Рефераты. Проектирование познавательной среды для выпускников общеобразовательной школы в системе дополнительного образования

2) жесткая детерминированность системы средств поставлен-ной целью технологии. К сожалению, рассогласованность цели, средств ее достижения и полученных результатов -- явление дале-ко не редкое. Так, например, в качестве приоритетных преподава-тель ставит развивающие цели, а на самом деле в процессе обуче-ния реализуются дидактические, поскольку реальное содержание педагогической деятельности составляет передача некоторой сум-мы знаний по различным дисциплинам. Даже если предположить, что передаваемые знания направлены на формирование способ-ностей студентов, становление их сознания, т.е. на реализацию развивающих целей, то все равно остается рассогласование цели с результатами деятельности: ведь на контроль выносится уста-новление степени соответствия образовательному стандарту зна-ний, умений и навыков, а не уровень достижений конкретного студента, не степень развития его способностей;

3) системность педагогических средств, используемых в техно-логии. Этот критерий означает, что комплекс педагогических средств, используемый в технологии для достижения некоторой цели, должен отвечать всем условиям системы: ее целостности, взаимосвязанности и взаимоподчиненности элементов. Этот же критерий означает, что изменение хотя бы одного элемента тре-бует внесения изменений и в другие составляющие системы. В прин-ципе, если система высокого качества, то она должна быть дина-мичной и реагировать на изменения, т.е. саморазвиваться. Каче-ственная организация преподавателем-разработчиком системы пе-дагогических средств предполагает, что любое изменение в соста-ве технологии неизбежно приводит к адаптации всей системы и не требует внешних дополнительных усилий для формальной «под-гонки» других частей системы к появившемуся новому элементу;

4) исчерпывающая оптимальность. Здесь работает требование:

ничего нельзя изъять, ничего не надо добавлять. Это, безусловно, не означает, что в реализации задуманной технологии не должно быть что-либо, не вошедшее в описание технологии, но это что-либо не оказывает существенного влияния на педагогический про-цесс и, как следствие, не должно входить в состав технологии;

5) однозначность интерпретации результатов и их воспроизво-димость. Этот критерий показывает, что согласованность цели и результатов должна быть максимальной. Например, цель техноло-гии -- повышение уровня обученное™ студентов, а в результате отмечается и повышение их активности. Что вызвало эту актив-ность? Это -- следствие высокой обученности, нетрадиционно-сти обучения или просто «побочный» эффект? Является ли повы-шение активности результатом данной технологии, можно опре-делить по воспроизводимости результатов при использовании тех-нологии на другом учебном материале, с другими студентами, в другое время. Если и в новых условиях стабильно наблюдается это явление, то его можно отнести к успешности созданной техноло-гии, если нет -- это результат, не имеющий прямого отношения к этой технологии.

Вторая группа критериев характеризует успешность тех-нологии и включает в себя три критерия. Первый -- критерий природосообразности. Педагогическая технология имеет дело с развивающейся личностью, и даже если она связана с содержанием обучения, то все равно опосредовано влияет на развитие обучаемого. Поэтому любую педагогическую технологию следует изучать на предмет «полезности» для человека. Второй критерий - мобильность и гибкость технологии обучения, которая должна представлять собой динамичную систему, гибко реагирующую на происходящие в обществе изменения. Третий критерий - воспроизводимость педагогического процесса.

1.3. Педагогические условия развития познавательной деятельности обучающихся

В современных условиях расширения масштабов человеческой деятельности и гигантского роста информации значительно повышаются требования к познавательной активности и к интеллектуальным потребностям нового поколения. Это связанно с тем, что интеллектуальный потенциал населения в любом цивилизованном обществе является важнейшем фактором его прогрессивного развития. Способные и одаренные личности расширяют человеческий капитал России и послужат ее дальнейшему процветанию.

Возрастающий запрос на нестандартное мышление, делает особо значимой проблему предварительной подготовки обучающихся старшеклассников к творческой инновационной деятельности.

Исследование познавательной деятельности старшеклассников обусловлено также необходимостью реализации новых целевых установок, стоящих перед современным образованием, связанных с развитием индивидуальных творческих потенций личности.

Эта цель, в свою очередь, вытекает из потребностей рыночных отношений, предполагающих готовность нового поколения найти свое место в условии конкуренции. Именно социальной значимостью определяется актуальность проблемы изучения познавательной деятельности выпускников общеобразовательных школ и ее влияние на профессиональное становление. Важность данной проблемы обусловлена и тем, что при соответствующем уровне развитие познавательной деятельности интеллектуальная деятельность будет более продуктивна, и, следовательно, они будут психологически подготовлены к получению профессионального образования. Разработка проблемы профессионального становления молодежи сегодня связана с идеей интеллектуализации и гуманизации образования. Вот почему мы видим возможность повышения эффективности профориентационной работы в развитии профессионально важных компонентов познавательной сферы выпускников общеобразовательных школ.

Изучение работ А.Г. Алейникова, А.Г. Асмолова, А.П. Валицкой, Ю.В. Громыко, Ю.С. Давыдова, Г.А. Ягодина, В.А. Якунина и др. позволило нам не только установить, что существующая система организации работы со старшеклассниками не соответствует требованиям современного общества к подготовке к поступлению в вуз в силу используемых методов и форм обучения, отчуждающих обучающихся от возможности влияния на содержание, темп, качество своего образования.

Научными предпосылками анализа намеченной нами проблемы стало обращение к философской и психолого-педагогической литературе и обнаружение идей, направлений, подходов, способных помочь выстроить целостную концепцию проводимого исследования.

В общефилософском плане изучения проблемы большое значение для нас представляли размышления философов Г.С. Батищева, Н.А. Бердяева, М.М. Бахтина, М. Бубера, Б.П. Вышеславцева, В. Дильтея, Э.В. Ильенкова, Л.Н.Когана, Н.О. Лосского, М.К. Мамардашвили, Э. Нойманна, X. Ортега-и-Гассета, П. Тейяр де Шардена, С.Л. Франка, П.Ф. Флоренского, М. Шелера, П.Д. Юркевича и др. о занимаемом месте творчества в основных смыслообразующих для личности жизненных категориях. Восхождению к новому пониманию процесса творчества, отличному от устоявшихся классических позиций философии (С.С. Гольдентрихт, А.М. Коршунов, Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов, Н.Б. Шулевский и др.), способствовала философия экзистенциализма, рассматривающая творчество как основополагающую составляющую внутреннего духовного существования человека (М.С. Бернштейн, О. Больнов, Б.П. Вышеславцев, А. Камю, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартр, В.С. Соловьев, М. Фоке, Л.И. Шестов.

Понимание внешних и внутренних механизмов творчества и научно-исследовательской деятельности, необходимое для выстраивания работы со старшеклассниками, связано с работами К.А. Абульхановой-Славской, Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, Ю.Б. Гатанова, В.Н. Дружинина, В.П. Зинченко, О.А. Козыревой, И.С. Кона, А.К. Марковой, А.М. Матюшкина, А. Маслоу, Я.А. Пономарева, С.Д. Смирнова, М.К. Тутушкиной, Г.Д. Чистяковой, Е.Л. Яковлевой, и др., раскрывающих процессы через понятия активности, способностей, мышления, рефлексии, познавательного интереса как движущей силы, переживаний («предельных», «высших», «пограничных»), воображения, вдохновения.

Исследователями установлено, что познавательная деятельность в процессе обучения активизирует интеллектуальный потенциал обучающегося. Это имеет высокое практическое значение, так как познавательная деятельность является отражением сложных взаимосвязей исторических и социальных условий развития человека. В процессе постоянного взаимодействия с действительностью у старшеклассников не только проявляется общая социальная активность личности, но и проявление интеллектуальной деятельности.

В психолого - педагогической литературе познавательная деятельность часто рассматривается как активность личности, способность изменять окружающую действительность, как проявление усилия, напряжение умственных сил, способность и стремление к энергичному выполнению деятельности; как необходимое условие, внешний признак зарождения и развития самостоятельности; как преобразующее отношение субъекта к окружающим его явлениям, предметам и т. д.

Логика нашего исследования предполагает, на наш взгляд, изложения (хотя бы в краткой форме) основных тенденций развития личности старшеклассника, специфики и мотивов учебной деятельности, познавательной деятельности.

Исходя из выше изложенного, представим наиболее характерные и важные особенности.

Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоя-тельную жизнь.

Л. И. Божович подчеркивает, что именно это создает совершенно новую социальную ситуацию развития. Перед старшим школьником возникает необходимость са-моопределения, выбора своего жизненного пути как задача первостепенной жизненной важности. Выбор профессии стано-вится психологическим центром ситуации развития старших школьников, создавая у них своеобразную внутреннюю пози-цию.

Это своеобразие внутренней позиции, по мысли Л. И. Бо-жович, заключается в том, что школьники старших классов -- это «люди, обращенные в будущее, и все настоящее выступает для них в свете этой основной направленности их личности».

Новая социальная позиция старшеклассника изменяет для него и значимость учения, его задач, целей, содержания. Стар-шие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Старшие школьники смотрят на настоящее с позиции будущего. Исследования показывают, что у старшеклассников встреча-ется уже твердая установка при выборе профессии, хотя, ко-нечно, могут быть и колебания. Это наблюдается в том случае, когда несколько профессий нравятся одновременно, имеется конфликт между склонностями и способностями, между идеа-лом в выборе профессии и реальными перспективами (уча-щийся желает поступить в вуз, а успеваемость низкая).

В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. Если у подростка учебные интересы определяют выбор профессии, то у старших школьников наблюдается и обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, старшие школьники начинают интересоваться теми предметами, которые им нужны в связи с выбранной профессий. Выбор профессии способствует изменению отношения к учебной деятельности.

В старшем школьном возрасте учащиеся, выбирая свой жизненный путь, не идут прямо по линии своих непосредствен-ных интересов, а стремятся решить проблему выбора, взвеши-вая все факторы и, главным образом, учитывая свои способ-ности. Они рассматривают выбор профессии как своего рода вывод из анализа потребностей и имеющихся склонностей и способностей, из сопоставления этих своих особенностей с тре-бованиями, которые предъявляет к человеку профессия.

Все это создает благоприятные условия для ознакомления учащихся с психологической характеристикой профессии, т. е. с теми требованиями, которые предъявляются к внима-нию, наблюдательности, мышлению, воле, характеру и другим психологическим особенностям человека в той или иной про-фессии. Важно познакомить старшеклассников и с тем, какие стороны личности формируются в той или иной деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.