Рефераты. Проектирование познавательной среды для выпускников общеобразовательной школы в системе дополнительного образования

9. По направлениям деятельности: ориентационные, фундаментальные, прикладные, ин-формационные

Учебно-материальные условия предполагают наличие широкой инфраструктуры (наличие учебных аудиторий и т.д.)

Осуществление педагогически целесообразной методической деятель-ности в дополнительном образовании как одного из важнейших условий его эффективной деятельности помогает целенаправленно решать задачи, поставленные перед педагогическим коллективом, добиваться намеченных целей.

Организация деятельности методической службы должна быть гибкой, учи-тывать на основе данных проблемно-ориентированного анализа конкретную ситуацию в учреждении, обеспечивать возможность каждому педагогу повы-сить свой профессиональный уровень. Проблемно - ориентированный анализ методической деятельности, как отдельных педагогов, так и педколлектива в целом способствует выявлению проблем, характерных для большинства пе-дагогов, и выбору актуальной методической темы для данного педколлектива.

Информационно-методическое обеспечение характеризуется изданием се-рии учебно - методических изданий и рекомендаций.

Следующим условием осуществления педагогического процесса в учреждении дополнительного образования является нормативно-правовое обеспечение, которое решается на федеральном, республиканском и городском уровнях.

Шестой компонент - результаты деятельности системы дополнительного образования.

Результаты педагогического процесса в дополнительном образовании отражают показатели реализации его целей. Эти показатели представляют определенную систему знаний, умений, навыков, способов деятельности, направленности, способностей, черт характера, свойств и качеств личности. В процессе дополнительного образования старшие школьники приобретают также опыт творчества, общения, эмоционально - ценностного отношения к окружающему миру и к себе.

Как показало наше исследование, дополнительное образование в большей степени способно готовить старшеклассников к тому, чтобы быть:

- творческим, по-новому смотрящим на привычные вещи и решать проблемы, используя нестандартные идеи, методы;

- активным, умеющим брать на себя ответственность за свое участие в окружающей жизни;

- уверенным в своих возможностях и иметь высокую самооценку;

- толерантным, эмоционально устойчивым, доброжелательно отно-ситься к многообразию жизни.

Дополнительное образование усиливает стартовые возможности школьников, содействует определению их жизненных планов.

На констатирующем этапе эксперимента выяснялся уровень сформированности учебно-познавательных умений у учащихся
11 классов.

Измерение уровней сформированности учебно - познавательных умений в области иностранного (английского) языка проводилось на основе тестирования с использованием текстов, как на русском, так и на английском языке.

Данные тесты позволили исследовать различные аспекты уровня сформированности учебно - познавательных умений в области иностранного языка у выпускников общеобразовательных школ, выявить критерии развитости учебно-познавательных умений. Для этого под каждый критерий вводились показатели, которые дали возможность оценить уровень сформированности учебно-познавательных умений.

На основании совокупности данных, полученных от выпускников в ходе диагностических исследований (наблюдение, тесты, опрос и т.д.) нами были выделены критерии развития учебно-познавательных умений. Критериями развития сформированности учебно - познавательных умений у выпускников явились:

- анализировать текст, выделяя в нем главные идеи;

- находить объект, подлежащий опознанию;

- точно воспроизводить свою и чужую мысль;

- определять понятие;

- формулировать проблему;

- переформулировать идею в разных вариантах;

- классифицировать.

Выбор именно этих умений определялся рядом условий:

1. Группа учебно-познавательных умений включает в себя список, содержащий более 50 наименований. Естественно, что проанализировать все умения в одном исследовании невозможно.

2. Выбранные умения в явном или скрытом виде должны актуализироваться на всех этапах обучения.

3. Сформированность указанных учебно-познавательных умений, по нашему мнению, в определенной мере является базой, на которой возможно формирование не только интеллектуальных (таких, например, как восприятие цепи суждений из нескольких звеньев, выделение предмета рассмотрения из объекта, соотнесение вопроса со знанием и ответа с вопросом и т.д.), но и лингвистических умений.

Для каждого экспериментального и контрольного классов (подготовительных групп) были созданы контрольные задания, совокупность которых и позволила оценить уровень сформированности учебно-познавательных умений.

Перед началом констатирующего эксперимента мы выяснили наличие у учащихся необходимых для ответов на вопросы наших контрольных заданий предметных знаний и провели соответствующую коррекцию содержания заданий.

Приведем примеры контрольных заданий, предлагавшихся учащимся, с целью выявления уровня сформированности учебно-познавательных умений.

1. Задание на умение анализировать текст

Прочитайте текст, а затем выполните задания Все задания при тестировании даются на русском языке..

1) Ответьте на вопросы по тексту (перечень вопросов на английском языке).

2) Выделите главную мысль в данном тексте.

2. Задание на опознание объекта и его существенных признаков

Определите часть речи, расположив слова в столбцы Испытуемый должен обратить внимание на общий для частей речи словообразующий признак (суффикс, приставка и т.д.): weakness, commoner, management, decided, commonsensical, weakling, requirement, manager, appointment, commonness, promoter, manageress, to weaken, uncommon, managerial, appointee, commonly, decidedly, promotional, manageable, weakly, commonalty, promotion, deciduous.

3. Задание на интерпретацию чужой мысли

TEXT

From the earliest time people have been trying to do several things at the same time. They can read a book, cook dinner, talk on the phone, and do many other things. As cars have become available, the time of multitasking has increased: people drive, listen to the music, eat, and smoke in their cars at the same time.

а) Перескажите текст (на английском языке). Что вы узнали нового?

4. Задание на определение понятия

Дайте определение понятий:

а) Mother - …

б) Cat - …

5. Задание на формулирование проблемы

Известно, что бабочки в процессе своего развития проходят следующие стадии: яйцо, личинка, куколка, имаго (взрослая форма). Все стадии обладают одинаковым генетическим аппаратом Для каждого задания был подготовлен словарь терминов на английском языке..

Какие проблемы могут быть сформулированы на основании этого факта (на английском языке)?

6. Задание на различные формулировки идеи

В основе создания клеточной теории лежали представления об атомно-молекулярном строении материального мира.

Какова связь этих представлений с клеточной теорией? Ответить на английском языке.

7. Задание на классификацию понятий

Исключите суффиксальный способ словообразования, вычеркнув его карандашом:

Depend - dependant - independence manage - manager - management

Develop - development individ - individual - individualism

Know - unknown - knowledge employ - employee- employment

Organize -organizer - organization success - successful - succeed

Критерием оценки выступала полнота ответа (включение в него - всех или частично - составляющих и т.д. прогнозируемый ответ элементов). Каждое из приведенных контрольных заданий имеет свой диагностический вес по числу актуализируемых операций, которые необходимо осуществить учащимся при ответе на каждый вопрос.

Ответы учащихся на вопросы контрольных заданий анализировались. Правильность ответов определялась на основании «диагностического веса» задания, который представлял собой сумму правильно осуществленных учащимся операций, необходимых для выполнения задания.

С целью унификации полученных данных первичные оценки корректировались по трехбалльной шкале. Правила оценки и перевода заключалась в следующем:

- Ответ отсутствует, или неправильный - 1 балл;

- Правильный неполный ответ (с небольшим (2-3) количеством ошибок и неточностей) - 2 балла;

- Правильный полный ответ - 3 балла.

Количественная оценка уровней развития осуществлялась на основе суммирования баллов, полученных за решение всех задач. Таким образом, максимально возможный показатель успешности решения той или иной задачи составил три балла. Всего нами было выделено семь критериев сформированности учебно-познавательных умений у выпускников общеобразовательных школ. Следовательно, максимально возможное количество баллов, которое может набрать исследуемый - 21 балл (все задания выполнены правильно), минимальное количество - 7 баллов (все задания выполнены неправильно или ответы отсутствуют).

Таблица

Результаты проверки работ учащихся

Содержание задания

Правильный полный ответ

Правильный неполный ответ

Ответ отсутствует, или неправильный

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

1. Анализ текста

2

8

15

4,01

1

0,5

2. Опознание объекта

1

4

14

3,7

7

3,5

3. Интерпретация мысли

4

16

50

13,4

50

24,9

4. Определение понятия

6

24

78

20,9

49

24,4

5. Формулировка проблемы

6

24

73

19,5

51

25,4

6. Разные формулировки идеи

3

12

87

23,2

23

11.4

7. Классификация понятий

3

12

57

15,2

1

0,5

Итого: 620 чел.

25

100

374

100

201

100

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.