Таким образом, эволюция отечественного телевидения затронула такие стороны его существования, как формы собственности и организации, управленческие механизмы, способы трансляции и передача сигнала, принципы программирования, методы и творческие подходы к производству продукции, что неизбежно привело к изменениям в форме, тематике и проблематике программ, а также внесло существенные коррективы в развитие функций самого вещания.
2. Экспансия жанров западного телевидения на российских телеканалах
Экспансия западных телевизионных программ на российском телевидении в постсоветский период охватила все государственные, коммерческие, центральные и региональные каналы. На сегодняшний день нет ни одного вещателя, который не был бы подвержен влиянию этих процессов. Так, западное телевидение завоевывает центральные российские каналы, они же, в свою очередь, расширяют границы своего влияния за счет регионов.
«Сначала видео распространило свою “экспансию” на весь мир. Затем такая его разновидность, как многообразные и занимательные телеигры…»[53]. Сегодня же экспансируется все, начиная от музыкальных клипов, рекламы, художественных фильмов, ток-шоу и телешопов и заканчивая идеями, ценностными ориентирами, моральными и этическими кодексами, без учета менталитета, культурных и этнических особенностей населения.
Говоря о степени изученности данной проблемы на российском телевидении, следует отметить, что научных работ, специально посвященных этой теме, пока не существует. Р.А.Борецкий в своей монографии представил научный анализ причин и последствий экспансии. Этому же посвящен и ряд его статей[54].
«Большой толковый словарь иностранных слов» дает следующее определение понятия: «Экспансия» (лат. еxpansio): 1. Научное – расширение, распространение (границ, влияния и пр.); 2. Политическое – стремление к захвату новых территорий, колоний, рынков сбыта и т. п.».[55] Другой «Словарь иностранных слов» трактует экспансию как «расширение сфер влияния монополистических объединений и групп, империалистических государств, осуществляемое как экономическими методами (например, вывоз капитала), так и внеэкономическими (вооруженные захваты новых территорий, дипломатическое давление и т. п.)»[56].
Понятие «телевизионной экспансии» – достаточно новое, и обнаружить какое-либо его определение пока не представляется возможным. Однако, основываясь на уже приведенных выше формулировках, можно сказать, что телевизионная экспансия – это расширение диапазона вещания того или иного телеканала, ретрансляция его программ другими каналами, а также стремление к расширению сфер влияния на общественное мнение средствами телевидения.
В словаре русского языка С.И.Ожегова читаем следующее: «расширение, распространение чего-либо за первоначальные пределы. Экспансия эпидемии»[57]. А может быть, именно так и следует понимать засилие американских фильмов, рекламы, теле-шопов, музыкальных клипов, программ с ток-шоу, играми, викторинами, сенсациями, криминалом, сделанных по западной кальке, на российских телевизионных каналах? Тогда эта же эпидемия настигла и региональное телевидение, где зритель практически лишен возможности видеть «свое» телевидение с близкими ему проблемами и необходимой информацией, а наблюдает «лужковские» да «березовские» программы.
Такая ситуация приводит к выводу о необходимости жесткого государственного регламентирования объема вещания федеральных (центральных) каналов в регионах России. Кроме того, на наш взгляд, функция передачи дополнительной (по сравнению с федеральным телевидением) информации региональным телевидением должна быть монополизирована. Иначе региональные телекомпании будут не в состоянии обеспечить себе жизнеспособность.
Так что же такое экспансия на постсоветском телеэкране? Как она проявляется, в чем ее сущность, причины и последствия?
Проблемы экспансии западных программ на российском центральном телевидении стали очевидными в период после 1991 года, что было вызвано рядом объективных и субъективных причин. Это и изменения в господствующей идеологии, и в экономике страны, и перестроечные процессы, затронувшие все стороны жизни, в том числе и систему телевещания.
«Альтернативное» телевидение, возникшее после августа 1991 года в России, открыло новые политические, экономические и творческие возможности дальнейшего развития всей системы СМИ в целом и телевидения в частности. «Новое» телевидение стало воистину новым, отказавшись не только от недостатков и косности старой системы, но и от ее лучших достижений и традиций.
Альтернативное телевидение начало буквально с нуля, заново открывая и постигая законы телевизионных жанров, драматургии и телевизионной деятельности в целом. Для подражания использовались любые приносящие успех и экономическую выгоду образцы. Так на российский телеэкран попали «Колесо фортуны» («Поле чудес»), «Домашний продюсер» («Сам себе режиссер»), «Женский вопрос» («Я сама») и многие другие. Одни из сканированных с американского экрана программ прижились и удовлетворяют коммерческие интересы своих авторов; другие – дали более низкий рейтинг, чем их иностранные «близнецы». Но одно можно констатировать определенно: 1991– 1993 годы стали очень плодотворными в плане экспансии зарубежных образцов на российском телевидении, а демократические процессы явились своего рода грибным дождем для большинства существующих сегодня на экране программ.
Причиной такой популярности западных телепрограмм, по всей видимости, стало то, что деятелями «нового» телевидения были отброшены в сторону многие достижения советского периода, снизился профессиональный уровень отечественных телевизионщиков, российское телевидение как в экономическом, так и в творческом плане было лишено возможности генерирования и реализации новых идей. Последствиями этого явилась заполненность телеэкрана «американизированной» продукцией и неспособность отечественных телепрограмм конкурировать с ней.
В 1997 году в общей программной политике вещания произошли некоторые изменения. Одна из причин этого – расширение объема рекламной сферы. Все телеканалы, на которых размещается реклама, стремятся максимально повысить рейтинги программ и, следовательно, избавиться от программ низкорейтинговых. Кроме того, все они заинтересованы в том, чтобы поле размещения рекламы было максимально широким. Эти соображения привели к следующему: - все крупнейшие телеканалы постепенно переориентировались на программы, адресованные широкой аудитории, уходя от узкоцелевых программ. Ведь рейтинг в современном понимании – это реальный объем аудитории. Значит, узкая целевая группа – это заведомо низкий рейтинг. Как следствие, происходит обеднение жанрово-тематического наполнения эфира. «К середине 1997 года возникла драматическая ситуация, когда можно было завести что- то вроде “Красной книги” исчезающих жанров телевидения. В итоге жанровое поле сузилось, за небольшим исключением, до триады “кинопоказ – информация – шоу”, поскольку лишь эти три вида программ могут в принципе собрать широкую аудиторию»[58]. - погоня за рекламой привела к исчезновению с телеэкрана тех видов программ, внутри которых российское законодательство запрещает размещать рекламу. Это, прежде всего, детские и религиозные программы. В результате в 1997 году доля детских программ в объеме вещания федеральных каналов занимала в сетке вещания всего около 2%, что меньше, чем общая доля рекламы на этих каналах[59]; - вследствие того, что Закон РФ «О рекламе» запрещает перебивать ею короткие передачи, возникла тенденция к увеличению хронометража программ.
Примерно к лету 1997 года вдруг обнаружилось почти полное отсутствие в сетке телевещания передач о культуре и научно-популярных программ. Это вызвало острую критику в адрес властных структур со стороны интеллигенции. Прислушавшись к этой критике, Президент России Б.Н. Ельцин принял решение о создании специализированного государственного канала «Культура», начавшего вещание 1 ноября 1997 года. Размещение рекламы на нем было запрещено Попечительским советом этого канала по просьбе Президента. Но, к сожалению, пессимистические прогнозы о том, что «Культура» долго не протянет без рекламы, сбылись.
Цивилизованные страны давно осознали грозящую опасность и противопоставили ей четко регламентированное законодательство. Так, в немецкое телерадиовещательное право «Основные направления Европейского соглашения о телевидении без границ» были проведены с помощью государственного договора о телерадиовещании от 31.08.1991 года. Этот государственный договор в первую очередь поддерживает развитие европейских производств: «Для показа многообразия в немецкоязычном пространстве и для развития европейских кино- и телепроизводств организаторы телевещания должны сохранить основную часть фильмов, телефильмов, сериалов, документальных передач и подобной продукции для европейских работ в соответствии с европейским правом»[60].
Из текста договора очевидно намерение законодателя противодействовать преобладанию программ из США, которое наблюдается на многих коммерческих каналах Германии. Принятое в государственном договоре о телерадиовещании регулирование обязательно для всех телерадиовещателей – как частных, так и государственных.
Ситуация, сложившаяся сегодня на российском телевидении, представляется прямо противоположной немецкой. Если германское правительство делает все возможное для помощи своим производителям, то наше руководство ничего не противопоставляет внедрению чужеродной культуры и всеобщей американизации российского общества. Сегодня на нашем телевидении существует множество программ, сценарии, сюжетные линии, характеры персонажей которых заимствованы у западных «коллег».
Чемпион популярности – «Поле чудес» – версия знаменитого в США «Колеса фортуны». «Тема» В. Листьева была построена по модели, изобретенной Филом Донахью. К тому же, как это ни печально, мы умудряемся ухудшить оригинал. Это относится, например, к конструкциям Марка Гудсона «Устами младенца» и «Любовь с первой встречи». В первом случае отечественные «соавторы» проиграли, отказавшись приглашать на роль «отгадчиков» популярных людей, чья реакция особенно интересна публике. Во втором – в подборе ведущих, к сожалению, неспособных почувствовать грань между пошлостью и пикантностью.
Таким образом, вступление российского телевидения в мировое телепространство не спасает его от провинциальности.
Какое же оно, наше российское телевидение? Как оценивают зрители поток информации, который выплескивается на них изо дня в день? Отвечает ли оно их представлениям о происходящем, их интеллектуальным потребностям, интересам и ожиданиям? «Характерно, что, выясняя отношение населения разных возрастных и менталитетных групп к телепередачам, фонд “Общественное мнение” представил в списке только те программы, которые давно оккупировали телевизионный эфир, во всяком случае, его центральные каналы»[61]. Это телеигры в «буквы» и «слова», викторины сомнительного развлекательного свойства, передачи, над юмором которых смеется лишь присутствующая в кадре массовка, боевики, детективы, триллеры, телесериалы, программы, изобилующие ужасами, катастрофами и трагическими происшествиями.
В период с 1991 по 1993 год стала актуальной проблема появления в огромном количестве иностранных (в частности, американских) жанров на российских телеканалах. Один из таких жанров и, пожалуй, самый популярный на телеэкране – жанр ток-шоу. По популярности с ним могут сравниться лишь игры и состязания, транслируемые всеми действующими телеканалами и ставшие неотъемлемой частью индустрии телеразвлечений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24