Рефераты. Влияние федрального телевидения на региональные телевизионные каналы p> Одна из основных проблем регионального телевидения, приводящая его к необходимости «занимать» свой эфир чужими, в частности московскими программами, – это отсутствие правовой базы в области телерадиовещания.
Например, существование госзаказа только для государственных телерадиокомпаний лишает инициативы создания социально значимой продукции коммерческие компании, не поощряет и не развивает отечественную телеиндустрию, заставляет московские коммерческие компании покупать иностранную продукцию, а региональные – «садиться» на телесети. Хотя есть примеры решения этого вопроса на местах. Так, в Нижнем Новгороде в 1998 году был принят областной закон о государственном заказе для телевещателей всех форм собственности на основе творческого конкурса.
Кстати, этот закон Российская ассоциация региональных телекомпаний (РАРТ) разослала по всем телекомпаниям с тем, чтобы познакомить с ним местные органы власти[116]. Но до сих пор данный опыт не был использован в других регионах.

Другим важным фактором, сдерживающим развитие телеканалов, и особенно региональных, имеющих меньшую, нежели в столице, сеть потенциальных рекламодателей, является неполное, нерегулярное финансирование государственных телерадиокомпании, а также отсутствие налоговых льгот для коммерческих телекомпаний, находящихся в стадии развития.

В 1998 году Российская ассоциация региональных телекомпаний предложила установить те налоговые, валютные, таможенные и финансовые льготы для коммерческих телеканалов, которые содержатся в законе «О государственной поддержке кинематографии РФ». Также предлагалось преобразовать некоторые временные экономические льготы, которые были установлены в 1995 году законом «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации». Но реакции правительства так и не последовало, и проблемы концептуальным образом решены не были.

Острой и пока не решенной остается проблема отсутствия единой технической политики среди вещателей и производителей, что нередко сказывается на качестве эфира, имеются сложности с конвертацией и сертификацией телевизионного оборудования. Большинство региональных телекомпаний работают на технике «любительского» формата, что также препятствует производству высококачественной телевизионной продукции и приводит к необходимости обращаться за помощью в московские фирмы.

Проблема, не нуждающаяся в комментариях и тесно связанная с предыдущей, – это недостаток средств на подготовку квалифицированных кадров в регионах. Одна сторона этой проблемы заключается в том, что на сегодняшний день в России существует всего четыре центра по подготовке работников телевидения – в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде и Ростове- на-Дону. Наибольшее количество специалистов в этой области выпускают московские организации, где обучение осуществляют практикующие журналисты столичных телеканалов, популяризирующие методы и приемы работы, присущие федеральной школе телевещания. По мнению генерального директора
Ростовской государственной телерадиокомпании «Дон-ТР» Николая Чеботарева, эфир именно негосударственных региональных компаний слишком похож на столичный. «В Ростове-на-Дону, к примеру, шесть негосударственных каналов предлагают телезрителю такое вот меню: ТВ-6, REN-TV, СТС, ТВ-Центр, АСТ.
Программы столичных компаний не слишком отличаются одна от другой, а если учесть, что они всего чуть-чуть разбавляются материалами местного розлива
(в основном это тонюсенькие рекламные прокладки, на все лады расхваливающие, пардон, прокладки и средства от кариеса), то телезрителю можно только посочувствовать, что мы и делаем»[117]. Таким образом, Н.
Чеботарев считает, что сегодня только программы государственных региональных телекомпаний могут иметь свое неповторимое и оригинальное лицо.

Другая сторона проблемы состоит в том, что региональные телекомпании, как правило, не имеют достаточно средств или не хотят тратить их на повышение квалификации своих работников. Качество продукции, выпускаемой непрофессионалами, естественно, является более низким, нежели качество программ федеральных каналов, рейтинги местных каналов падают, зритель смотрит центральное вещание, а руководство региональных коммерческих каналов с целью привлечения рекламодателей вынуждено ретранслировать чужие передачи.

Кроме того, изолированность регионов от Центра заключается в отсутствии выхода местного вещания на общероссийскую аудиторию, а это могло бы стимулировать повышение творческого уровня региональных программ, ответственности за качество передач, укрепило бы авторитет телекомпаний, создало возможности для формирования единого информационного пространства страны.

Отрицательным моментом в процессе создания такого пространства являются также ограниченные возможности телекомпаний по обмену информацией «по горизонтали», т.е. между собой, и слабо развитый межрегиональный рынок телепродукции.

В «Законе о телерадиовещании» практически ничего не говорится о региональном вещании, хотя законодательная база деятельности региональных телерадиокомпаний необходима. И это упущение в законодательстве является следствием отсутствия единой государственной политики в сфере телерадиовещания.

Таким образом, федеральное и региональное телевидение в едином информационном пространстве сегодня существуют автономно, каждое развивается по своим законам и принципам. Федеральные каналы не могут заменить программы местных студий, а региональное телевидение в силу ряда тормозящих его развитие причин, множества проблем, с которыми оно сталкивается, укрепляет свои позиции пока лишь только за счет своих информационных программ, восполняя тем самым недостаток информации на федеральных каналах о событиях, происходящих в регионах России.

Глава 3. Творческое взаимодействие федеральных и региональных телевизионных каналов

3.1. Структура, особенности содержания и место информационных программ регионального телевидения

Информационные программы составляют основу вещания любого телеканала. По структуре информационной программы, ее месту в сетке вещания телеканала, характеру информации можно судить о телевизионном канале в целом, его ангажированности тем или иным органом власти или олигархом, определить его идеологическую направленность. Сегодня практически все отечественные центральные телеканалы имеют собственную информационную программу (за исключением СТС и «MTV-Россия», специфический формат которых не предполагает наличия информационных программ). На региональных телевизионных каналах информационные программы играют не менее важную роль, чем на федеральных. Так, каждая региональная телекомпания, вещающая в Ростовской области, имеет сегодня собственные информационные выпуски, выходящие с установленной периодичностью.

Информационные новостные программы – «регулярное сообщение текущих событий, состоящее из 8–14, иногда до 20 эпизодов (“сюжетов”).
Набор новостей универсален – от политики до погоды, включается все имеющее прикладное, ориентирующее значение для любого зрителя – слушателя. Специализированные новостные информационные программы – набор новостей одного профиля (мода, результаты спортивных соревнований, криминал, автомобилизм, сельское хозяйство и др.)»[118]. Но здесь необходимо уточнить, что информационные программы освещают не просто текущие события, а новости, т.е. что-то новое, актуальное и достоверное.

Под понятием «собственные» подразумеваются программы собственного производства, т.е. программы, подготовленные «своими» силами, на собственных технических средствах, на материалах отечественного и иностранного производства, а также сделанные на заказ
(оплаченные из собственных средств) и полученные в бессрочное пользование. Определение данного понятия необходимо, так как информационные программы региональных телекомпаний вызывают наибольший интерес именно с той позиции, что являются собственным, а иногда и единственным телепродуктом региональной телекомпании, по которому можно судить о степени развития той или иной местной станции.

Информационные редакции составляют основу деятельности каждого телевизионного канала и, как правило, включают самое большое количество сотрудников телекомпании. Это связано, прежде всего, со спецификой их работы, которая заключается в сборе и обработке материала, и ее целью – максимальным охватом событий и происшествий в городе, области, регионе.
Для обеспечения работы отделов и редакций информации недостаточно одного режиссера и двух-трех журналистов-редакторов, как обычно бывает в других отделах. Жесткое распределение обязанностей, планирование эфира, быстрое реагирование на события и способность репортеров и операторов быстро сориентироваться в любой ситуации – вот основные слагаемые успеха работы информационных служб.

«Информация – визитная карточка любого канала»[119], – считает исследователь телевидения Г.В. Кузнецов. «Информационные программы – это программы, посвященные новостям, сиюминутного сообщения»[120]. Новостная журналистика – это профессиональная деятельность по сбору и подаче
«самоочевидных» фактов, когда факт не нуждается в дополнительных комментариях, говорит сам за себя.

Однако до выхода в эфир новость проходит несколько этапов обработки в соответствии с коллективным образом работы телевизионщиков и структурой редакции:
- главный редактор координирует работу всей редакции, определяя тематический план выпусков, график работы съемочной группы и распределение обязанностей редакционных работников, отсматривает, редактирует и выпускает (или не выпускает) материал в эфир;
- режиссер программы комплектует информационный выпуск согласно плану, разработанному в тесном сотрудничестве с выпускающим редактором; он хронометрирует сюжеты и модулирует композицию программ. Режиссер – это еще и постановщик, поэтому в его функции также входит руководство техническим персоналом: операторами, инженерами, осветителями, звукорежиссерами;
- корреспонденты информационных отделов, прежде всего, должны собрать нужную информацию, которая после обработки станет основой информационных выпусков, подготовить соответствующий сценарий, закадровый текст, комментарии и в некоторых случаях дикторский текст.

Корреспонденты информационных служб, готовя материалы к эфиру, чаще всего используют два типа новостей – «жесткие» и «мягкие». Каждый из этих типов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Принцип построения «жестких» новостей – «ничего лишнего», при такой подаче информации не гарантируется полная объективность, зато присутствует допустимый уровень правдивости. В зависимости от акцентов репортер располагает факты по «убывающему интересу», начиная с самого важного
(«перевернутая пирамида»). В отличие от «жесткой», «мягкая» новость менее оперативна, в нее вводится момент интриги, что делает новость более легкой для восприятия. Использование модели «мягкой» новости рекомендуется при пониженной значимости события, когда ослаблены или совсем отсутствуют оперативный либо информационный поводы.

В 90-е годы построение новостных программ изменилось. Если ранее сценарий выпуска был ограничен четкой схемой: политика, экономика, культура, спорт, то современное информационное телевидение делает упор на сенсационность информации, нарушая последовательность событий. Это связано с появлением новых тенденций в информации, изменением отношений адресант – адресат и заменой старых принципов работы всего телевидения новыми. В телевизионной практике, например, появился такой прием, как персонификация[121] новостей, что является результатом изменившегося восприятия зрителем программ телевидения.

Произошла реорганизация и в структуре самих редакций. Например, появилась такая профессия, как продюсер[122], что было вызвано коммерциализацией исследуемого феномена. Тем не менее, несмотря на многие изменения в структуре и организации информационных отделов, и сегодня
«редакция информации сформирована по функциональному признаку – подготовка и выпуск сообщений о текущих событиях, в какой бы сфере они ни происходили»[123].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.