Рефераты. Влияние федрального телевидения на региональные телевизионные каналы

Влияние федрального телевидения на региональные телевизионные каналы

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет филологии и журналистики

Кафедра истории журналистики

ИВАНОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

Влияние федерального телевидения на региональные телевизионные каналы

(на примере Ростовской области)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности

10.01.10. - журналистика

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

КОРНИЛОВ Евгений Алексеевич

Ростов-на-Дону

2003

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………… 4

Глава 1. Особенности развития современного отечественного телевидения
(1985 – 2002 гг.)

1.1. Эволюция отечественного телевидения от советских структур к формам собственности, присущим периоду реформирования общественно-экономических отношений………………………………………….…………….. 18

1.2. Экспансия жанров западного телевидения на российских телеканалах…………………………………………………………………..………………... 36
1.3. Основные принципы формирования отношений между федеральными и региональными телеканалами…………………………………………………… 54


Глава 2. Влияние федерального телевидения на концепцию, структурно-типологические характеристики и содержание регионального вещания

2.1. Роль федерального телевидения в программировании сетки вещания региональных каналов…………………………………………………………………75
2.2. Специфика программирования на региональном телевидении, методики и принципы производства собственных телевизионных программ………………………………………………………………….. ………….. 82 2.3. Федеральное и региональное телевидение в едином информационном пространстве России
…………………………………………………………….........89

Глава 3. Творческое взаимодействие федеральных и региональных телевизионных каналов

3.1. Структура, особенности содержания и место информационных программ регионального телевидения………………………………………………………100

3.2. Влияние федерального телевидения на жанры и тематику программ региональных каналов ….…………………………………………………..…………..115


Заключение………………………………………………………130

Библиография……………………………………………………139

Приложение………………………………………………….…..152

ВВЕДЕНИЕ

Российское общество вот уже более десяти лет организует свое развитие по новым законам социально-экономического устройства. В сфере системы средств массовых коммуникаций произошли перемены, появились новые механизмы взаимоотношений журналистики и других общественных структур, изменились роль и функции журналистики: сегодня она живет и функционирует в новых условиях конкуренции, рыночных отношений. В условиях неоднозначности и противоречивости общественного развития журналистика выступает, во-первых, инструментом общественных, социальных и экономических перемен, а во-вторых, сама является объектом воздействия других, в том числе и новых, общественно-политических структур и социальных институтов. Однако многие социальные институты тоталитарной советской системы действуют и сегодня в соответствии с новыми реалиями, в ином общественно-правовом поле, «на основе новой функциональности»[1].

Телевидение – это одно из величайших явлений ХХ века, объединившее в себе передовые достижения журналистики, науки, искусства, научно-технической мысли, экономики. Появление новых источников и видов общественной информации всегда неизбежно ведет к перераспределению приоритетов внутри системы в соответствии с особенностями, возможностями и характером каждого из компонентов.

Так, в связи с появлением таких новых средств массовой информации, как радио и телевидение, произошло разделение системы средств массовых коммуникаций на традиционные и новые, печатные и электронные. В недавнем прошлом общая идеологическая направленность радио и телевидения соответствовала курсу Коммунистической партии СССР, но телевидению, являющемуся самым сильным каналом воздействия в силу его специфики – единства аудио- и видеосигнала, – отводилась особая роль: «воспитание советских людей в духе коммунистической идейности и морали, непримиримости к буржуазной идеологии и морали»[2]. Таким образом, телевидение, постоянно совершенствуя и оттачивая свои методы и приемы, справлялось с решением идеологических задач под контролем власти в эпоху советского тоталитарного режима и продолжает справляться с этим и сегодня, уже с учетом новых реалий. Став одним из компонентов системы средств массовых коммуникаций, телевидение тем самым не завершило ее формирование, «но оказало влияние не только на функционирование каждого из ее элементов, но и на деятельность целых государственных институтов, что особенно ярко проявилось в социально-значимые периоды развития общества»[3].

Настоящая работа посвящена исследованию проблем взаимодействия российских федеральных и региональных телеканалов в структурно- программном, творческом, содержательном аспектах. Взаимосвязи в работе центрального и местного телевидения всегда были достаточно тесными. В доперестроечный период функционировала вертикальная структура управления, согласно которой республиканские, краевые, областные и городские телестанции напрямую подчинялись Гостелерадио СССР. Политические и социально-экономические перемены в жизни российского общества естественным образом отразились на всей системе средств массовой информации и на телевидении в частности.

Свое развитие получила горизонтальная структура управления,
«соответствующая современным демократическим принципам (функционирование самостоятельных, автономных и одновременно взаимодействующих информационных организаций)»[4].

После 1991 года СМИ из политико-идеологического государственного института реформировались в значительной степени в самофинансирующуюся систему, не только «обслуживающую» функционирование государственно-общественного механизма, но и обеспечивающую сами условия его существования. «Процессы реформирования СМИ оказались жестко детерминированными общим социально-экономическим положением российского общества. Состояние содержательно-функциональной мимикрии повлекло образование своеобразной структурно-организационной системы СМИ, в которой в силу своих природных свойств доминирующее положение заняло телевидение, а центр аудиторных предпочтений выбора источника информации сместился в сторону региональных информационных систем, и, опять-таки, с предпочтением телевидения»[5].

В сравнительно небольшой срок, именуемый «переходным периодом», в отечественной системе телевещания произошло большое количество преобразований: телекомпании были разделены по типу деятельности (на вещательные и программопроизводящие); появились новые формы собственности
(коммерческое, общественное телевидение); развились новые функции телевидения, как, например, электоральная или функция управления общественным мнением; стал использоваться новый для отечественной телевизионной системы сетевой принцип распространения программ; выросло число региональных и местных вещателей, изменилась специфика их программной политики, на которую большое влияние стали оказывать федеральные телевизионные каналы. Федеральные каналы телевидения, такие как ОРТ («Первый канал»), РТР («Россия»), НТВ, вещающие сегодня практически на все регионы России, привлекают большую аудиторию, но их отдаленность от местных проблем очевидна. Только региональное телевидение способно учитывать особенности «дифференцированных социальных, профессиональных, этнических и территориальных групп, дойти до каждого человека, переводить проблемы большой политики на язык местных условий, создавать доверительность общения»[6]. Такое сочетание федерального и регионального вещания удовлетворяет различные потребности зрительской аудитории.

Актуальность данного исследования обусловлена динамичным развитием взаимодействия центрального и местного телевидения и изменением характера влияния федеральных телевизионных каналов на региональные на новом этапе развития отечественного телевещания.

Телевидение – одно из самых сложных культурных явлений двадцатого века. Обладая наиболее мощным механизмом воздействия на общественное мнение среди других СМИ, оно формирует взгляды, стереотипы массовой аудитории. Телевидение постоянно изменяется, и суть этих перемен многообразна и существенна. Процессы, происходящие на современном федеральном и региональном телевидении, требуют осмысления и системного анализа, так как их взаимосвязь является той основой, на которой базируются типологические особенности каналов, их содержательная и программная политика.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили работы Я.Н. Засурского, Р.А. Борецкого, Г.В. Кузнецова, Е.П. Прохорова,
Г.В. Жиркова, А.И. Акопова, Р.П. Овсепяна, М.В. Шкондина, в которых рассматриваются общетеоретические проблемы средств массовой информации и на основании которых следует определять место телевидения в системе СМИ.

Исследования таких авторов, как Э.Г. Багиров, Р.А. Борецкий, А.
Вартанов, Е.Я. Дугин, В.В. Егоров, Я Н. Засурский, Г.В. Кузнецов, Г.Н.
Петров, В.В. Смирнов, А.Я. Юровский и других [7] помогают выявить основные тенденции развития телевидения в историческом аспекте, его специфику и роль в обществе как социального института. В своих работах Э.
Г. Багиров проанализировал этапы становления и развития отечественного телевидения, уделяя немало внимания его жанровым и функциональным особенностям[8].

В ряде работ по теории журналистики и массовых коммуникаций выявлены этапы эволюции отечественного телевидения, присущие современному периоду его развития. Так, Я.Н. Засурский анализирует состояние отечественной журналистики в переходный период и говорит об этапах ее развития, особенностях функционирования в современном обществе, принципах взаимодействия с другими социальными институтами[9]. В.В.Егоров в монографии «Телевидение между прошлым и будущим» анализирует те сложные процессы, которые происходят сегодня на отечественном телевидении, исследует взаимоотношения между телевидением и разными ветвями власти, описывает основные черты телевещания сегодня, тематику и жанры телевидения, правовые аспекты деятельности телевещателей, права и ответственность тележурналистов[10].

Анализируя принципы программирования на телевидении, В.В. Егоров говорит о формировании эстетики программирования, которая «подразумевает овладение процессом программирования как методом создания специфики вещательного дня и через его посредство – установление необходимого контакта со зрителем»[11], а также рассматривает телевизионную программу как сложную систему, в которой передачи существуют не изолированно, а в соседстве с другими передачами дня.

Исследованию состояния постсоветского государственного телевидения посвящены публикации Л.А. Ефимовой[12], М. Головановой[13], в которых поднимаются проблемы реорганизации телевидения, его независимости от президентского диктата, свободы слова, обсуждаются изменения, произошедшие на государственном телевидении после 1991 года.

Концепция, типология, проблемы развития региональных СМИ на современном этапе нашли свое отражение в монографии Е.А. Корнилова
«Журналистика на рубеже тысячелетий», где автор формулирует задачи, которые реализуются прессой сегодня (административно-территориальные, общественные, социально-психологические и культурно-этнические) и дает характеристику местной журналистики, которая «удовлетворяет информационные запросы читателей, связанные с микросредой обитания
(семья, производственный коллектив, место жительства)»[14]. Кроме того, исследование автором нового языка телевидения и так называемого «нового телевидения», которое является «порождением субкультуры видео», дали нам возможность определить задачи региональных телевизионных каналов в новых условиях их существования, проанализировать их функциональное предназначение и культурные приоритеты.

Кроме того, мощной историографической и методологической базой для выявления специфики, характера и перспектив развития регионального вещания в современном мире послужили работы таких теоретиков телевидения, как Е.Я.Дугин, В.Л. Цвик, О.Р. Самарцев, А.Л. Качкаева, О.А. Еременко,
С.А. Муратов и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.