Рефераты. Проектирование познавательной среды для выпускников общеобразовательной школы в системе дополнительного образования

Третий этап -- разработка методического инструментария педагога, необходимого для осуществления данной технологии. Инструментальная оснащенность технологии представляется в виде набора определенных методов, средств и форм обучения. Она дол-жна дать исследователю ответ на вопросы «Чему учить?», «Как учить?», «Чем учить?». Чтобы технология обучения приобрела ста-тус авторской, следует особо выделить, что преподаватель дол-жен хорошо ориентироваться в дидактических возможностях но-вых информационных технологий обучения, иметь определенный арсенал разнообразных методических точек зрения в виде обоб-щенного опыта работы педагогов-новаторов.

Четвертый этап -- подбор и составление методик замера результатов реализации педагогического замысла. Работа препо-давателя здесь осуществляется по двум направлениям. Во-первых, систематизируются требования к уровню знаний, умений и навы-ков, полученных обучающимися, по результатам изучения конкрет-ной дисциплины и разрабатываются критерии и параметры, по которым будут фиксироваться реальные результаты обучения. Во-вторых, набирается пакет диагностических методик в виде экс-пресс-опросов, анкет, контрольных работ, позволяющих провес-ти контроль знаний, умений и навыков (ЗУН) студентов и сопо-ставить их с планируемыми результатами с учетом специфики со-держания конкретного учебного предмета.

Рассмотрим механизм освоения педагогической технологии. Говорят о трех стадиях. Первая стадия -- это выделение и создание условий для реализации технологии. Вторая -- это ста-дия практического конструирования, на которой весь описанный методический инструментарий как бы примеряется к опыту и про-фессиональному уровню данного преподавателя, к особенностям данной конкретной учебной группы. Третья заключается в оп-робовании и фиксировании реальных результатов обучения. Осво-ение технологии -- процесс довольно длительный: иногда на про-тяжении года, двух лет и т. д. накапливается и систематизируется личный педагогический опыт конкретного преподавателя, позво-ляющий при повторении учебной работы в рамках заданного мо-дуля выявлять новые резервы методического совершенствования педагога, новаторские находки которого органически входят в систему дидактического модуля.

Важное условие нормальной реализации технологии составля-ет неукоснительное соблюдение ряда методологических принци-пов: доверия педагогическому профессионализму преподавателя; объективности используемой педагогической информации как основы формирования и применения технологии; динамичной общности преподавателя и студентов в учебном процессе; систе-матического координирования методики усвоения предметных уме-ний и динамики формирования общеучебных умений; единства содержательных, процессуальных, мотивационных сторон при про-ектировании технологии обучения.

В практической реализации технологии необходимо проследить ее результативность. Она выражается в том, насколько гарантиро-ванно подготовлен каждый студент на любом отрезке учебного процесса с учетом безусловного достижения им базового уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, а также безопасности обучения, воспитания и развития обучаемого.

Разработка и внедрение в практику новых педагогических тех-нологий обучения требуют выбора и мотивировки адекватных кри-териев и показателей оценки их эффективности. Сложность данно-го процесса состоит в том, что система критериев должна обеспе-чивать достаточную степень объективности, т. е. давать целостную и всестороннюю оценку изучаемого явления во всем его многооб-разии и полноте. Существует несколько подходов к выделению и систематизации критериев эффективности педагогической техно-логии.

Базисным основанием первого подхода служит утверж-дение, что отличительные особенности любой технологии -- это четкая структура и достаточно высокий уровень алгоритмизации. Эти два основных требования отражаются в интегральном крите-рии технологичности. Его использование позволяет оценить, яв-ляется ли конкретная педагогическая разработка технологией, га-рантирует ли она достижение поставленных целей, а также пока-зывает ли, насколько соблюдены требования, обеспечивающие успешное течение всего технологического процесса. Эти требова-ния определяют, что совокупность и последовательность процедур и операций, входящих в технологический процесс, должны базироваться на внутренней логике функционирования и разви-тия данного процесса и осуществляться на основе его анализа; обязательно точное перечисление всех действий и операций, не-обходимых для выполнения технологии, и определение условий, обеспечивающих порядок их реализации; выполнение каждой опе-рации или процедуры должно сопровождаться действиями, по-зволяющими осуществлять обратную связь.

Эффективность проектирования новых технологий обучения проверяют частными критериями, совокупность которых и выра-жает общий интегральный критерий технологичности.

Первым критерием выступает критерий расчленения, разделе-ния процесса на внутренние, между собой связанные этапы, фазы, операции, процедуры. Разбивка процесса обучения на обучающие эпизоды, воспроизводимые в определенной последовательности с ориентацией на четко поставленные цели, позволяет опреде-лить границы требований к субъекту, действующему по данной технологии, и обеспечить оптимальную или близкую к ней дина-мику развития процесса. Целесообразно разделение процесса на этапы осуществлять опираясь на позиции интегративного подхо-да, в частности на требования к конструированию блоков, имею-щих общую структуру, но наполняющихся разным содержанием.

Вторым критерием служит критерий алгоритмичности. Его ос-новные функции составляют оценка выполнения процедур и опе-раций, включенных в технологию, и соблюдение условий, обес-печивающих надежность достижения результата. В педагогических технологиях понятие «алгоритмичность» характеризуется вариа-тивностью исходных условий, многозначностью приемлемого ре-зультата, его вероятностным характером. Однако здесь следует учесть, что чем значительнее отклонение в действиях субъекта от параметров, предписанных технологией, тем реальнее опасность деформировать весь процесс и получить результат, не соответ-ствующий ожидаемому. Причем деформация одной процедуры или операции отражается на всей технологической цепочке и заранее предопределяет непрогнозируемые последствия.

Интегральный критерий технологичности включает в себя и частный критерий управления процессом обучения. Его основная функция -- оценка спроектированной технологии обучения с точки зрения заложенных в ней возможностей контроля и коррекции реально осуществляемого процесса обучения.

Для создания целостного представления об эффективности спроектированной технологии обучения в процессе ее функцио-нирования необходима разработка критериев и показателей по каждому из компонентов, поскольку именно они представляют собой пути реализации функций обучения и непосредственно ве-дут к достижению поставленной цели.

Рассмотрим систему оценки эффективности процесса обуче-ния по каждому из его компонентов. Так, содержание обучения может быть оценено частным критерием эффективности содержа-ния обучения, слагаемыми которого становятся качественные и количественные показатели.

К качественным относятся:

- целостность отражения в содержании обучения задач обра-зования, воспитания и развития;

- структурное соответствие содержания обучения принятой пси-холого-педагогической концепции усвоения;

- отражение в содержании обучения современного уровня раз-вития науки, техники и производства;

- гносеологически верное соотношение эмпирического и тео-ретического, образного и понятийного, конкретного и абстракт-ного.

Количественные показатели -- это:

- информативность учебного материала, которая устанавлива-ется путем соотнесения элементов содержания, предусмотренных программой, с вводимыми преподавателем в единицу времени;

- усвоенность учебного материала, определяемая отношением объема учебного материала, усвоенного учащимися в течение еди-ницы времени, к материалу, сообщенному учащимся за то же время. В качестве единицы усвоения учебного материала выступа-ют формулы, дефиниции, правила и др.

Прочность усвоения учебного материала определяется соотно-шением запомнившегося учащимся учебного материала и сооб-щенного им в процессе обучения. Показатель усвоенности учеб-ного материала используется для оценки правильности отбора, структурирования и логики изложения учебного материала.

Оценка эффективности методов производится по таким каче-ственным показателям, как адекватность методов целям и содер-жанию учебного материала; обоснованность выбора методов обу-чения в перцептивном, гностическом, логическом, контрольно-оценочном, мотивационном и других аспектах; степень учета пре-подавателем возрастных, личностных особенностей студентов, уровня их теоретической и практической подготовленности, а так-же собственных возможностей; многообразие использования ме-тодов и вариативность реализуемых приемов обучения; соответ-ствие методов обучения реальной материально-технической базе и отведенному учебному времени.

Оценка эффективности методов обучения в количественных показателях измеряется числом студентов, опрошенных за урок;

периодом изучения темы; количеством студентов, давших пол-ные или неполные, правильные или неверные ответы; количе-ством заданных студентами вопросов как показателем их познава-тельной активности и интереса к изучаемому материалу; числом желающих принять участие в обсуждении поставленных препода-вателем вопросов, внести дополнения, прокомментировать и от-корректировать ответы товарищей; количеством отвлечений сту-дентов как показателем негативного отношения к обучению; ко-личеством обращений студентов за помощью к преподавателю при выполнении заданий как показателем их самостоятельности.

Эффективность дидактических средств, используемых в про-цессе обучения, устанавливается такими качественными показа-телями, как обеспечение принципов наглядности и доступности обучения; функциональное соответствие дидактическим задачам, содержанию и избранным методам обучения; комплексность при-менения; универсальность использования и удобства эксплуата-ции средств обучения.

При оценке эффективности средств обучения с помощью ко-личественных показателей их выбор осуществляется в зависимо-сти от вида используемого дидактического средства.

Критерий эффективной организации учебного процесса рас-крывается благодаря выделению таких качественных показателей, как соответствие форм организации обучения принятым перио-дам усвоения знаний и формирования навыков и умений с уче-том психологического и логического аспектов; сменяемость и мно-гообразие форм обучения и вариативность их видов; обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм деятельности обучающихся.

Согласно второму подходу критерии можно условно раз-делить на две группы. В первую группу входят критерии, определяющие структурную принадлежность некоторого педа-гогического явления к технологии. Здесь обозначено пять кри-териев:

1) диагностичность описания цели, или критерий идентифика-ции цели. При выстраивании целей обучения разработчику необ-ходимо выбрать или самостоятельно определить «рабочее поня-тие», которое положено в основу построения процесса обучения, поскольку в гуманитарных науках в области трактовки основных понятий часто встречаются разночтения и каждый из исследова-телей нередко наполняет их своим содержанием. Особенно это касается новых терминов. Эффективность технологии определяет-ся не столько однозначностью определения ключевого понятия, сколько однозначностью идентификации того качества, форми-рование которого выдвигается в качестве цели;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.