       доинституциональный период (предыстория туризма с древнейших времен до XІX в.);

-       период первичной институционализации (элитарный туризм с XІX по XX вв.);

-       период вторичной институционализации (зарождение массового туризма – начало XX в. – до второй мировой войны);

-       заключительный период институционализации (современный этап развития общества) [27].

Создавая свою классификацию степени институционализации туризма, К.А.Евдокимов основывается на периодизации истории европейского туризма. Эта периодизация приводится в работах Л.П.Воронковой, [83, с. 118], Е.В.Масловой, В.Сапруновой.

Согласно теории П.Бергера и Т.Лукмана процессу институционализации предшествует деятельность по опривычиванию своего поведения. Авторами эта деятельность именуется также как хабитуализация.

Длительная социальная ситуация способствует взаимной типизации опривыченных действий, т.е. институционализации. В этом процессе можно выделить следующие этапы:

-       всеми членами социальной группы всегда разделяется и доступна для их понимания типизация опривыченных действий. «Действия типа Х должны совершаться деятелями типа Х»;

-       постепенно в ходе общего исторического процесса создаются взаимные типизации действий;

-       подверженность человеческой деятельности социальному контролю [11, с. 92].

Нам представляется целесообразным для решения задач данного исследования применить положения теории П.Бергера и Т.Лукмана к исследованию исторического становления социального института туризма.

Прежде всего, следует выделить события, которые происходили на стадии опривычивания деятельности (хабитуализации). К ней можно отнести такие первые путешествия, как переселения и колонизацию, военные походы, пиратство, торговые и дипломатические экспедиции, паломничество и миссионерство. Эти путешествия являются характерными для Руси и других стран.

В становлении социального института туризма в мире выделяются следующие события на стадии хабитуализации. Прежде всего, это первое плавание египтян по Средиземному морю, историческое свидетельство которого относится к XXVІІ в. до н. э. Оно было совершено по велению фараона Снофру [17, с. 285]. Со временем способы перемещения человека трансформировались, изменялись в зависимости от стадии развития человечества. В античные времена путешествия это в основном торговля, образование, паломничество и лечение. Древняя Греция способствовала зарождению спортивных поездок: Олимпийские игры собирали зрителей и участников со всех уголков страны.

В средние века увеличивается количество религиозных путешествий – поклонений святыням христианства и мусульманства. Эпоха Ренессанса и Просвещения усиливает индивидуальный характер путешествий и образовательную направленность поездок.

На наш взгляд, для стадии хабитуализации в туризме были характерны путешествия, которые носят черты «протуризма». Таким образом, стадия хабитуализации характеризуется примитивизмом средств передвижения, используемых во время путешествия, а также тем, что путешествие не было самоцелью, а являлось необходимым условием и средством достижения поставленной цели. Это были торговые, образовательные, лечебные, паломнические и элитарные путешествия.

Институционализация туризма в мире на этапе, связанном с историческим созданием взаимных типизаций действий, характеризуется такими событиями, как увеличение качества и надёжности транспортных перевозок вместе со снижением их стоимости.

В XIX в. появились первые предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. Возникают первые гостиницы. Со второй половины XIX в. индустрия отдыха расширяет сферу своего производства: открываются первые бюро путешествий, первые туристские фирмы. «В 1841 г. Томас Кук организовал первую коммерческую туристскую поездку, в результате которой в путешествие из Ланкастера и Лонгоборуг отправились 570 членов трезвости. Комплекс услуг включал в себя 20-мильную поездку по железной дороге, чай и булочки в поезде, духовой оркестр» [53, с. 17]. Идею Т.Кука вскоре подхватили предприниматели многих индустриально развитых стран Европы, где в 40–50-е гг. XIX в. открывались бюро путешествий и различные клубы и ассоциации. Ещё через десять лет в Западной Европе возникают самостоятельные специализированные организации в области туризма. Они соответствовали современным туристским обществам и союзам.

Таким образом, мы видим, что в мире на стадии исторической типизации взаимных действий появились первые туристские гостиницы, бюро и фирмы, а также общества и союзы.

Следующий этап институционализации туризма в мире, когда, по мнению П.Бергера и Т.Лукмана, всеми членами социальной группы всегда разделяется и доступна для их понимания типизация опривыченных действий, связан с первой половиной XX в. В этот период создаются национальные и международные курорты и центры туризма в различных регионах, чтобы все более широкие слои населения получили доступ к туризму. Между первой и второй мировыми войнами туризм становится не только развлекательным, но и приобретает черты познавательного. Самое главное, что в этот период зарождается массовый туризм.

В конце 40-х гг XX в. туризм возвращается на довоенный уровень. В это время туристские путешествия получают широкое распространение в США и Канаде. Вместо туризма индивидуалов действует массовый туризм. Среди его участников представители среднего класса, молодёжь, научная интеллигенция.

Туризм становится индустрией досуга. Он превращается в массовую и преобладающую форму путешествий.

С 1883 г. начинается подготовка специалистов для индустрии гостеприимства, в середине XX в. учреждается Международная академия туризма в Монако под покровительством королевской семьи.

Таким образом, мы видим, что на этапе разделения и доступности для всех членов социальной группы типизаций опривыченных действий происходит становление в мире массового туризма.

Начало этапа социального контроля человеческой деятельности в становление социального института туризма в мире следует отнести к 1898 г. когда была создана Международная лига туристских обществ. После этого происходит формирование Международной гостиничной ассоциации, Всемирной ассоциации воздушного транспорта, Международной ассоциации научных экспертов по туризму.

Проводится первый конгресс Международного союза официальных организаций по пропаганде туризма в Гааге. Проводятся Конференции ООН по международному туризму и путешествиям, Европейская конференция по молодёжному и студенческому туризму, конференции в Гааге, Осаке, Эстерсунде.

Начиная с 1925 г. в мире действует организация, которая после нескольких изменений её названия сейчас называется ЮН ВТО. Принимаются «Хартия туризма» и «Кодекс туриста» [17, с. 291–296].

Таким образом, мы видим, что в процессе институционализации туризма в мировом сообществе на протяжении всего XX в. создаются международные ассоциации, проводятся конференции, принимаются хартии и кодексы, регулирующие и контролирующие международную деятельность в сфере туризма. Наряду с этим практически в каждой стране мира созданы и действуют организации, контролирующие и регулирующие деятельность в сфере туризма на национальном уровне.

Стадия хабитуализации в формировании социального института туризма на Руси практически ведёт свой отсчёт, начиная с VIII в. и до правления Петра I, когда достаточно широкое распространение получил паломнический туризм, путешествия князей к родственникам в другие государства. Тяга к приключениям и новым впечатлениям отправляла в путь казаков, землепроходцев, купцов и студентов-космополитов.

Таким образом, на стадии опривычивания туристской деятельности на Руси можно говорить о существовании паломничества, зачатков социального туризма правящей элиты и экспедиций землепроходцев.

Время правления Петра I заложило основы перехода от стадии хабитуализации к историческому становлению социального института туризма, ведь именно в это время происходит возникновения курортов и лечебного туризма в государстве. Также в это время появляется традиция образовательных путешествий молодых людей из России, продолженная Екатериной II. А создание первого музея в России способствовало возникновению музейного туризма, выполнявшего просветительскую функцию. Вторая половина XVIII в. связана с появлением первых сведений о школьных экскурсиях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.