Оффшорные судоходные компании свободны от валютного контроля в портах приписки их судов. Самое же главное - зарегистрированные в портах «удобного флага» нерезидентские судоходные компании освобождаются от всех местных налогов, если они получают свои доходы от фрахта за пределами страны регистрации. Взамен этого они платят умеренные регистрационный и годовой сборы в зависимости от водоизмещения и назначения судов.
Международная группа финансовых действий по борьбе с отмыванием доходов (ФАТФ) (Financial Action Task Force on Money Laundering - FATF)
Международная группа финансовых действий по борьбе с отмыванием доходов (ФАТФ) учреждена в июле 1989 г. в Париже по инициативе “семерки” ведущих индустриальных держав и председателя Комиссии Европейских сообществ (КЕС) в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
ФАТФ является независимым международным органом, ее секретариат располагается в штаб - квартире ОЭСР. В составе группы - 30 членов: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Гонконг (САР КНР), Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Россия, Сингапур, Соединенные Штаты, Турция, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция и Япония. В работе ФАТФ также участвуют два международных органа – КЕС и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, а также ЮАР в качестве наблюдателя.
Основной целью ФАТФ является содействие сотрудничеству различных государств в области борьбы с незаконными финансовыми операциями и, прежде всего, с отмыванием доходов, полученных незаконным путем, а также – после событий 11 сентября 2001 г. – с финансированием терроризма. Важнейшими задачами Международной группы являются изучение ситуации в странах - членах ФАТФ и других государствах, выработка рекомендаций, а также организация и проведение на регулярной основе конференций, симпозиумов и семинаров по вопросам борьбы с легализацией незаконных доходов.
В феврале 1990 г. эксперты ФАТФ разработали и предложили на рассмотрение всех заинтересованных стран так называемые “40 рекомендаций”, которые являются конкретными предложениями по совершенствованию государствами - участниками своих законодательных систем и финансовых структур с целью повышения эффективности борьбы с отмыванием полученных незаконным путем доходов. В 2001 г. «40 рекомендаций» ФАТФ были в целом признаны МВФ и Всемирным банком в качестве международных стандартов борьбы с легализацией доходов.
С 1994 г. в России проводилась разработка законопроекта “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем”. Закон вступил в силу в августе 2001 г. Он разработан с учетом положений “Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности” (Страсбургской конвенции Совета Европы 1990 г.) и «40 рекомендаций» ФАТФ, а также предусматривает создание уполномоченного федерального органа для выявления фактов, связанных с легализацией незаконных доходов. Другим важнейшим направлением развития многосторонней договорно - правовой основы борьбы с отмыванием преступных доходов явилось присоединение России к Страсбургской конвенции, которая была ратифицирована Федеральным Собранием в мае 2001 года.
Усилия Президента и Правительства Российской Федерации в борьбе с отмыванием “грязных капиталов” по достоинству были оценены международным сообществом. На том же пленарном заседании ФАТФ принял решение пригласить Россию вступить в Международную группу финансовых действий на правах наблюдателя, а в июне 2003 г. Россия стала полноправным членом этой организации.
Борьба с финансированием терроризма. 29 - 30 октября 2001 г. в Вашингтоне состоялось чрезвычайное заседание ФАТФ, посвященное борьбе с финансированием терроризма, в ходе которого были одобрены Специальные рекомендации по противодействию финансированию терроризма. Они обязывают членов ФАТФ:
1. Принять немедленные меры по ратификации и применению соответствующих конвенций ООН.
2. Признать уголовным преступлением финансирование терроризма, террористических актов и террористических организаций.
3. Замораживать и подвергать конфискации активы террористов.
4. Сообщать о подозрительных сделках, связанных с терроризмом.
5. Оказывать максимально возможное содействие правоохранительным и регулирующим органам других стран, расследующим случаи финансирования терроризма.
6. Ввести “антиотмывочные” требования в отношении альтернативных систем денежных переводов.
7. Ужесточить меры по идентификации личности клиента в международных и национальных системах безналичных платежей.
8. Не допускать, чтобы юридические лица, в особенности некоммерческие организации, использовались для финансирования терроризма.
Проводя мероприятия в соответствии с планом действий, ФАТФ собирается усилить взаимодействие с региональными органами, созданными по ее образцу, другими международными организациями, такими как ООН, МВФ, Всемирный банк, Международная группа координации деятельности национальных органов финансовой разведки “Эгмонт”, Группа - 20 и другие международные финансовые учреждения, которые вносят вклад в усилия международного сообщества по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Контрольные вопросы к разделу 3
1. Дайте понятие глобальной финансовой системы.
2. В чем заключается деятельность Центральных банков в финансовых системах стран?
3. Поясните процесс эволюции мировой валютной системы.
4. Дайте характеристику современной международной валютной системы, ее строения, задач и функций.
5. Охарактеризуйте систему валютных курсов.
6. Какие финансовые институты были созданы в ЕЭС - ЕС в целях формирования единой валютной системы и перехода к евро?
7. Какие критерии были выдвинуты для стран, намеривающихся стать участницами перехода на евро?
8. Поясните структуру мирового рынка ценных бума г.
9. Каким образом функционируют валютные и фондовые биржи?
10. Поясните финансово - денежные аспекты «Вашингтонского консенсуса».
11. Укажите особенности формирования рынка акций и облигаций в развивающихся и трансформирующихся странах.
12. Дайте характеристику типов оффшорных центров.
13. Определите понятие договора об избежании двойного налогообложения.
14. Что включает в себя понятие «Удобный флаг»?
15. В чем заключается деятельность международной организации по борьбе с отмыванием денег (FATF)?
Раздел 4. Международная миграция факторов производства и развитие международного рынка услуг
4.1. Международная миграция факторов производства
Факторы производства, в том числе рабочая сила, обладают способностью к международному перемещению. Многие важные аспекты международной миграции рабочей силы и ее последствия схожи с эффектами от внешней торговли.
Рабочая сила перемещается из стран, в которых существует ее явный переизбыток, в те страны, где отмечается ее явный недостаток. Из этого следует, что такое перемещение повышает эффективность национальной экономики, которая использует иностранных рабочих и их труд.
Международная миграция рабочей силы - это переселение населения в трудоспособном возрасте из одного государства в другое сроком более чем на год, вызванное экономическими причинами (намерением трудоустройства).
Эмиграция - выезд трудоспособного населения из данной страны в другие страны;
Иммиграция - въезд трудоспособного населения в данную страну из других стран.
«Утечка мозгов» - международная миграция высококвалифицированных специалистов.
Миграции трудоспособного населения разделяют:
1. По организации. К ним относят миграции организованные, неорганизованные и принудительные.
2. По направленности. К ним относят внешние и внутренние миграции.
3. По продолжительности. К ним относят миграции постоянные и временные.
4. По мотивам. К ним относят социально - экономические, политические, религиозные и семейно - бытовые миграции.
Национальное законодательство и нормативная деятельность правительства любой страны самостоятельно определяет направления и цели своей миграционной политики. Важное значение имеют правовые стандарты, закрепленные в документах международных организаций.
Боле подробно можно посмотреть:
ü Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г. ;
ü Международный пакт о гражданских и политических правах от
16 декабря 1966 г. ;
ü Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. ;
ü Конвенция ООН о защите прав всех трудящихся – мигрантов и членов их семей.
Требования к гастарбайтерам в Европе. Требования распространяются на разные категории мигрантов. К ним относятся
- жесткие требования к уровню образования,
- производственному опыту,
- возрастные ограничения (от 20 до 40 лет),
- требования медицинского характера,
- требования социального характера,
- требования политического характера.
Каждая страна устанавливает квоту, ежегодно обновляя требования к иммигрантам, касающиеся квалификации и специальности.
После создания ЕС страны Сообщества осуществляют частичное коллективное регулирование миграции рабочей силы.
4.2. Международный рынок услуг
Особенности международной торговли услугами
· Регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства.
· Услуги не подлежат хранению. Услуги производятся и одновременно потребляются.
· Производство и реализация услуг имеют большую государственную защиту, чем сфера материального производства и торговли. Транспорт, связь, финансовые и страховые услуги, образование и здравоохранение во многих странах находятся в полной или частичной собственности государства или под строгим его контролем.
· Международная торговля услугами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на нее большое воздействие.
Деловые услуги. Наиболее востребованы деловые услуги, такие как информационные услуги и связь, разработка средств программного обеспечения, компьютерные услуги и обработка данных.
В развитых и развивающихся странах торговля деловыми услугами росла опережающими темпами по сравнению с другими услугами и с торговлей товарами. В развитых странах, к примеру, в 1970 - 2005 г г. доля торговли деловыми услугами в общем объеме экспорта услуг практически удвоилась, а в развивающихся странах - увеличилась с 20 до 30 %.
В развивающихся странах, в том числе в Индии и Китае, рост деловых услуг составляет на период после 2002 года около 75 млрд. долл.
Экспорт деловых услуг осуществляется в основном развитыми странами, на которые приходится около 90 % объема торговли ими.
Международная торговля результатами интеллектуальной собственности отличается от торговли товаром как материальным объектом. В качестве товара здесь выступают продукты интеллектуального труда, облаченные в форму патентов на изобретения, промышленных образцов, полезных моделей, ноу - хау, товарных знаков. Права использования этих продуктов в производственных и коммерческих целях и являются предметом международных сделок. Соглашение о возмездном предоставлении прав практического использования называется лицензионным, а стороны – соответственно лицензиаром (продавец, патентообладатель) и лицензиатом (покупатель разрешения на практическое использование).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28