Рефераты. Влияние федрального телевидения на региональные телевизионные каналы p> Станции ТНТ транслируют не только продукты зарубежного производства.
Во-первых, в сетке ТНТ остаются большие окна для региональных программ, которые станции производят сами. Во-вторых, ТНТ производит до 9–10 часов в неделю собственных программ для сети. Это уже дает перевес в нашу сторону в балансе «зарубежное – отечественное».

Региональные станции получают бесплатный пакет лицензионно очищенных программ. Они имеют самую современную систему доставки – с помощью цифрового сигнала. Управление ТНТ считает, что они создают практически идеальные условия для региональных станций. В Ростове-на-Дону ТНТ вещает с 1 января 1998 года на телеканале «Альтернатива».

Экспансию в регионы также осуществляют такие медиа-холдинги, как холдинг «Мост-медиа» В. Гусинского.

Сегодня трудно говорить о перспективах дальнейшего развития регионального телевидения, и этому есть несколько причин. Например, такие, как отсутствие прочной законодательной базы и, как следствие, – невозможность существования у телестанций каких-либо гарантий при разработке долгосрочного бизнес-плана. Уже многие годы телевизионная индустрия ждет всеобъемлющего закона о телерадиовещании.

Местные станции развиваются очень неравномерно, в зависимости от состояния местной экономики и творческого потенциала каждой станции. А телевидение как отрасль, зависящая от других отраслей и живущая в основном за счет доходов от рекламы, не может развиваться быстрее других отраслей местной экономики.

В целом влияние московских каналов на региональный эфир оценивается экспертами как положительное. Центральные телеканалы служат для местных образцом создания качественной профессиональной продукции. В то же время и центральные, и местные каналы страдают обилием товарной рекламы и политической ангажированностью.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что дальнейшее развитие российского телевидения, и регионального в частности, зависит от политического курса нашего государства, экономических и других реформ. В государстве, где нет устойчивых политических, социальных, экономических институтов, которые дают гарантии стабильности гражданам, да и средствам массовой информации и предписания которых выполняются, невозможно говорить о каких-либо долгосрочных планах или отчетливых перспективах развития в будущем.

Однако несомненный процесс регионализации на сегодняшний день указывает на приоритетность местного источника информации, и, следовательно, возможность вещания для «своего» зрителя дает местному телевидению реальное преимущество, которое необходимо реализовывать и по мере возможностей монополизировать.

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА КОНЦЕПЦИЮ, СТРУКТУРНО-

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И СОДЕРЖАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ВЕЩАНИЯ

2.1. Роль федерального телевидения в программировании сетки вещания региональных каналов

В каждой телевизионной редакции существует отдел программирования. Работники этого отдела составляют и перестраивают структуру вещания, формируют расписание передач. Сегодня на телевидении идет разработка более четкого и точного программирования, создаются возможности для полного удовлетворения информационных и эстетических потребностей аудитории. Главная задача программирования – управление вниманием аудитории. При этом используются такие средства, как особое выделение тех или иных передач в верстке программ, музыкальное оформление, использование популярных форм, жанров и т. д.

Большое внимание вопросам методологии и методики программирования на телевидении в 70-х – 80-х годах прошлого века уделял Е.Я. Дугин.
Говоря об условиях формирования программ местного телевидения, он относит ряд таких показателей, как, например, административно-территориальный статус региона, часовой пояс, расположение студии и других, к неизменным, и потому, на его взгляд, важно установить наличие зависимостей между содержательными структурами телепрограмм и группой стабильных показателей. Другой вид показателей, таких как уровень насыщенности телепрограммами других студий, принимаемых в регионе, способы верстки программ, объемы вещания и т.п., подвержены изменениям. Много внимания автор уделяет проблеме моделирования программ местного телевидения. На формирование типа программ местного телевидения влияют определенные факторы, такие как специфика восприятия телезрителей, развитие культурного и научного потенциала населения в регионе и другие. Кроме того, особенности формирования программ нельзя рассматривать вне контекста социального развития региона.

«Создание моделей программ местного телевидения, альтернативных программных концепций невозможно без основательного исследования общественного мнения по единым методам в каждом регионе, находящемся в зоне функционирования передач, без координации исследований условий и факторов эффективности функционирования программ телевидения»[99].

Телевидение формируется из сочетания различных программ, поэтому от уровня программирования на телевидении во многом зависит и польза, и эффективность передач. За последние годы телевидение превратилось в мощную централизованную систему разных телеканалов, и это в некоторой степени отдалило телевидение от зрителя, который теперь имеет меньше возможностей влиять на содержание телепрограмм. Одной из причин этого отчуждения еще несколько лет назад была односторонняя политическая ориентация программ, их скудный выбор.

В практике современного программирования существуют следующие виды планирования: перспективное (на год и т.д.); текущее (на неделю, месяц); оперативное (на очередные сутки вещания).

При составлении планов необходима сетка программ. Она представляет собой последовательное сочетание рубрик (информационных, публицистических, художественных, детских, научно-популярных, спортивных и др.). Все эти рубрики образуют блоки передач, которые конструируются таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить запросы аудитории.
Формирование программ телевидения – это соединение материалов в единое целое. Одним из важнейших условий планирования является комплексный подход. Программирование телевидения требует соблюдения профиля канала, программы. Сегодня идет активный поиск вариантов многопрограммной структуры телевидения.

В 60-х–70-х годах в нашей стране господствовала точка зрения, что конкуренция программ не нужна, о ситуации свободного выбора для аудитории не могло быть и речи. Сейчас же телевидение России представляет собой более или менее самостоятельные, конкурирующие структуры. Каждая из них имеет свой творческий потенциал и программную дирекцию. Кроме того, мощным стимулом поиска новых идей служат рейтинги. По мнению Р.А.
Борецкого, сегодня «мы стоим перед задачей создания новой программной концепции, которая бы… повысила конкурентоспособность нашего ТВ в условиях меняющегося общемирового информационного порядка… Для этого, думается, мало просто закрепить и расширить уже завоеванные плацдармы: совершенствовать формы прямого эфира, углублять связь с аудиторией и способы ее прямого включения в передачи, искать новые приемы удовлетворения информационных потребностей зрителя… ТВ – это не отдельные передачи (как кинематограф – фильмы, театр – спектакли или эстрада – концерты), но их последовательность, определенная организация в программном канале. Отсюда и возможности особой ориентации, формирования предпочтений зрителей»[100].

Таким образом, главный принцип новой концепции телевидения – направленность на конкретные запросы зрителя, которая сегодня может быть реализована за счет новых технических возможностей: появления кабельного, спутникового, цифрового телевидения.

Одним из принципов программирования является развитие эстетических начал. В наши дни принято говорить о формировании эстетики программирования. «Эстетика программирования подразумевает овладение процессом программирования как методом создания специфики вещательного дня и через его посредство – установление необходимого контакта со зрителем. Эта особенность вещания того или иного дня определяется целостным восприятием всей цепочки передач»[101].

Кроме того, в процессе программирования необходимо учитывать законы эмоционального воздействия, которые связывают объект восприятия со зрителем. Программирование исходит из таких особенностей телевизионного вещания, как повседневность общения, необратимый характер и легкость восприятия визуальной информации, возможность выбора в условиях многопрограммного вещания, а также учитывает адресную дифференциацию передач, разные уровни их восприятия.

Большое значение в программировании имеет расположение передач во времени. Время выхода программы в эфир в течение дня является одним из факторов, определяющих ее значимость. Наиболее интересные, важные передачи включаются, как правило, в самое удобное для просмотра вечернее время. Имеет значение и показ передачи в определенный день недели.
Естественно, что дни, собирающие самую большую аудиторию – это суббота и воскресенье. Телевизионные передачи дифференцируются в зависимости от потребностей разной аудитории. Формирование постоянной и устойчивой аудитории осуществляется путем разграничения профиля программ вещания, создания серийных и адресных передач и фильмов, рассчитанных на определенные слои населения.

Телевизионная программа является сложной целостной системой.
Определяющие факторы программирования заключаются во взаимодействии зрителя и программы. «Содержание этого взаимодействия постоянно изменяется: одни принципы прочно входят в комплекс программирования, другие – требуют нового подхода. Любая телевизионная передача существует не изолированно, сама по себе, а в соседстве с другими передачами дня.
Она включается в общую программу, соотносится со зрителем, с передачами, идущими одновременно по другим каналам. Программность телевидения накладывает свой отпечаток на общий характер общения с аудиторией, определяет границы использования выразительных средств, выдвигает особые требования к выступающему в кадре ведущему программы. Трудно перечислить все качества, которыми должен обладать составитель программ, – он и критик, и постановщик, и зритель одновременно, именно он руководит контактами между авторами, исполнителями и зрителями»[102].

Таким образом, главная задача программирования – привлечь к телеэкранам конкретной станции максимально большую аудиторию. Для этого надо хорошо знать, какие группы составляют аудиторию конкретного телеканала (имеется в виду разбивка по возрастам, по профессиям, по уровню образования и экономическому статусу). Необходимо учитывать, что у разных возрастных категорий разные сферы интересов, образ мысли, и если телекомпания хочет привлечь их внимание, стать частью их жизни, то она должна ориентировать свое программное наполнение на совершенно конкретных людей. Кроме того, необходимо знать, что нравится людям, причем в каждой конкретной аудитории.

Те телекомпании, которые проводят социологические исследования потенциальной аудитории, ее интересов (или заказывают подобные исследования), а затем используют их результаты для программной верстки передач, имеют неоспоримое преимущество, так как точно знают, какого зрителя они хотят привлечь.

Как мы уже выяснили, эффективность и популярность той или иной программы определяют рейтинги. После 1991 года телевидение на наших глазах превратилось в товар. Владельцы российских телекомпаний избрали в качестве образца для подражания модель коммерческого телевидения США.
Согласно схеме коммерческого телевидения, программы являются приманкой для аудитории. Чем больше зрителей привлечет программа – тем дороже включаемая в нее реклама и, соответственно, выше прибыль самого телевидения. Такую программную политику называют «рейтинговым телевидением». Процентные показатели числа зрителей определяют судьбу программы на телеэкране. Погоня за количеством, к сожалению, нередко убивает качество. Р.А. Борецкий приводит следующие примеры: одна минута рекламы в «Поле чудес» стоит 30 тысяч долларов, шоумен Якубович – популярнейшая в народе личность, куда до него Александру Исаевичу
Солженицыну или Дмитрию Сергеевичу Лихачеву! Минута включенных рекламных клипов в «Санта-Барбару» и другие «мыльные оперы» стоит в среднем 12–15 тысяч долларов. «То, что “рейтинговая система” оборачивается массовым снижением иммунитета к пошлости, было известно давно. В США, к примеру, ответной реакцией на коммерческое телевидение стало, причем по инициативе снизу, создание подлинно общественного телевидения. Да и американские производители телекинопродукции для своей аудитории оставляют лишь 15–17 процентов, остальные 85 процентов – исключительно на экспорт. Ни Европа, ни Япония не приняли модель коммерческого ТВ США в чистом виде, сохранив и государственное, и общественное телевидение как альтернативу в ситуации широкого выбора каналов»[103].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.