Рефераты. Ценностное содержание туризма в представлениях российской студенческой молодежи

-        интегративная;

-        социализации.

Обозначив основополагающие функции любого социального института, по нашему мнению, необходимо отразить функции социального института туризма. Функции туризма являются предметом исследования современных учёных. По нашему мнению, интерес для данного исследования представляет работа К.А.Евдокимова.

К.А.Евдокимов в своей работе «Социальный институт туризма в условиях преобразования современного российского общества» для исследования структуры и функций социального института туризма выделил предпосылки (этапы) его институционализации, а именно: наличие потребности в объединении социально-ориентированной деятельности туристских учреждений в упорядоченную единую функциональную систему; вероятность и возможность реализации данной потребности; организационные и коммуникативные условия этого интеграционного процесса, а также идеологическое содержание, обеспечивающее активность, приводящую в движение весь этот сложный механизм [27, с. 41-42]. Опираясь на предпосылки институционализации туризма, К.А.Евдокимов выделил функции туризма.

По мнению К.А.Евдокимова, одной из важнейших функций данного института, как и других составляющих общества, является познавательная. Туризм как социальный институт ориентирован на решение практических проблем. В этом плане на первое место выступает функция реализации жизненных потребностей общества путём обеспечения социального благополучия, создания предпосылок для стабильного развития региона, без которых возрастает возможность социального напряжения.

Практическая направленность туризма, в соответствии с работой К.А.Евдокимова, также выражается в том, что анализ результатов его деятельности позволяет вырабатывать научно обоснованные прогнозы, предусматривать тенденции развития социальных процессов о будущем. В этом проявляется его прогностическая функция. Кроме того, туризм также выполняет гуманистическую функцию, улучшая взаимопонимание между людьми, формируя у них чувства близости, что в итоге способствует улучшению коммуникативной среды.

Однако социальный институт туризма, несмотря на социально-политическую и экономическую ситуацию в обществе, выполняет идеологическую функцию.

Понимая институт туризма как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, К.А.Евдокимов особую важность придаёт выполняемым им функциям социализации и адаптации, благодаря которым данная сфера социальной активности обеспечивает гармоничное функционирование общества [27, с. 42-43].

На основании анализа работы К.А.Евдокимова «Социальный институт туризма в условиях преобразования современного российского общества» нами была составлена таблица функций социального института туризма.


Таблица 1.2

Функции социального института туризма

Функция

Её реализация

Познавательная

Туристская индустрия на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывая закономерности и перспективы социального развития общества

Реализации жизненных

потребностей общества

Обеспечения социального благополучия, создания предпосылок для стабильного развития региона, без которых возрастает возможность социального напряжения

Прогностическая

На основании анализа результатов деятельности туризма позволяет вырабатывать научно обоснованные прогнозы, предусматривать тенденции развития социальных процессов о будущем

Гуманистическая

Улучшает взаимопонимание между людьми, формируя у них чувства близости, что в итоге способствует улучшению коммуникативной среды

Идеологическая

Результаты разносторонней деятельности социального института туризма могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп, а также иногда служат средством манипулировании поведением людей, способом формирования стереотипов, ценностных и социальных предпочтений

Социализации

Усвоение культурных норм, ценностей, знаний и освоение социальных ролей в процессе эволюции общества

Адаптации

Приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с общепризнанной в конкретном обществе системой норм и ценностей, а также в социальном контроле; в результате чего обеспечивает приспособление самоорганизующейся системы к изменяющимся условиям среды


Из представленной выше классификации К.А.Евдокимова мы видим, что большинство определённых функций являются функциями социокультурного характера. Вместе с тем, при взгляде на представленные выше две таблицы, одна из которых отражает переменные социальных институтов, а другая – функции социального института туризма, и выделенные выше фундаментальные функции социальных институтов возникает вопрос: есть ли среди функций социального института туризма фунда-ментальные функции социальных институтов? Для ответа на этот вопрос ещё раз обратимся к представленным таблицам и, проанализировав их, мы увидим, что из четырёх фундаментальных функций социальных институтов в теории К.А.Евдокимова представлены только две из них.

Как следует из содержания гуманистической функции социального института туризма, она соответствует такой фундаментальной функции социальных институтов как интегративная, далее следует социализирующая функция социального института туризма полностью совпадающая с фундаментальной функцией социальных институтов. Говорит ли это о том, что туризм не выполняет такие функции как воспроизводящая и регулятивная? Скорее всего, нет потому, что, обратившись к исследованиям других авторов в области функций социального института туризма, мы увидим, что ими выделяются следующие функции.

В исследовании А.М.Ахметшина [7, с. 39–41] выделяются такие социальные функции туризма, как оказание туристских услуг; достижение целей туристского путешествия; обеспечение порядка, безопасности для жизни, здоровья и имущества туристов; сохранение окружающей среды и памятников культуры; поддержание между туристами и коренным населением уважительных, доброжелательных отношений; формирование у туриста чувства удовлетворённости путешествием; воздействия на население; разработки специальных технологий преодоления сложных природных препятствий. Кроме того, данный автор выделил такие латентные функции, как утверждение туриста в глазах окружающих; подтверждение им своего социального статуса. Также этот автор описал такие неспецифические функции туризма, как средство взаимопроникновения культур; познания окружающего мира; общего образования и воспитания человека. Как мы видим из описанных выше функций туризма, среди них опять не выделяются такие фундаментальные функции социального института, как воспроизводящая и регулятивная. В таком случае обратимся к труду ещё одного исследователя функций туризма.

В работе Е.Н.Сущенко [78, с. 71-72] выделены такие функции туризма, как: экономическая, рекреационная, гедонистическая, познавательная, мировоззренческая, аксиологическая. Здесь также исследователь не сосредоточил своё внимание на фундаментальных функциях социального института.

Социально-философский подход к феномену туризма и его функциям отражён в исследовании А.С.Гализдры [19, с. 70–79]. В её работе описаны такие функции, как функция социализации, рационализации отдыха и досуга, рекреационная, рекламная, когнитивная, коммуникативная, формирования и удовлетворения туристских потребностей, медиативная. Из представленных выше функций мы можем сделать вывод, что в социально-философском подходе к феномену туризма также в число функций социального института туризма не попадают такие фундаментальные функции социального института, как функция воспроизводящая и регулятивная.

Культурологический подход к функциям туризма представлен в исследовании С.Н.Сычаниной [79, с. 91–97]. Для целей нашего исследования из такого подхода к функциям туризма мы используем только функции «клиентарного характера» (по определению С.Н.Сычаниной). Это такие функции, как рационализации отдыха и досуга, рекреационная, эпистемическая, коммуникативная, медиативная. С.Н.Сычанина выделила «неклиентарные функции» туризма, которые в своей основе носят скорее производственно-экономическую сущность. Они не касаются человека-отдыха-ющего непосредственно, и, следовательно, не представляют интереса для данного исследования. На примере культурологического подхода к туризму мы видим, что и в этом случае у туризма не были выделены такие функции, как воспроизводящая и регулирующая.

Кроме того, данный автор пишет, что «туризм, занимая немаловажное место в обществе, принимает на себя важнейшие социокультурные функции: самоопределение человека в социокультурном пространстве, восстановление психофизических ресурсов общества, обеспечение занятости и рост его доходов, повышение трудоспособности человека и рациональному использованию свободного времени» [79, с. 17].

Из всех вышеописанных подходов к функциям социального института туризма мы видим, что наиболее полное исследование функций туризма представлено у К.А.Евдокимова, большинство из описанных им функций носят социокультурный характер. Следует отметить также, что описание социокультурных функций дано и у С.Н.Сычаниной, но в дальнейшем эти функции не получают развития в её работе.

Это, на наш взгляд определяет необходимость дальнейшего исследования социокультурных функций туризма в отношении современной студенческой молодёжи.

Для данной цели представляется целесообразным применение в нашем исследовании положений теории Питирима Сорокина, представленных в работе «Человек. Цивилизация. Общество».

Согласно теории П.Сорокина в структуре социокультурного взаимодействия можно выделить неразрывную триаду. Данная триада состоит:

1)                из личности как субъекта взаимодействия;

2)                общества как совокупности взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями и процессами;

3)                культуры как совокупности значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица и совокупности носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения [76, с. 193].

Соотнося данную триаду с темой нашего исследования, следует отметить, что в нашем случае во время туристского путешествия туристы являются личностями, которые в своей совокупности личностей, вместе с нормами их отношений, составляют туристское общество. Идеи, мысли, которыми они обладают и обмениваются, а также материально-техниче-ская база туризма и наследие мировой цивилизации представляют собой культуру этого общества.

Особую важность в нашем исследовании приобретает последняя часть триады – культура туристского общества. В этом случае для целей нашего исследования мы определим культуру как «продукт потребности простых людей иметь представление об окружающем их мире, помогающее осмыслить важнейшие события человеческого бытия, объяснить их причины и отличить хорошее от дурного» [91, с. 79]. Исходя из данного определения, мы будем рассматривать туризм как явление культуры, так как взаимосвязь путешествий и туризма с культурой является очевидной. Следовательно, мы будем рассматривать то, как социальный институт туризма в данном случае будет выполнять функции культуры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.