Рефераты. Учебный материал по мировой экономике

МЕЖДУНАРОДНАЯ ФИНАНСОВАЯ КОРПОРАЦИЯ (МФК)

1. Создание. МФК (International Finance Corporation - IFC) - самостоятельный член группы Всемирного банка (World Bank Group). Создана в 1956 г. и является крупнейшим источником прямого финансирования проектов частных капиталовложений в развивающихся странах. Штаб - квартира - Вашингтон. Президент - Роберт Б. Зеллик (США) (как президент группы Всемирного банка), исполнительный вице - президент (фактически первое лицо МФК) – Ларс Тунелл (Lars Thunell).

2. Цели. Основной задачей МФК является развитие частного сектора в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Деятельность МФК не ограничивается предоставлением кредитов и инвестициями в частные предприятия стран - членов. Она выступает также в роли катализатора привлечения инвестиций в частный сектор путем синдикации займов, проведения подписки на акции приватизированных предприятий и предоставления гарантий. Кроме того, МФК занимается операциями по уменьшению валютных и процентных рисков. МФК также предоставляет техническую помощь и консультационные услуги по вопросам развития рынка капиталов, приватизации и частного предпринимательства.

3. Участники. По состоянию на конец 2003 финансового года. Последний год, по которому имеются данные (с 1 июля 2002 г. по 30 июня 2003 г.) членами МФК являлись 175 стран, включая все бывшие союзные республики. Страны, подающие заявку на вступление в члены МФК, должны сначала быть приняты в родственную МФК организацию - Международный банк реконструкции и развития (МБРР).

4. Уставный капитал. МФК имеет уставный капитал в 2,45 млрд. долл. США. Подписной капитал - 2,362 млрд. долл. США. Начальная подписка на акции уставного капитала каждого члена оплачивается полностью. При голосовании учитывается количество акций.

5. Структура. Высший орган МФК - совет управляющих, состоящий из управляющих МБРР и их заместителей, которые представляют страны, являющиеся также членами МФК. Исполнительный орган - совет директоров. Формируется по тому же принципу, что и Совет управляющих. Президент МБРР является по совместительству Председателем Совета директоров МФК.

6. Деятельность. С момента создания МФК инвестировала свыше 37 млрд долл. США собственных средств и около 22 млрд долл. США привлеченных средств в 140 странах. МФК играет ключевую роль в создании инвестиционных фондов, ориентированных на развивающиеся страны. Большинство таких фондов образовано частными компаниями. Деятельность МФК на рынках капитала - инвестиции в финансовые институты и фонды, содействие правительствам в разработке норм регулирования рынка ценных бумаг, частных пенсионных фондов, банков и других институтов - стимулирует привлечение капитала, в том числе иностранного, на реализацию конкретных проектов. В отличие от других финансовых институтов группы Всемирного банка, МФК предоставляет кредиты и техническую помощь на условиях, существенно не отличающихся от рыночных, и не требует правительственных гарантий по своим операциям. МФК имеет свои представительства более чем в 60 странах.

Контрольные вопросы к разделу 5

1.     Обрисуйте сущность и формы международной экономической интеграции.

2.     Назовите основные этапы развития интеграции в Западной Европе.

3.     Что такое план Шумана, его основные принципы и содержание.

4.     Покажите эволюцию ЕЭС в направлении создания единого денежного (валютного) рынка.

5.     Изложите суть Маастрихтских соглашений.

6.     В чем сущность концепции Эмерсона относительно « Большой Европы» и « Большого Ближнего Востока»?

7.     Дайте объяснение происхождения интеграционной группы в Северной Америке

8.     Дайте объяснение происхождения интеграционной группировки в странах Азии

9.     Дайте объяснение происхождения интеграционной группировки в странах Африки и зоне арабских стран

10. Дайте объяснение происхождения интеграционной группы в Евразии (СНГ).

11. Дайте общую характеристику и классификацию международных экономических организаций.

12. Укажите экономические организации, входящие в систему ООН.

13. Укажите Международные и региональные валютно-кредитные финансовые организации.

14. Назовите принципиальные отличия ЕАСТ от ЕС.

Раздел 6 . Россия в мировой экономике

6.1. Роль и место России в мировой экономике

 Россия и МФК. В декабре 1992 г. Россия стала членом МФК (Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. № 4187 - 1). В декабре 1991 г. МФК начала предоставление консультационных услуг по проблемам приватизации в Российской Федерации в рамках общей программы технической помощи группы Всемирного банка.

В 1992 - 2002 г г. МФК осуществила на территории России 53 проекта на общую сумму в 778 млн.долл. США, из которых 655 млн долл. США приходятся на собственные средства МФК, а 123 млн долл. США – на синдицированные займы. В стадии подготовки находятся более 40 проектов, сосредоточенных в основном в области финансовых услуг, обрабатывающей промышленности, коммуникационных технологий и агропромышленном секторе.

В 2001 фин. г. при поддержке правительства Нидерландов МФК начала реализацию в России программы “Партнерство в области частного предпринимательства” по распространению современных принципов корпоративного управления.

Российская Федерация вступила в Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ), а также МБРР, МАР и МФК в июне 1992 г. (Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 22 мая 1992 г. № 2815 - 1 и Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. №4187 - 1). Минфин России является головной организацией, осуществляющей от имени Российской Федерации все операции и сделки с банком, а также функции канала связи. В последние годы МАГИ активно работает в России - Россия входит в четверку стран, получивших наибольший объем гарантий по линии МАГИ (около 5 % от совокупного объема гарантий агентства). Действующий портфель МАГИ в России состоит из 9 проектов по предоставлению гарантий, совокупный валовый объем которого составляет 234 млн долл. США. Часть портфеля застрахована собственно агентством, а на остальную сумму заключаются договоры перестрахования с другими иностранными страховщиками (частными и иностранными). Учитывая, что соотношение объема гарантий и общего объема иностранных инвестиций в рамках проектов, гарантируемых МАГИ, в среднем составляет 1:5, МАГИ способствовало привлечению в Россию около 1,5 млрд долл. иностранных инвестиций. При этом наибольший интерес инвесторы проявляют к привлечению гарантийного покрытия МАГИ в агропромышленном, финансовом, горнодобывающем, нефтегазовом секторах, а также в секторе услуг и телекоммуникаций. Гарантии, предоставленные МАГИ в России, еще ни разу не были востребованы.

Россия и Лондонский клуб

Лондонский клуб объединяет коммерческие банки - кредиторы ведущих стран мира. Его возглавляет Дойче - банк (Франкфурт - на - Майне).

Лондонский клуб - неформальный многосторонний механизм выработки договоренностей со странами - должниками, испытывающими трудности с выплатой внешнего долга, по условиям погашения их межбанковской задолженности. Статуса международной организации не имеет. Основные принципы его деятельности - индивидуальный подход к каждой стране - должнику, обусловленность пересмотра погашения долга, равномерное распределение потерь от реструктуризации долговых обязательств между всеми членами - весьма схожи с принципами Парижского клуба.

Задолженность Российской Федерации перед Лондонским клубом включала займы бывшего СССР, а также гарантированные государством заимствования Внешэкономбанка и составляет около 31,8 млрд. долл. США - основной долг по реструктурированным кредитам (PRINs) - 22,2 млрд долл. США со сроком погашения в 2002 - 2020 гг. и по облигациям Внешэкономбанка (IANs) – 6,8 млрд долл. США, а также просроченные платежи в размере 2,8 млрд. долл. США,.

Переговоры по погашению российских обязательств начались в 1991 г. Важным фактором в сближении позиций сторон явилось Заявление Правительства Российской Федерации от 18 октября 1994 г. о порядке урегулирования межбанковского долга в качестве коммерческой задолженности. Договоренность с Лондонским клубом создала важный прецедент, на основе которого было достигнуто сходное соглашение о долгосрочной реструктуризации внешнего долга бывшего СССР перед Парижским клубом (38 млрд долл. США) на аналогичных условиях. Урегулирование отношений с Лондонским клубом банков - кредиторов явилось одним из первых сигналов положительного изменения в общей позиции международных финансовых кругов по отношению к России. Был создан также прецедент, укрепивший российскую позицию в рамках переговорного процесса с Парижским клубом по всеобъемлющей реструктуризации российской задолженности в части долгов бывшего СССР.

Участие России во Всемирном экономическом форуме (ВЭФ).

Начало сотрудничества с ВЭФ было положено в 1986 г. выступлением по прямому телемосту Н.И.Рыжкова на Давосской встрече. С 1987 г. участие наших делегаций в ежегодных встречах ВЭФ стало регулярным. До 1993 г. делегации бывшего СССР и России возглавлялись руководителями ведущих министерств и ведомств.

31 января – 4 февраля 2002 г. впервые ежегодная встреча ВЭФ прошла не в Давосе, а в Нью-Йорке. Ее лозунгом было “Лидерство в неспокойное время: построение общего будущего”. Решение о переносе места проведения встречи 2002 г. было принято с целью демонстрации единства мирового сообщества в противодействии угрозе терроризма. В основном рассматривались вопросы преодоления глобального экономического спада, борьбы с терроризмом, адаптации бизнеса к новым условиям, ликвидации бедности. Российскую делегацию в Нью-Йорке возглавлял Председатель Правительства РФ.

В целом ВЭФ является весьма авторитетной неправительственной международной организацией экономической направленности. По своему уровню, составу участников и влиянию на интеллектуальный климат в современном деловом мире организуемые им встречи явно превосходят другие подобные мероприятия.

Россия и ОЭСР

ОЭСР, в которую входят 30 развитых стран мира, является ведущим в плане макро - и отраслевой координации органом индустриальных стран. В ее рамках действует специальный механизм сотрудничества со странами с переходной экономикой – Центр по сотрудничеству со странами, не состоящими в ОЭСР. До последнего времени ОЭСР являлась своего рода "закрытым клубом" индустриальных стран. Учитывая просьбы со стороны целого ряда стран, совет ОЭСР на своей сессии 2 - 3 июня 1993 г. принял принципиальное решение о возможности вступления в организацию новых членов и ее взаимодействии с заинтересованными государствами. Однако для вступления страна - кандидат должна соответствовать ряду условий: она должна иметь достаточно высокий уровень рыночных отношений, открытую экономику, вести ее либерализацию. Указанное решение создало возможности и для начала переговорного процесса по подготовке Декларации о сотрудничестве России с ОЭСР. 8 июня 1994 г. в ходе очередной сессии Совета ОЭСР были подписаны Декларация о сотрудничестве России с ОЭСР и Соглашение о привилегиях и иммунитетах ОЭСР в Российской Федерации. Документы создали официальную основу для развития отношений между Россией и организацией и открыли возможности для освоения в интересах российских экономических преобразований уникального опыта ОЭСР в вопросах экономического регулирования. В частности, ОЭСР обязалась оказывать содействие России в переходе к рыночной экономике, включая разработку и осуществление рыночных преобразований на макроэкономическом и отраслевом уровнях, создание институтов и инструментов рыночной экономики. Существенное значение для поддержки российских экономических реформ имеет консультативное и техническое содействие организации по таким направлениям, как разработка антимонопольного законодательства и законодательства в области налогообложения, привлечение иностранных инвестиций, приватизация, реформа предприятий, банковская реформа, решение проблем государственного управления и регулирования, рыночные преобразования в сельском хозяйстве, реформирование естественных монополий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.