Рефераты. Ценностное содержание туризма в представлениях российской студенческой молодежи

Таким образом, процесс опривычивания деятельности в истории российского туризма завершился созданием в стране первых курортов, возникновением музейного туризма и экскурсионной деятельности. На протяжении всего этого этапа происходит просветительская роль путешествий.

Следующий этап в развитии институционализации туризма в России связан, применительно положений теории П.Бергера и Т.Лукмана к туризму, с историческим созданием взаимных типизаций действий. Первым событием, которое можно отнести к данному, является создание в 1871 г. первой туристской фирмы в Российской империи – «Акционерного общества Иматры» («АОИ»). Устав этой фирмы был зарегистрирован 28 февраля 1871 г. сенатом Великого княжества Финляндского (входившего тогда в состав Российской империи) [17, с. 302].

Вторая половина XІX в. связана с появлением ряда туристских и экскурсионных организаций: Общества любителей природоведения (ОЛП), Альпийского клуба, Общества любителей природоведения и Альпийского кавказского клуба, Общества велосипедистов-туристов «Русский туринг-клуб», «Кружка любителей природы, горного спорта и Крымских гор», Крымского горного клуба, Российского общества туристов-велосипеди-стов.

Ряд исследователей связывает появление туристского бизнеса в России с деятельностью фирмы Леопольда Липсона. В 1885 г. в Санкт-Петербурге была опубликована небольшая книжка «Первое в России предприятие для общественных путешествий во все страны света Леопольда Липсона», которая фактически излагала концепцию работы туристской фирмы [17, с. 187-188].

Таким образом, мы видим, что на этапе исторического создания взаимных типизаций действий происходит появление первых туристских фирм в стране и формирование туристских и экскурсионных организаций.

Ещё одним этапом в институционализации туризма является понимание всеми членами социальной группы, что типизация опривыченных действий должна разделяться и быть доступной для их понимания. «Действия типа Х должны совершаться деятелями типа Х». На этом этапе в России было основано Российское общество туристов (РОТ). Годом создания РОТ является 1895 г. Основной целью общества было содействие развитию института туризма. Общество имело свой устав из 35 статей.

В стране открывается первое в России Ялтинское экскурсионное бюро при Крымско-Кавказском горном клубе, при педагогическом обществе начинает работу комиссия по организации экскурсий для учащихся.

В Москве создаётся Русское горное общество. Работу по туризму на Кавказе проводит Кавказское горное общество (КГО) в Пятигорске, первый клуб автопутешественников открывается в Санкт-Петербурге [17, с. 292].

После этого все события, связанные с процессом организационного формирования социального института туризма, происходят в стране, которая стала называться Советский Союз.

Одной из характеристик процесса институционализации является подготовка специалистов и профессиональная деятельность. По мере повышения интереса населения к туризму и экскурсиям встал вопрос о подготовке общественных кадров. Экскурсия как вид обучения была использована в начале 1918 г., в это же время была создана первая организация, координирующая этот процесс – Бюро школьных экскурсий Наркомпроса. Впоследствии в Советском Союзе создаётся широкая база по подготовке профессиональных кадров для туристской отрасли. Первые события этого процесса относятся к 20-м гг. XX в., а окончательное формирование системы подготовки профессиональных кадров происходит к 80-му году. За это время в Советском Союзе были созданы учебные заведения, занимаю-щиеся подготовкой профессиональных кадров, а также научно-исследо-вательские институты и лаборатории в сфере туризма.

Как мы видим, создание в Советском Союзе широкой базы по подготовке профессиональных кадров для туристской отрасли свидетельствует о том, что в процессе институционализации явно проходил этап, связанный с тем, что «деятельность типа Х должны выполнять деятели типа Х». В данном случае мы применили схему, предложенную Т.Бергером и Н.Лук-маном к туризму, где получилось, что деятельность типа Х – это туристско-экскурсионная деятельность, а деятели типа Х – это специалисты по туризму и экскурсионному делу. Без создания учебных заведений, занимающихся подготовкой кадров для какой-либо деятельности, невозможно осуществление этой деятельности на профессиональной основе.

Последний этап в институционализации туризма, соотнося с положениями теории П.Бергера и Т.Лукмана, характеризуется появлением социального контроля человеческой деятельности. Общая централизация и тоталитарный режим, существовавший в Советском Союзе, привели к тому, что туризм стал объектом контроля правящей партии и её институтов. Таким образом, этап институционализации туризма, связанный с появлением социального контроля, начался в конце января 1927 г., когда было создано Бюро туризма при МК комсомола, а после него Бюро туризма при ЦК ВЛКСМ, имеющее общесоюзный статус [17, с. 282, 283, 285, 288]. Далее происходит централизация всех управленческих структур туризма. С окон-чанием Второй мировой войны создаётся новая управленческая структура. Организации в новой структуре имеют всесоюзный и центральный статус.

На монополии ВЦСПС в СССР развивается внутренний туризм и иностранный туризм. Монополизация государства в данной сфере проявилась в создании в стране государственных организаций, занимающихся обслуживанием иностранных туристов. В зависимости от времени это были «Совторгфлот», «Интурист», «Спутник».

Централизация управленческих структур продолжается, когда Управление и Совет по иностранному туризму создаётся при Совмине СССР. Данная организация подвергается изменениям вплоть до 1989 г., когда она была упразднена [74, с. 287, 289]. Последняя управленческая структура в этой сфере была образована в 1991 г., но так и не успела приступить к своим обязанностям из-за событий августовского путча [50, с. 25].

Таким образом, по нашему мнению, именно создание государственных организаций, регулирующих туристскую деятельность, свидетельствует о протекании процесса социального контроля человеческой деятельности.

К 80-м гг. XX в. произошло полное формирование социального института туризма.

По нашему мнению, процессы, начинающиеся в период с 1990 г. по настоящее время и характеризующиеся изменением социального института туризма, следует рассматривать отдельно от общего процесса формирования социального института туризма. В условиях преобразования общества не образовался кардинально новый социальный институт туризма. Уже сформировавшийся социальный институт подвергся изменениям, при этом сохранилась преемственность с ранее сложившейся организацией, следовательно, процесс, происходивший в социальном институте туризма в России 90-х гг. XX в. и начале XXI в., необходимо обозначить как процесс реинституционализации социального института туризма. К.А. Евдокимов говорит об одновременном протекании в этот период трёх процессов:

-       распада предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий);

-       создания новых предприятий (туроператоров и турагентов);

-       модификации старых предприятий путём перестройки на разработку социально ориентированного туристского продукта [27, с. 56].

Данный период связан с преобразованием национальной туристской администрации России. За десятилетие было произведено десять преобразований Федерального органа исполнительной власти, ответственного за развитие туризма в Российской Федерации. Первое изменение было произведено 27 марта 1992 г., когда было создано Министерство культуры и туризма Российской Федерации [50, с. 25-26]. Последнее преобразование было проведено 5 июля 2000 г., когда постановлением правительства РФ ведение вопросами государственного управления и межотраслевой координации в сфере туризма передано в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, где создан департамент туризма [50, с. 25-26].

В это же время происходит формирование законодательной базы туризма. Формирование правовой базы туризма продолжается и в настоящее время. Так, идёт разработка Федерального закона «О туризме».

В России активно действуют неправительственные общественные туристские организации. Их основные задачи:

-       создание инфрастуктуры туризма;

-       влияние на разработку законодательства о туризме;

-       внедрение международных стандартов обслуживания;

-       продвижение российского турпродукта на зарубежные рынки.

Такие организации функционируют как на национальном, так и на региональном уровне.

Среди общественных национальных организаций активной работой выделяется Российский союз туриндустрии, ассоциация делового туризма, российская ассоциация социального туризма, Международная общественная организация «Гильдия журналистов, пишущих о туризме» (UJETRus). В настоящее время образованы и успешно работают Санкт-Петербургское и Тверское региональные отделения UJETRus.

Региональные общественные организации по туризму представлены: Московской ассоциацией туристских агентств (МАТА), Московской ассоциацией гостиниц и туристских организаций, Уральской ассоциацией туризма, Сибирской Байкальской ассоциацией туризма, Российская гостиничная ассоциация [10, с. 18, 22, 23, 25, 28–30].

Рассмотрев процесс институционализации туризма, мы можем сделать следующие выводы. Предпосылками процесса институционализации туризма в мире и в нашей стране являются события, связанные с процессом опривычивания деятельности (хабитуализации). Этот период в институционализации туризма продолжался с зарождения цивилизации до XІXв. Анализ показал, что период хабитуализации проходил в обществе традиционного типа. Данный тип общества был определён использованием для путешествий примитивных средств передвижения.

На становление социального института туризма оказали влияние культурные характеристики традиционного общества. Прежде всего, это то, что ценности и нормы в традиционном обществе базировались на религиозном фундаменте, что способствовало развитию паломничества. Кроме того, большое влияние на развитие туризма оказывала ориентация на прошлое, традиционализм, низкий уровень толерантности, основывающийся на культурной гомогенности. Данные социокультурные характеристики не способствовали развитию туризма – путешествия на протяжении многих столетий совершались с торговыми, образовательными и лечебными целями.

Анализ показал, что стадия хабитуализации не получила своего окончательного завершения в традиционном обществе и часть событий, относящихся к этой стадии, приходится на начало эпохи индустриальных обществ. Необходимо отметить, что завершение данного этапа в России происходит несколько позднее чем в странах западного общества.

На Руси этот период времени отмечен существованием паломничества, зачатков социального туризма правящей элиты и экспедиций землепроходцев. Завершение этого этапа на Руси связано с созданием в стране первых курортов, возникновением музейного туризма и экскурсионной деятельности. На протяжении всего этого этапа в России преобладает просветительская роль путешествий.

В XІX в. в институционализации туризма выделяется этап исторического создания взаимных типизаций действий. Этот этап происходит в обществах индустриального типа. В этот период происходят революционные изменения в развитие транспорта. Развиваются сети автомобильных дорог, железнодорожных, морское сообщение. В индустриальном обществе ценности становятся преимущественно светскими, утрачивается влияние религии, происходит ориентация на будущее, появляется толерантность, обусловленная дифференцированностью культуры. Все эти культурные факторы индустриального общества способствуют развитию туризма и становлению индустрии гостеприимства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.