Для образования внедрение инноваций также является основным путем повышения эффективности, а поэтому буквально все страны стремятся вводить в системе образования как можно больше новшеств.
Все это требует, чтобы инновационная деятельность во всех областях труда велась во взаимосвязи с общественным развитием и всегда носила организованный и плановый характер.
Уровень развития системы образования есть следствие или результат определенного уровня развития общества.
Нововведения в образовании являются не только педагогическими, но и общественными проблемами. Сам факт того, что образовательная деятельность представляет особый интерес для общества, для детей, говорит о том, что в новшествах в этой области заинтересовано и общество. Инновации как в обществе, так и в образовании одновременно являются и результатом, и самым эффективным средством преобразования общества и образования.
Необходимость постоянного процесса образования, которое сейчас называют непрерывным образованием, заставляет развивать в системе образования не только учебные заведения среднего профессионального и высшего профессионального образования. Непрерывное образование предполагает и развитие широкой системы образовательных учреждений, усовершенствования и переквалификации уже имеющих образование и работающих людей.
К нововведениям в сфере образования относят следующие изменения:
- в общественном положении образования и уровне финансирования системы;
- в структуре системы образования;
- в содержании образования, т.е. в учебных планах и программах по всем или отдельным предметам; во внутренней организации деятельности школы;
- в отношениях «учитель - ученик»;
- в методах обучения;
- в оборудовании учебных заведений и использовании информационных технологий в образовании;
- в строительстве зданий и помещений для учебных заведений.
Структура системы образования весьма подвижный элемент системы образования (структуры министерства, управлений образования регионального и районного уровня). Изменения в ней происходят очень часто и не всегда носят позитивный характер. Дело в том, что хотя структура и является государствен-ным элементом, но на него очень сильное влияние оказывает субъективный фактор - желания, стремления, убеждения и вместе с этим просчеты отдельных лиц.
Содержание образования - более стабильный фактор, однако он тоже претерпевает изменения. Изменения здесь являются результатом открытий в раз-личных областях науки и изменений в технологиях производства.
Внутренняя организация школьной деятельности включает в себя организацию определенного типа школы, интерната и различных типов школ с про-дленным днем, школ без классов (США), а также организацию некоторых во-просов учебной деятельности (группирование учеников в зависимости от успе-хов по отдельным предметам, организация кабинетного обучения и т.д.).
Отношения «учитель - ученик» в значительной степени зависят от общего уровня развития общества.
Изменения в оборудовании учебных заведений и использовании информационных технологий в образовании включают в себя: применение аудиовизуальных и других средств дидактической техники, диапозитивы, фильмы, микрофильмы, проигрыватели, магнитофоны, программируемое обучение с ЭВМ и без него, радиопередачи, телевидение. Применение на уроках аудиови-зуальной и компьютерной техники требует введения новой методики организа-ции обучения.
Инновационное движение представляет собой общественно педагогическое движение, перерастающее рамки образовательной сферы. Оно становится важнейшим фактором самоорганизации и саморазвития общества, энергией которого обеспечивается проведение в жизнь программ демократических реформ.
Реформированию подверглись сами цели образования, его экономический фундамент, управление системой образования, структура школы, форма оплаты за обучение. Основными причинами реформирования выступали:
- попытка уйти от тоталитарности в образовании и демократизировать систему образования;
- стремление гуманизировать образование для учета интересов отдельного человека;
- необходимость приспособления к новым экономическим условиям существования общества и системы образования;
- создание условий для формирования системы образования, которая бы обеспечивала качественное освоение учащимися знаний.
Реформирование системы образования в России в 80-90-е годы имеет ряд особенностей.
Одной из важнейших особенностей развития системы образования является проведение реформирования в условиях тяжелейшего политического, экономического и социального кризисов. Произошедший в СССР политический кризис явился толчком для проведения реформы. Можно сказать, что он явился необходимым условием для проведения реформы. На начальном этапе реформирования системы образования появление новых условий деятельности сыграло положительную роль и позволило раскрыть все имеющиеся в образовании возможности и сформировать систему, открывающую достаточно широкий спектр возможностей для получения образования.
Однако усиление экономического кризиса привело к необходимости введения режима жесткой экономии финансовых средств и сокращения или пол-ной ликвидации ряда образовательных программ. Сокращение финансирования системы образования привело к торможению процесса дальнейшего развития системы образования. Этот период заставил отодвинуть в сторону собственно педагогические цели реформирования системы образования, на время остановить их реализацию и выдвинуть вперед чисто экономические задачи - задачи выживания системы в существующем ее виде. Второй важнейшей особенностью реформирования системы образования в России явилась параллельность развития экономико-политических преобразований и реформирования образования. Углубление реформы в образовании шло рука об руку с усилением экономических изменений в стране. Такая параллельность явилась не обходимым условием развития реформы на протяжении длительного промежутка времени.
Другой важнейшей особенностью реформирования системы образования в России являются ее продолжительность и растянутость. Начиная с 1984 г. в системе образования происходит целый ряд серьезных изменений. За крутыми экономическими переменами последовали изменения во всех социальных сферах, в том числе и в образовании.
Общие экономические и политические преобразования в стране привели к созданию новых экономических условий функционирования системы образования. Таким образом, с начала 90-х годов появляется еще одна причина, тре-бующая изменений, - это необходимость приспособления системы образования к новым экономическим условиям существования общества.
По мере усиления общегосударственных экономических преобразований значение этой причины возрастало, вопросы выживания системы выходили на первый план. При этом, начиная с середины второго этапа, ввиду своей серьезности эта причина отодвинула чисто педагогические задачи и проблемы и на-чала тормозить развитие системы образования в целом.
Развитие демократических свобод в образовании, предоставление больших прав и возможностей самим образовательным учреждениям привело и к ряду негативных явлений. Свои программы, курсы, пособия и учебники стали разрабатывать очень многие. Многие из них не имели для этого достаточного количества психолого-педагогических знаний и практического опыта. В результате появилось большое количество разработок низкого качества. И хотя они назывались инновационными курсами, построенными на современных развивающих принципах обучения, но в действительности таковыми не являлись. Чаще всего такие разработки представляли собой усложненные и интенсифи-цированные курсы, не учитывающие возрастных возможностей учащихся, ве-дущие к обыкновенному натаскиванию учащихся и не способствующие их ско-рейшему психическому развитию. Такие разработки внешне выглядели весьма привлекательно, но по содержанию значительно уступали даже старым тради-ционным программам, пособиям, учебникам.
Увеличение количества «инновационных» разработок привело к снижению качества образования в стране. Перед системой образования встали задачи, во-первых, остановить снижение качества образования и, во-вторых, создать условия для его дальнейшего повышения. Для того чтобы каждый ребенок, обучаясь в школе, был уверен, что получит необходимости гарантируемое за-конодательством образование, необходимо было четко определить границы деятельности образовательных учреждений. Рамки должны были описать тот обязательный минимум, который ребенок мог бы гарантированно получить. Таким образом, пришла идея создания государственных образовательных стан-дартов. Поэтому следующей причиной реформирования выступила необходи-мость создания условий для качественного освоения учащимися знаний.
Начиная с середины 80-х годов реформирование системы образования протекало неравномерно. Можно выделить несколько этапов реформирования, каждый из которых отличался от других своей основной задачей, условиями проведения и, конечно, результатами.
В 1992 г. с принятием Федерального закона «Об образовании» новое вариативное образование получило свое законодательное оформление. В стране открылось значительное количество негосударственных образовательных уч-реждений, разрабатывалось и использовалось на практике громаднейшее число инновационных авторских программ и методик. Педагоги на деле ощутили свободу в преподавании и творчестве. Этот период по праву можно назвать периодом законодательного оформления и становления вариативного образова-ния.
Опыт отдельных педагогов-новаторов исподволь готовил переход от тра-диционного образования к личностно ориентированному. Их разработки опре-делили общее направление инновационной деятельности в общеобразователь-ных учреждениях. В России выделились целые регионы, образовательная дея-тельность которых основывалась на идее личностно ориентированного образо-вания.
С другой стороны, развитие психологии позволило разработать и научно обосновать личностно ориентированный подход.
Ученые доказали, что такой подход является оптимальным с точки зре-ния психического и личностного развития учащихся. В основу личностно-ориентированного образования закладываются переосмысленные функции об-разования. Его базовыми ценностями становятся самореализация, творчество, раскрытие индивидуальных особенностей и др., отражающие развитие сущностных сил ребенка и подтверждающие, что целью является становление лично-сти человека.
Таким образом, функция обучения меняет свое наполнение. От обычной передачи учащимся знаний она переходит к передаче знаний, в ходе которой осуществляется развитие индивидуальных особенностей и личности ребенка, т.е. к развивающему обучению.
Предметом особой заботы в массовой школе была функция воспитания. Ее специфика была столь велика, что обучение и воспитание теоретически обосновывались и осуществлялись как два автономных процесса, имеющих собственные цели, принципы, содержание, методы, формы организации, результаты.
Наиболее актуальный принцип современной школы и педагогики - принцип диалектического единства общего и особенного в обучении и воспитании детей, общеобразовательной подготовки с многообразием содержания и форм развития детских интересов, склонностей, способностей, талантов и да-рований. В основу организации школы была положена идея диалектического сочетания получении детьми общего среднего образования с развитием их индивидуальных особенностей. Противоречие между необходимостью общего и неизбежностью индивидуального развития каждого ребенка является важной движущей силой совершенствования демократизированной школы. Общее образование, необходимое для становления личности и упрочения базовой осно-вы развития индивидуальности, включает в себя комплекс естественнонауч-ных, гуманитарных, политехнических знаний, средств эстетического, физиче-ского и трудового развития. Формирование индивидуальных способностей учащимися происходит за счет вовлечения учащихся в специальную, отве-чающую их интересам, требующую углубленного проникновения в суть дела, разнообразную деятельность. Общее и специальное развитие - не противопо-ложны и не взаимоисключающие, а, наоборот, являются взаимодополняющими и обогащающими друг друга.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31