Рефераты. Ценностное содержание туризма в представлениях российской студенческой молодежи

Таким образом, мы видим, что для большинства молодых людей путешествие мечты не имеет чётко ограниченных временных рамок. Скорее всего его продолжительность находится в прямой зависимости от человека, для которого именно это путешествие является самой главной мечтой.

Уточнение темы возможности изменить своё семейное положение во время туристской поездки мы находим в текстах сочинений молодых людей на тему путешествия их мечты. Так, женщина 25 лет пишет: «Я еду в Африку, чтобы от души поесть их фруктов и обозреть их природу и зоомир. И выйти замуж за негра». Таким образом, мы видим, что молодые люди рассматривают в туристской поездке не только возможность изменить своё семейное положение, но и ставят это одной из целей путешествия.

Какие ещё цели путешествия ставят перед собой молодые люди во время путешествия их мечты? Так, 62 % опрошенных молодых людей написали, что во время путешествия-мечты они преследуют, прежде всего, познавательные цели. Ещё 30 % молодёжи основной целью указали цель отдыха. Кроме того, для 4 % опрошенных цель путешествия-мечты – это семейный туризм. Для 2 % молодых людей целью путешествия мечты могут являться религиозные или ностальгические цели.

Что же в итоге надеются получить молодые люди после совершения путешествия мечты? Это мы также просили указать молодых людей во время написания сочинений на тему: «Путешествие Вашей мечты». Так, большинство молодых людей (42 %) написали, что от путешествия мечты они ждут знакомства с достопримечательностями, экскурсий. По этому поводу они пишут: «…Посетить самые его интересные места, познакомиться с образом жизни современных жителей и, конечно, с историческими достопримечательностями», или «…Посмотреть на гробницы, пирамиды, окунуться в атмосферу тех времен, когда правили фараоны, царица Клеопатра, ...походить по музеям, посмотреть местные достопримечательности». Или «посмотреть множество стран и городов, получить много положительных эмоций и ярких впечатлений».

Далее молодые люди хотят получить от путешествия мечты отдых (20 %). Они пишут: «Солнце, море, пляж где-нибудь за рубежом. Красивое, прозрачное, синее море, чистый и приятный песок, пальмы, очаровательный город». Или «солнце, море, тёплый песок, горы… хотелось бы пешком подняться в горы, искупаться в горной реке, половить рыбу, собирать грибы в горном лесу».

Затем от путешествия мечты молодёжь надеется получить знакомство с культурой (12 %). В сочинениях по этому поводу мы находим нижеследующие высказывания. «Я выбираю поездку по национальным местам других культур. Познание тех, кто живёт на нашей планете рядом, это так удивительно. Все люди делятся самым сокровенным, что есть в их народе. Мы делимся своими впечатлениями, участвуем в обрядах древних культур, современных традициях. Хотелось бы поехать на места проживания тех народов, что вымерли, чей язык стал мёртвым, посмотреть на древние росписи, прикоснуться к прошлому. Общение с другими народами – это так интересно». Или «в течение своего путешествия мне бы хотелось в первую очередь ознакомиться с обычаями и традициями, характерными для той местности, куда бы я поехала, а также узнать, какие существуют праздники и обряды. В любом путешествие всегда по достоинству оценю культуру и традиции общества». Или «хотелось бы познакомиться с бытом местного населения, так как чужая культура всегда является необычной по сравнению со своей». Или «…я бы посетила самые интересные места в мире и обязательно бы ознакомилась с культурой, бытом и интересами местных жителей». Или «узнать их культуру, кухню, интересы».

Кроме того, ещё по 2 % набрали восемь различных ответов о том, что ждут молодые люди от путешествия мечты. Это может быть возможность побыть в атмосфере детства («Пробыть в этой атмосфере детства… Пройтись по памятным местам»); остаться там жить; выйти замуж за негра; сказку («Всё будет очень красиво, трогательно, напоминает сказку»); спокойствие, уединение, смена обстановки («Главное спокойствие, уединение, смена обстановки для отвлечения от повседневной жизни и суеты»); духовных чувств («Ощутить всю полноту духовных чувств»); все прелести этой страны («В первую очередь я бы отправилась в тропики посмотреть, как сосуществуют диковинные животные и великолепные растения этих мест. Потом я бы съездила в охраняемый заповедник, и, конечно же, полежала бы на белом песочке, купалась бы в море… Организовать поездку на теплоходе к морским рифам»); огромное удовольствие («Главное: получить огромное удовольствие от всех поездок»).

Ещё 10 % опрошенных молодых людей не указали в своих сочинениях, чего они хотят получить от путешествия мечты. Возможно, это объясняется тем, что у них нет чёткого представления о своём путешествии мечты.

Возвращаясь к описанным ранее ожиданиям от путешествия знакомства с достопримечательностями, экскурсий и знакомства с культурой, нам представляется возможным объединить между собой такие понятия современной молодёжи, как «знакомство с достопримечательностями, экскурсии» и «знакомство с культурой» в понятие «познание нового». Тогда мы получим, что 54 % молодых людей хотят получить от путешествия познания нового. Этот процент составляет больше половины опрошенных молодых людей. В подтверждение этой гипотезы мы приводим отрывок одного из сочинений: «За это время я бы успела посмотреть все выдающиеся достопримечательности, природу, познакомиться с традициями и обычаями этой страны, посетить музеи, принять участие в каком-либо празднике, пообщаться с местными жителями». Как мы видим из представленного отрывка, очень часто молодые люди ожидают получить от путешествия полноценного знакомства со страной. Не разделяя в этом познании страны её исторического наследия, обычаев и традиций и самих жителей.

В результате проведённого исследования мы можем сделать следующие выводы.

В системе ценностей молодёжи туризм занимает одно из ведущих мест. Это подтверждается тем, что самой главной ценностью туризма для современной молодёжи является то, что они рассматривают туризм как средство познания окружающего мира. Именно туризм они признают как один из способов расширения их кругозора. То, что туризм является одним из способов изучения мира, молодые люди подтвердили, выбрав самым популярным видом туризма именно познавательный, направленный на ознакомление с историко-культурными достопримечательностями и уникальными природными объектами. Главной его целью является удовлетворение любознательности путешествующих.

Туризм и путешествия рассматриваются молодыми людьми как способ проведения своего досуга, особенно когда это касается его активного направления. Этот активный досуг рассматривается молодёжью как способ проведения своего времени в компании интересных им людей.

Таким образом, мы можем выделить следующие группы ценностей молодёжи: нравственные, эстетические, витальные, социальные.

Нравственные ценности в сфере туризма проявились в виде:

-       расширения своего кругозора;

-       подъёма духовных сил;

-       приобретения новых увлечений;

-       стимулирования изучения иностранных языков;

-       способствования более лёгкому общению с людьми;

-       переоценки и обновления своего «Я»;

-       изменения отношения к окружающему миру;

-       осознания факта того, что меня «видел мир»;

-       расширения социальных контактов.

Среди эстетических ценностей в сфере туризма были выделены:

-       красота места пребывания;

-       стильность оформления места проживания, прилегающих территорий;

-       гармония между архитектурным и природным наполнением местности;

-       самобытность места отдыха;

-       следование традициям в месте туристского отдыха;

-       следование традиции отдыха, заложенной в семье;

-       новизна места посещения с целями отдыха.

Кроме того, были выделены ценности, непосредственно связанные с витальными основами жизни:

-       место размещения (проживания);

-       организация питания;

-       обеспеченность транспортными средствами;

-       потребность во впечатлениях;

-       развлечения.

Также в сфере туризма нами были выделены социальные ценности:

-       ценность социальных взаимодействий с людьми;

-       коллективность.

Таким образом, мы видим, что у молодёжи в сфере туризма наблюдаются такие группы ценностей, как нравственные, эстетические, связанные с витальными основами жизни и социальные. Следовательно, мы полагаем целесообразным выделить ценности туристского отдыха как самостоятельную категорию ценностей. На наш взгляд, представляется возможным использовать туристскую сферу для формирования ценностей молодёжи, адекватных современному обществу.

2.2 Туристские потребности и экспектации молодёжи


Для выявления туристских экспектаций студенческой молодёжи был проведён опрос в «Южно-Российском государственном университете экономики и сервиса». В нём приняли участи студенты социально-гумани-тарного, экономического, технологического и механико-радиотехнического факультетов. В данном опросе приняли участие молодые люди в возрасте от 17 до 30 лет. Всего было опрошено 110 человек очной и заочной формы обучения. Из них на общих основаниях обучаются 72 человека, а по специальному набору – 38 человек. Среди респондентов 70 человек только учатся, а 40 человек совмещают учёбу с трудовой деятельностью. По половому составу в данном опросе приняло участие 75 женщин и 35 мужчин.

Опрос, проведённый в форме анкетирования, направлен на подтверждение или опровержение положений теории, подробно описанной в параграфе 1.2 данной работы.

В этом параграфе нам представляется целесообразным представить наиболее важные положения данной теории. Так, Ж.Бодрийяр в работе «Система вещей» сказал, что «перед нами – мир потребления» [13, с. 216]. По мнению Г.Маркузе, в отношении потребностей индивидов можно отметить, что «интенсивность, способ удовлетворения и даже характер небиологических человеческих потребностей всегда были результатом того, что индустриальное общество формирует индивидуальные влечения, потребности и устремления в предварительно заданном, нужном ему направ-лении» [51, с. 266-267].

Подтверждение мыслей Г.Маркузе мы находим в работе Э. Тоффлера «Шок будущего». В данной работе он пишет, что «с появлением изобилия человеческие потребности перестают быть непосредственно связанными с биологическим выживанием и всё более индивидуализируются. Кроме того, в обществе, переживающем сложные, быстрые перемены, потребности человека, возникающие от его взаимодействия с окружающей средой, также преобразуются относительно быстро. Чем скорее в обществе осуществляются перемены, тем более временными становятся потребности» [81, с. 80-81]. Именно эта тенденция временности потребностей представляет определённый интерес для нашего исследования по двум при-чинам. Первой причиной является то, что временность потребностей подтверждает теорию Г.Маркузе о ложных потребностях, которая была рассмотрена нами в параграфе 1.2. Вторая причина – это то, что временные потребности способствуют путешествиям человека, т.е. туризму. Это можно объяснить тем, что туристский продукт в большинстве случаев человеком выбирается на уровне внутренних желаний и внешних впечатлений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.