4. Способы распределения общепроизводственных и общехозяй-ственных расходов.
5. Варианты списания общехозяйственных расходов на производ-ственные счета или на счет 90 «Продажи».
6. Порядок отражения на счете операций по заготовлению и при-соединению материальных ценностей.
7. Метод учета материально-производственных запасов и расчет их фактической себестоимости.
8. Варианты учета затрат на производство и калькулирование се-бестоимости продукции.
9. Перечень резервов предстоящих расходов.
10. Порядок создания и использования резервов под снижение стоимости материальных ценностей, под обесценение вложе-ний в ценные бумаги и под сомнительные долги.
11. Порядок учета ремонта (восстановления) основных средств.
12. Варианты определения выручки от продажи товаров, продук-ции, работ, услуг.
13. Варианты учета доходов и расходов будущих периодов (счета 97 и 98).
14. Порядок оценки дебиторской и кредиторской задолженности.
15. Учет резервного капитала (счет 82).
16. Варианты создания и распределения расходов на продажу.
17. Порядок учета курсовых разниц.
18. Варианты учета безвозмездно полученных денежных и мате-риальных ценностей.
19. Варианты выбытия основных средств.
20. Варианты учета на счете 90 «Продажи».
21. Варианты учета прочих доходов и расходов (счет 91).
22. Варианты использования средств целевого финансирования (счет 86).
23. Варианты определения и распределения чистой (результатив-ной) прибыли.
24. Порядок начисления и выплаты дивидендов.
25. Порядок образования и закрытия счета 99 «Прибыли и убытки».
К организационно-техническим аспектам относятся:
1. Выбор формы бухгалтерского учета.
2. Организация работы бухгалтерии.
3. Система внутрипроизводственного учета, отчетности и конт-роля.
4. Порядок проведения инвентаризации имущества и обяза-тельств, разработка документооборота.
5. План счетов бухгалтерского учета.
6. Технология обработки учетной информации.
7. Объем, сроки и адреса представления отчетности.
8. Система взаимоотношений с аудиторскими фирмами, с орга-нами контроля и управления.
Перечисленные аспекты учетной политики должны быть обо-снованы нормативными документами. Приведенный перечень разделов учетной политики является общим, но может быть рас-ширен либо уменьшен в зависимости от направлений хозяйствен-ной деятельности и величины организации. Учетная политика утверждается приказом руководителя организации и приобретает юридическую силу.
Согласно Налоговому кодексу РФ организации приказом ру-ководителя должны принять учетную политику для целей нало-гообложения, которая является обязательной для обособленных подразделений организации. Учетная политика для целей налого-обложения применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. В учетной политике для целей налогообложения следует выбрать способ определения даты реализации товаров, продукции, работ, услуг, предусмотреть порядок формирования финансово-экономических показателей для расчета налогооблага-емых баз, установить порядок оформления счетов-фактур, книг покупок и продаж и других документов налогового учета (ст.167 НК РФ).
26. Порядок составления актов приемки-передачи, актов на списание основных и транспортных средств
Объекты основных средств выбывают в результате:
* продажи;
* списания в случае морального или физического износа;
* передачи объектов основных средств в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций;
* ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и других чрез-вычайных ситуациях;
* передачи по договорам мены, дарения;
* списания объектов основных средств, ранее сданных в аренду с правом выкупа, в момент перехода собственности на указан-ные основные средства к арендатору;
* по другим причинам.
Для определения непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию в организациях создаются комиссии, в состав которых входят должностные лица, том числе и главный бухгалтер.
В компетенцию комиссии входит:
* осмотр объекта, подлежащего списанию;
* установление причин списания объекта;
* выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объекта;
* определение возможности использования отдельных узлов, де-талей, материалов списываемого объекта;
* осуществление контроля за изъятием из списываемых объек-тов цветных и драгоценных металлов, определение их количе-ства, веса;
* составление акта на списание основных средств (форма № ОС-4), акта на списание автотранспортных средств (форма №ОС-4а) (с приложением актов об авариях, причинах, выз-вавших аварию, если они имели место).
На основании оформленных актов, которые утверждаются ру-ководителем организации и передаются в бухгалтерию, делаются соответствующие записи по выбывшим объектам в инвентарных карточках, которые хранятся в течение срока, определяемого ру-ководителем организации.
Если объекты безвозмездно передаются по договору дарения либо в собственность другого юридического лица, в обмен на дру-гой товар по договору мены, такие операции оформляются актом (накладной) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1). Списание стоимости этих объектов производится на основании указанного акта с приложением договора дарения и письменного сообщения (авизо) принимающей организации о принятии к бух-галтерскому учету этого объекта или договора мены.
Актом (накладной) приемки-передачи оформляется перемеще-ние объектов внутри структурных подразделений и возврат арен-дуемого объекта арендодателю. В свою очередь, бухгалтерская служба арендатора снимает возвращенный объект с забалансово-го счета.
Бухгалтерский учет операций, связанных с выбытием объектов основных средств, ведется на результативном счете 91 «Прочие до-ходы и расходы», субсчет 91-3 «Выбытие основных средств». Рас-сматривая экономико-правовую сущность процесса учета по это-му счету, необходимо четко разграничивать понятия «выбытие» и «продажа основных средств».
Выбытие - это списание стоимости объектов основных средств, которые выбывают или постоянно не используются в дея-тельности организации.
Продажа также рассматривается как вариант выбытия основ-ных средств. Однако продажа означает передачу права собствен-ности (владения, пользования и распоряжения) одним лицом другому лицу на возмездной основе, которая проявляется в процессе сделки купли-продажи, обмена товарами, работами, услугами. Операции, связанные с продажей основных средств, предпо-лагают и налоговые обязательства. Вместе с тем некоторые опе-рации по своей экономической и правовой природе не являются реализационными (ликвидация, списание и др.). Эти объекты не должны нести на себе налогового бремени. Таким образом, опе-рации по продаже основных средств необходимо отделить от опе-раций по их выбытию.
Пунктом 15 ПБУ 6/01 решен вопрос с суммами дооценки объектов основных средств, накопленных ранее на счете 83 «До-бавочный капитал», или выбытии основных средств. При выбытии объекта сумма его дооценки переносится с добавочного ка-питала организации в нераспределенную прибыль организации. Таким образом, суммы, накопленные на счете 83, становятся но-вым источником покрытия убытков в случае выбытия недоамор-тизированного объекта основных средств. При продаже, безвозмез-дной передаче, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях, чрезвычайных ситуациях и при списании основных средств вслед-ствие морального или физического износа производится запись: Дебет сч. 83 «Добавочный капитал»
Кредит сч. 84 «Нераспределенная прибыль» (непокрытый убы-ток) - на сумму дооценки выбывающего объекта основных средств.
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяй-ственной деятельности организаций для всех случаев выбытия (продажа, списание, вклад в уставный капитал другой организа-ции, передача для совместной деятельности, безвозмездная пере-дача и др.) используется счет 91. Рекомендуется открыть к этому счету субсчет 91-3 «Выбытие основных средств». В учебнике нами рассматривается этот вариант.
Можно использовать и альтернативный способ учета, при ко-тором отдельные операции по выбытию основных средств будут проводиться через субсчет 01-3 «Выбытие основных средств». В де-бет этого субсчета переносится стоимость выбывшего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации. По окончании про-цедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01-3 на счет 91.
В данном случае операции в учете отражаются следующими за-писями:
Дебет сч. 01-3 «Выбытие основных средств»
Кредит сч. 01 «Основные средства» - на сумму первоначаль-ной (восстановительной) стоимости объекта;
Дебет сч. 02 «Амортизация основных средств»
Кредит сч. 01-3 «Выбытие основных средств» - на сумму на-копленной амортизации;
Дебет сч. 91 «Прочие доходы и расходы»
Кредит сч. 01-3 «Выбытие основных средств» - на остаточную стоимость объекта.
В дальнейшем все расходы отражаются по дебету, а доходы - по кредиту счета 91.
Выбытие основных средств учитывается по направлениям вы-бытия (по рекомендуемому нами варианту).
Продажа основных средств:
Кредит сч. 01 «Основные средства» - на сумму накопленной амортизации (списание суммы накопленной амортизации); Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств»
Кредит сч. 01 «Основные средства» - списание остаточной сто-имости объекта.
В дальнейшем в дебет 91-3 записываются все расходы, связан-ные с выбытием основных средств, а в кредит - доходы от их выбытия:
Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств»
Кредит сч. 23 «Вспомогательные производства», 44 «Расходы на продажу» и др. - списание расходов, связанных с продажей ос-новных средств;
Кредит сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» - задолженность бюджету по НДС;
Дебет сч. 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Кредит сч. 91-3 «Выбытие основных средств» - отражена вы-ручка, причитающаяся к получению;
Дебет сч. 83 «Добавочный капитал»
Кредит сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убы-ток)» - списана сумма дооценки по объектам основных средств, по которым проводилась переоценка;
Дебет сч. 10 «Материалы»
Кредит сч. 91-3 «Выбытие основных средств» - учитываются материалы, лом, утиль, полученные при ликвидации объектов (по рыночным ценам).
По окончании отчетного периода определяется финансовый ре-зультат. Если кредитовая сумма счета 91-3 больше дебетовой, орга-низация получила доход:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14