В то же время возможность выбора у ростовской аудитории создает конкурентную ситуацию в этой когда-то монополизированной государством сфере. Такая ситуация характерна, впрочем, не только для регионов, но и для России в целом и дает положительный эффект. Благодаря ей развиваются и совершенствуются журналистские формы и методы подачи информации, телекомпании стремятся сделать новые программы более оперативными, повысить уровень их содержания.
Какое место занимают информационные выпуски в вещательной политике ростовских телекомпаний, видно на примере ГТРК «Дон-ТР» и ТРК «Южный регион».
ГТРК «Дон-ТР» выпускает собственную ежедневную информационную программу «День Дона», широко освещающую жизнь области, общественно- политические, экономические и культурные события, спорт и т.д. В будние дни информационные выпуски выходят четыре раза в день с промежутками в 4,5 – 5 – 2 часа в одно и то же время, в выходные дни – один раз, в субботу. Устоявшийся ежедневный график выхода информационных программ является важным фактором, привлекающим зрительскую аудиторию, и также говорит о серьезном подходе телекомпании к выпуску информационных программ. Как никакие другие программы, информационные выпуски нуждаются в четком закреплении их в сетке вещания. Продолжительность информационного выпуска колеблется от 8 минут до получаса.
Выглядит сетка вещания информационной программы так: в 8.50 зрителям предлагают 10-минутные новости, которые анонсируют события наступающего дня и подводят итоги дня минувшего; в 13.30 зрители имеют возможность увидеть более подробные репортажи о событиях, анонс которых они видели утром, и познакомиться с развитием событий дня; в 18.30 – более динамичный, информационно насыщенный получасовой блок новостей, а завершает сетку вещания в 20.30 восьмиминутный новостной «дайджест» об основных событиях дня.
«Южный регион-Инфо» – информационная программа, выходящая в эфире телеканала «Южный регион» и рассказывающая о важнейших событиях города и Южного федерального округа в целом. У этой программы достаточно широкий спектр освещаемых событий: политика, экономика, власть, армия, медицина, культура и т. д. «Южный регион-Инфо» выходит в эфир ежедневно: по будням – 5–6 раз в день, по выходным – 1–3 раза в день. Продолжительность выпуска в течение дня колеблется от 15 до 25 минут в зависимости от времени выхода в эфир. От общего объема вещания собственных программ информационные составляют 46%.
На «Южном регионе» сетка вещания информационных программ строится примерно тем же образом, что и на «Дон-ТР», только информационные выпуски начинают выходить в 6.45 утра (анонс и обзор основных событий наступившего дня), а завершается информационное вещание в 3.20. С более полной информацией зрителей знакомят выпуски новостей в 18.30, 22.55, 1.55, 03.00.
На центральных каналах новости из регионов представлены весьма однобоко, в основном информацией о скандалах и катастрофах, а порой и вовсе имеют искаженный характер. Поэтому неудивительно, что местные информационные программы сегодня обладают всевозрастающим общественно-политическим потенциалом.
Региональное государственное телевидение как источник информации о местных событиях по статистике пользуется большей популярностью, чем независимые станции. Это связано, во-первых, с тем, что региональное государственное телевидение обычно ведет вещание на втором канале РТР и благодаря этому имеет более мощный сигнал и более многочисленную зрительскую аудиторию, чем независимые станции. Во-вторых, региональное государственное телевидение по закону обязано производить свои информационные программы, в то время как далеко не все региональные и местные станции делают свои выпуски новостей. В-третьих, новостные программы негосударственных региональных телевизионных станций по- прежнему не отличаются стабильным уровнем качества. Но все это, однако, не означает, что новостные программы местных государственных станций везде пользуются большей популярностью, чем новости независимых станций.
За последние несколько лет усовершенствовались структура и содержание новостей, изменился характер подачи материалов и расположения сюжетов в выпуске в зависимости от актуальности темы и значимости какого- либо события для местного зрителя. От принципа сообщать обо всем понемногу тележурналисты перешли к отбору информации для конкретных зрителей города, области. Все это способствовало формированию конкретного типа информационного выпуска на тех каналах, которые были в этом заинтересованы.
3.2. Влияние федерального телевидения на жанры и тематику программ региональных каналов
Региональные государственные телекомпании с самого начала их функционирования имели более высокий технический и творческий потенциал для производства собственных программ, чем негосударственное региональное телевидение. В силу исторически сложившихся условий производства, развития, формирования регионального телевидения государственные телекомпании долгое время занимали лидирующие позиции по качеству производства и количеству собственных передач. Так, например, бесспорным лидером по производству собственных программ среди ростовских телекомпаний долгое время оставалась, да и сейчас остается, ГТРК «Дон- ТР», хотя на сегодняшний день позиции данной телекомпании не так непоколебимы, как прежде. Тематический спектр передач государственной телекомпании достаточно широк – это музыкальные, религиозные, детские, спортивные программы, передачи для молодежи, новостные программы и т.д.
Более пяти лет существуют в эфире программы творческих объединений «Местное время», «Провинциальный салон», «МАРТ», «Пломбир», «Камертон». Телекомпанией широко практикуется использование «прямого эфира». Это трансляция «открытых студий», «круглых столов», дискуссий. Еженедельно в эфире «Служба обратной связи» – программа в прямом эфире с телефонами обратной связи по самым актуальным социальным проблемам, в которой на вопросы телезрителей отвечают руководители областных и городских ведомств и организаций. Это говорит о тесном сотрудничестве телекомпании со своей аудиторией. Форма этой программы подсказана телезрителями, которые в письмах и по телефону предлагают темы дальнейших телепрограмм.
Также существует ряд программ, в которых зрителю предоставляется возможность высказать свое мнение, задать вопрос: «Стена» (передача по письмам и телефонным звонкам телезрителей, «упершихся в стену бюрократической волокиты при решении жилищно-коммунальных проблем»), «Улица Баррикадная» и т. д. Таким образом, в программах местного телевидения широко используются интерактивные технологии, осуществляемые посредством телефонной, пейджинговой связи и сети Интернет.
На сегодняшний день почти все местные телекомпании города Ростова-на-Дону производят собственные информационные программы, почти на каждом канале есть музыкальные поздравительные передачи: «С любовью к Вам» («Дон-ТР»), «Любимые мелодии» (35-й канал «Теле-Х»), «Музыкальный автограф» (22-й канал «Эксповим»), «Музыкальная шкатулка» («Южный регион») и пр. Некоторые телекомпании пытаются делать собственные информационно-аналитические программы, но, к сожалению, их качество пока оставляет желать лучшего. В ситуации, когда конкурентная борьба между региональными телекомпаниями усиливается, одни из них остаются в стороне от нее, соглашаясь с установленными когда-то приоритетами, другие же пытаются привлечь зрителя путем совершенствования своей вещательной политики и не останавливаются на достигнутом. Еще четыре года назад ТРК «Южный регион» не выделялась на фоне других коммерческих станций города. Сегодня ситуация изменилась, и данная телекомпания способна конкурировать с ГТРК «Дон-ТР», хотя еще и не по всем показателям, поскольку в основном «Южный регион» делает ставку на информационные и информационно- аналитические передачи, но вместе с тем имеет хороший потенциал для дальнейшего развития в вещательной сфере.
Наряду с имеющейся в настоящее время тенденцией к улучшению качества производимых ростовским телекомпаниями собственных программ, продолжается заимствование жанров, тем, структур неинформационных программ у центральных телевизионных каналов. Многие программы и даже целые редакции, созданные региональными телевизионщиками, если не полностью, то почти полностью повторяют соответствующие программы и редакции центрального телевидения. Копируются не только жанры, темы, язык, имидж ведущих, изобразительные средства, но и декорации в студии, оформление программных заставок.
Размещая программы для детей и юношества в послеобеденное время, телеканалы всего мира учитывают то, что в эти часы дети возвращаются из школы. В вещательной сетке телеканала «Дон-ТР» уже несколько лет это время занимают программы «Подросток», «Пломбир», «МАРТ», «Труба». Причем практически все они, как было сказано выше, являются аналогами программ, производимых телекомпанией «Класс» (ОРТ). Повторяются не только стиль и структура построения телепрограммы в целом, содержания сюжетов, тематики, но и имидж ведущих, и художественно-изобразительные средства (музыкальное сопровождение, оформление и дизайн студии).
В последние годы на региональных телеканалах появилось огромное количество музыкальных программ, таких, как, например, «Мегамикс» («Дон- ТР»), «Музыкальная развлекалочка» (35-й канал «Теле-Х»), «Караоке в Ростове» (38-й канал «Альтернатива»). Проект «Мегамикс» изначально задумывался как музыкальный канал с объемом вещания 6 часов в сутки, выходящий на дециметровом 35-м канале и построенный из множества музыкальных программ, идущих вперемежку с видеоклипами. Этот жанр появился в США в 70-х годах и успешно продолжает развиваться и завоевывать целые телеканалы мира. Яркий пример его – музыкальный канал MTV. Несколько лет назад на центральном телевидении появился отечественный «филиал» канала – «MTV-Россия». Проекту «Мегамикс» на «Дон- ТР» не суждено было осуществиться, так как другой ростовский телеканал – «Оверсан» – стал региональным партнером телесети «MTV-Россия» и ретранслирует ее программы, из которых и состоит практически все его эфирное время.
Единственное, пожалуй, оригинальное музыкальное шоу на местном телевидении – «Караоке в Ростове» на телеканале «Альтернатива». Создатели программы полностью учли специфику местного телевидения, вследствие чего эта телепрограмма пользуется огромной популярностью у телезрителей и завоевывает довольно высокие рейтинги. Во время прямого эфира в студию может позвонить любой желающий и, выбрав песню, исполнить ее под аккомпанемент «Караоке».
Программа «Модная линия» («Дон-ТР»), посвященная новинкам моды, событиям из светской жизни города, стала слабой пародией на такие программы, как «Стиль» (ТНТ), «Шоу-бизнес крупным планом» (СТС), «Светские новости» (ТВС), «Публичные люди» (ТВС), «Стилиссимо» (MTV). Наверное, для программ такой тематики необходим размах, прежде всего присутствие той самой «светской жизни», тех самых «светских львов», и, например, в Москве, передачи такого плана актуальны и интересны зрителю. А на региональном канале, даже учитывая интересы его аудитории, несколько неуместно рассуждать о высокой моде «от кутюр». Два года тому назад на «Дон-ТР» уже была неудачная попытка запуска телепрограммы «Стиль и Мода», которая так и не нашла своего места в рамках местного вещания.
Кроме того, на местных телеканалах осуществлялись попытки создания различных вариантов ток-шоу по образцу выходящих в эфире центральных каналов, которые так и не стали популярными в силу специфики местного вещания. Сегодня на канале «Дон-ТР» выходит авторская программа В. Ткаченко «Закулисье», цель, задачи и замысел которой повторяют известную программу Оксаны Пушкиной «Женские истории» (ОРТ) (а затем – «Женский взгляд» на НТВ) и программу «Кумиры» на ОРТ. В программе «Закулисье» ведущий интервьюирует звезд эстрады, кино и театра, приезжающих на гастроли в г. Ростов-на-Дону. Структура программы, вопросы, оформление студии, даже звуковое сопровождение очень напоминают столь популярный проект О. Пушкиной. По этому образцу построена и программа «Женский клуб» на канале «Эксповим». Героинями программы становятся известные ростовчанки – врачи, учителя, научные работники, бизнес-леди. Правда, единственное отличие регионального проекта от московского в том, что «Женский клуб» более чем наполовину состоит из рекламных материалов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24