В. Познер отмечает: «Когда-нибудь, надеюсь, мы придем к пониманию того, что телевидение существует для зрителей. Как, извините, химчистка для клиентов. Если в ближайшей химчистке будут плохо чистить, я пойду в другую. Но пока, увы, у нас и чистят всюду одинаково, и передачи на всех каналах равноценны»[73].
Так что, ругая телевидение, и государственные чиновники, и зрители должны понимать, что телевидение отражает их вкусы и потребности, что до тех пор пока они будут «покупать» его «товар», оно не изменится. В этом и заключается его «свобода и независимость».
Телевидение – не столько шоу-бизнес, сколько власть над сердцами и умами, «абсурд в том, что взять эту власть в свои руки может любой, кому не лень»[74]. Но все же основной абсурд, по мнению Л. Дмитриева, в том, что телевидение не искусство, не бизнес, а власть и политика. И любой мало-мальски уважающий себя политик из любой ветви власти мечтает о собственном телевидении. (Хасбулатов даже сделал парламентское телевидение, а Макашов с Баркашовым штурмовали «Останкино»).
Вряд ли можно утверждать, считает Л. Дмитриев, что Сикстинская мадонна принадлежит народу. Принадлежит она все-таки кисти Рафаэля. Ее можно превратить в собственность, сделать на ней бизнес или прикрепить на знамя политической партии. Но лучше ничего такого не делать. Пусть она остается достоянием отечественной культуры. Так же и с телевидением. «Его трагедия в том, что в нем как в “капле воды” отражается океан абсурдов нашей нынешней жизни»[75].
Сергей Калашников, председатель комитета Государственной Думы, сказал: «В этой ситуации я затрудняюсь ответить, кто управляет страной: Кремль, “Белый дом”, Государственная Дума или российское телевидение. Во всяком случае, влияния у него гораздо больше... К сожалению, качество этого влияния и управления “оставляют желать”»[76].
Людей, равнодушных к телевидению, нет. Но нет и не обеспокоенных его сегодняшним состоянием.
Некоторые специалисты считают, что нынешняя практика рейтингов на различных телеканалах – не что иное, как мистификация. Малейшая ошибка чревата здесь тяжелыми последствиями. Можно просто выбрать неверный курс или принять губительное решение. Именно это происходит с российским телевидением.
Одно из последствий экспансии на постсоветском телеэкране – это диалектический закон перехода количества в качество: обилие игровых программ, их «балаганный» характер превращают попытки создания новых публицистических телепрограмм в создание еще одного телевизионного аттракциона (например, создание программы «V.I.P.» на РТР: получился тот же самый «Час пик» на ОРТ, только вместо серьезного разговора – перешучивание и передразнивание).
Итак, несмотря на то, что изначально наше телевидение – «островное», изолированное от мирового телепространства (так как мы строили социализм в одной стране и по этому же принципу пытались создать телевидение) – все же на его развитие и существование все больше и больше влияет экспансия Запада. Это и большая часть телепрограмм, созданных по «образу и подобию» программ западных коллег, и имиджи ведущих, и манера ведения программы, и политика рейтингов – в общем, все то, о чем не знали в нашей стране до 1991 года.
Несомненно, это отрицательные результаты экспансии. А есть ли положительные? При таком огромном разнообразии каждый зритель вправе выбирать свое телевидение. Хотя наши телеэкраны изобилуют иностранной видеопродукцией, тем не менее многое из этого – качественное. А чтобы создавать свою качественную продукцию, нужны профессиональные кадры, которых, к сожалению, очень мало. Мало их потому, что до 1991 года номенклатурное телевидение меньше всего нуждалось в профессиональных кадрах. Оно развивало лишь контролирующий аппарат. А сегодня телекомпания «ВИД» берет уже первокурсников МГУ и учит их на ходу.
В настоящее время ситуация такова, что общество не двинется вперед без телевидения в качестве детонатора общественной мысли. Но при сегодняшнем состоянии телевидения поиск новых путей невозможен. Если не прокладывать новые «рельсы».
Таким образом, появление в большом объеме западных телепрограмм на центральных российских каналах связано в основном за счет внедрения таких «новых» телевизионных жанров, как телешоу, телевикторины, телеигры, телесериалы, «реальные шоу» и т. п. И это – одно из двух направлений экспансии. Другое направление – экспансия центральных каналов на региональные. Одна из причин экспансии центрального телевидения по отношению к региональному, по-видимому, в том, что изначально его структура и во многом содержание полностью повторяют формы московского и ленинградского (санкт-петербургского) телевидения.
Проблему экспансии на постсоветском телеэкране невозможно изучать, не рассматривая ее применительно к региональному телевидению. Тем более что центральное телевидение выступает по отношению к провинциальному как типично колонизаторское.
3. Основные принципы формирования отношений между федеральными и региональными телеканалами
Сегодня большое внимание уделяется региональному телевидению, его программированию, проблематике, функционированию, развитию, влиянию на общественное мнение и культуру зрителей. Прежде всего, это связано с тем, что значение регионального телевидения возрастает с каждым днем. Вещание московских каналов рассчитано на некоего «усредненного» зрителя, а местное вещание дает информацию и поднимает разнообразные проблемы именно своего региона. Информационные программы федеральных телеканалов лишь 13–18 % от общего объема вещания отводят освещению региональной тематики (см. приложение). «Телевидение любой страны сильно, прежде всего, региональным телевидением, на одном центральном далеко не уедешь»[77].
Но существует ряд причин, тормозящих развитие и процветание регионального телевидения, судить о которых можно по «визитной карточке» любого телеканала – информационным программам. Именно в информационных программах региональных телекомпаний звучит голос местного руководства и тех, кем оно управляет, дается оценка власти и состояния жизни населения региона. Региональное телевидение является активным участником всех событий местного масштаба, оно информирует своего зрителя о том, что выходит за рамки возможностей и интересов центральных каналов. Кроме того, оно активно привлекает аудиторию к проблемам управления регионом, областью. Однако вместе с популярностью растут и «требования зрителей к качеству работы местного телевидения. Большое число телезрителей выражают недовольство тем, что местные комитеты закрывают своими передачами интересующие их программы Центрального телевидения»[78].Такое недовольство порождено, прежде всего, тем, что вещание местных каналов находится на низком, не удовлетворяющем интересы зрителя уровне. Тем не менее спрос на информационную продукцию регионального вещания возрастает с каждым днем.
Несмотря на очевидную актуальность проблемы, развитие и функционирование информационных программ местного телевидения изучены мало. «Исследование в этой области объединяет одна особенность: проблемы телевидения в том или ином регионе рассматриваются, в конечном счете, обособленно, словно бы речь идет об отдельном от общей телевизионной системы явлении»[79].
Многие исследователи отмечают бурное развитие регионального телевидения за последние десять лет и, как следствие этого, перспективность его дальнейшего становления, хотя еще в 1991 году было трудно представить, что развитие телевизионной индустрии пойдет подобным образом. Однако распад СССР, приведший к разрушению единого информационного пространства и ликвидации Гостелерадио, отмена политической цензуры, существование различных форм собственности в телевизионной сфере, разделение телекомпаний по типу деятельности явились предпосылками для возникновения рынка программ и появления конкуренции в этой области, которая послужила толчком для поисков новых способов укрепления позиций как государственного, так и негосударственного регионального телевидения страны.
Коммерческое негосударственное телевидение заняло свою нишу, и его дальнейшее развитие не вызывает сомнений. Этот период оказался плодотворным для появления и становления многих ростовских телекомпаний, наиболее конкурентоспособными из которых на сегодняшний день являются ГТРК «Дон-ТР» и ТРК «Южный регион». Одна – за счет богатого наследия прошлого (как творческого, так и технического), другая же – благодаря новому типу сетевого телевидения, а также современным подходам к вещательной политике телекомпании и свежим кадрам.
Наряду с традиционными качествами, характеризующими региональное телевидение, в связи произошедшими изменениями в телевизионной индустрии появляется ряд новых особенностей:
формирование вещания регионального телевидения из собственного вещания и вещания центрального канала;
существование своего графика выпуска новостей – в основном в вечернее время с 19 до 22 часов с утренними повторами;
ангажированность местными властями (особенно, если администрация области является совладельцем или спонсором);
отсутствие журналистского образования у большинства работников региональных телестудий;
отличия в стиле и общей тональности вещания.
Многие исследователи уделяют особое внимание специфике информационных программ в периодических изданиях. Так, А. Вартанов, характеризуя сегодняшнее телевидение, пишет: «Тележурналисты подчиняются уже законам не только тех, кто властно заказывает музыку, но и законам творчества»[80]. И. Петровская среди основных причин популярности информационных программ называет такую, как «усиление внимания деталям и подробностям»[81].
Возрастание роли регионального телевидения сегодня обусловлено, во- первых, большим доверием к нему населения по сравнению с центральными вещателями, а во-вторых, стоящей перед ним в современных условиях задачей – стать ключевым консолидирующим звеном в системе коммуникаций, объединяющим население региона на основе культурных ценностей, самобытных традиций. Местное телевидение сегодня заявило о себе на всей территории России, став не только новым источником развлечений, но и источником местной информации. Производство местных телевизионных новостей впервые дало возможность высказывать мнение и выражать интересы местной аудитории, а это важно для государства, которое традиционно опиралось на централизованные структуры. «Начиная с 1991 года, наблюдалось небывалое развитие всех секторов телевизионной индустрии России. Количество передающих станций и ретрансляторов в России увеличилось с 8 000 до 11 000, помимо государственного телевидения появились негосударственные станции, программы стали более разнообразными, увеличилось количество часов вещания. Потребители покупают больше телевизоров и видеомагнитофонов. Развивается рынок рекламы, появляются новые производственные мощности, станции и передатчики»[82].
Сегодня региональная журналистика «представлена изданиями и программами территориального или национально-этнического характера, удовлетворяющими потребности аудитории в информации местного масштаба»[83].
В системе региональной журналистики наряду с прессой и радио функционирует телевидение, которое заняло доминирующее положение в системе средств массовой информации как на центральном, так и на региональном уровне. Несмотря на изменение положения регионального телевидения в общей системе СМИ, оно обладает следующими традиционными качествами: - камерность (нацеленность на потребности жителя конкретного региона); - ограниченность информационного поля (город, область или несколько близлежащих областей); - дефицит социально значимой информации, что влечет за собой тяготение не столько к информативности, сколько к аналитичности (т.е. освещение фактов с комментарием)[84].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24