Рефераты. Учебный материал по мировой экономике

·  Облегчение обменов: нестабильность обменных курсов внутри действующей европейской валютной системы приводит к тяжелым последствиям для экономик стран - участниц, которые вынуждены страховаться от обменных рисков. По мнению экспертов, евро позволит гражданам и предприятиям ежегодно экономить 8 млрд. долларов благодаря исчезновению этого риска в Западной Европе;

·  Создание зоны экономической стабильности при исключении фактора риска, связанного с обменными курсами. Предприятия получат уверенность при произведении расчетов, следствием этого явится наличие большей транспарентности и более острой конкуренции. В условиях все более жесткой глобальной конкуренции это создаст предпосылки для более низких процентных ставок, стабильности цен , обеспечения надежных рабочих мест;

·  Согласование экономических политик;

·  Создание противовеса влиянию США, долларизации мировой экономики;

·  Усиление политических позиций ЕС на мировой арене.

3.2 Международная миграция капитала.

Одной из приоритетных задач внешнеэкономической дипломатии остается создание условий для роста инвестиционной привлекательности, формирование благоприятного климата для иностранных инвестиций, прежде всего прямых и/или долгосрочных.

Совместно с другими федеральными органами исполнительной власти МИД осуществляет меры по совершенствованию нормативно - правовой базы инвестиционной деятельности. На предприятиях в России с участием иностранного капитала, исключая малые, заняты 2,6 млн. человек. Доля этих предприятий в ВВП России составляет 28,6 %, в том числе в промышленном производстве – 23 %. По темпам экономического роста в последние годы Россия уверенно входит в число лидеров мирового сообщества. За 2000 – 2005 г г. российский ВВП увеличился почти на 34,7 %. Среднегодовой темп прироста составил 6,9 %, что более чем вдвое превышает среднегодовые темпы прироста мировой экономики за тот же период. Положительное влияние на повышение инвестиционной активности и обеспечение развития экономики на основе технологической модернизации окажут меры, предусмотренные Основными направлениями деятельности Правительства на период до 2008 г. и Программой социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 –2008 г г.

Для улучшения инвестиционного климата, повышения открытости и глобальной конкурентоспособности российской экономики большое значение имеет модернизация таможенной системы.

Особое внимание уделяется развитию финансовой инфраструктуры. Одна из важнейших задач в данной сфере – повышение доверия к банковской системе. Все российские банки представляют в ЦБ отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Кроме России, аналогичные требования выполняются только в Австралии, Великобритании, Новой Зеландии.

Наиболее близкий к российскому инвестиционный климат имеют, по оценкам экспертов, Бразилия и Индия. В декабре 2005 г. Россия вошла в шестерку наиболее привлекательных для прямых иностранных инвестиций стран. Три ведущих мировых рейтинговых агентства повысили в 2005 г. на одну ступень суверенный инвестиционный рейтинг, который был впервые присвоен России в 2003 г. Сейчас по инвестиционной привлекательности Россия находится на той же ступени, что Казахстан, Мексика, Таиланд, Тунис, Хорватия, ЮАР.

Вместе с тем, ситуация с привлечением иностранных стратегических инвестиций требует кардинального улучшения. В конкурентной борьбе за привлечение прямых иностранных инвестиций Россия уступает не только Китаю, странам ЦВЕ, но и ряду государств - членов СНГ. Речь идет, в частности, о Казахстане, который лидирует по инвестиционной привлекательности среди стран СНГ. Он первым из них получил инвестиционный рейтинг от всех трех ведущих рейтинговых агентств. Россия стала второй в этом списке.

Сам поток инвестиций из-за рубежа в российскую экономику остается значительным. На 31 марта 2006 г. их накопленный объем составил 113,8 млрд долл. (прирост на 33,7 % по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года). Накопленные прямые инвестиции составили 54 млрд. долл. , портфельные - 1,8 млрд долл. , прочие (главным образом торговые и товарные кредиты) - 58 млрд долл.

За 2005 г. в российскую экономику поступили 53,7 млрд долл. (за 1 - й квартал 2006 г. – 8,8 млрд долл.), что на 32,4 % больше показателя 2004 г. При этом иностранные инвесторы вывели из России 29,2 млрд. долл. (за 1 - й квартал 2006 г. – 9,4 млрд долл.).

Наибольший объем поступлений отмечен в сферах торговли (включая внешнюю) и общественного питания - 20,5 млрд долл. , обрабатывающей промышленности - 18 млрд долл. , добычи полезных ископаемых - 6 млрд долл. , транспорта и связи - 3,8 млрд долл. , недвижимости – 2,6 млрд долл. , в финансовом секторе – 1,8 млрд. долл.

По-прежнему, львиную долю (40,1 млрд долл. или 74,8 %) занимают прочие иностранные инвестиции (за 1 - й квартал 2006 г. – 4,7 млрд долл. или 53,6 %). На долю прямых иностранных инвестиций пришлись 24,4 % или 13 млрд. долл. (за 1 - й квартал 2006 г. – 3,8 млрд долл. или 43,8 %). Поступления портфельных инвестиций выросли в сравнении с 2004 г. на 36,3 % и составили 453 млн. долл. или 0,8 % объема всех иностранных инвестиций, поступивших за 2005 г. (за 1 - й квартал 2006 г. – 230 млн долл. или 2,6 %).

Набирает силу тенденция к растущему возврату капиталов. По оценкам авторитетных экспертов, на репатриированный капитал приходится почти половина общего объема иностранных инвестиций в российскую экономику, в том числе свыше 70 % объема прямых иностранных инвестиций. Отток зарубежных российских инвестиций за 2005 г. (31,1 млрд долл.) уступал притоку иностранных инвестиций (53,7 млрд долл.). По итогам 1 - го квартала 2006 г. картина иная: отток превысил приток (10,1 млрд долл. против 8,8 млрд долл.)

Больше всего инвестиций поступило в 2005 г. из Люксембурга – 13,8 млрд долл. , Нидерландов – 9 млрд долл. , Великобритании – 8,6 млрд долл. , Кипра – 5,1 млрд долл. , ФРГ – 3 млрд долл. По итогам 1 - го квартала 2006 г. на первом месте Индия – 1,5 млрд долл. , затем следует Кипр – 1,35 млрд долл. , Нидерланды – 1,1 млрд долл.

Лидерами по накопленным прямым инвестициям в российскую экономику по состоянию на 31 марта 2006 г. являются Нидерланды – 17,4 млрд долл. , Кипр – 15,7 млрд долл. , США - 4,7 млрд долл. , ФРГ - 2,7 млрд долл. , Великобритания – 2,3 млрд долл. На эти страны, а также на Индию (1,4 млрд долл.), Британские Виргинские острова (1,1 млрд долл.), Швейцарию (1 млрд долл.), Люксембург (555 млн долл.), Францию (519 млн долл.) приходятся 88 % прямых иностранных инвестиций, накопленных по состоянию на 31 марта 2006 г.

Прежде всего вышеуказанные инвестиции ориентированы на удовлетворение конечного потребительского спроса (розничная торговля, пищевая промышленность, автосборочное производство, выпуск бытовой техники, промышленность стройматериалов, бытовая химия, мебельная промышленность).

В целом отраслевое распределение накопленных на 31 марта 2006 г. иностранных инвестиций не претерпело принципиальных изменений. Основной объем приходится на обрабатывающую промышленность (37,2 млрд долл.), сферу торговли и общественного питания (27 млрд долл.), добычу полезных ископаемых (25,6 млрд долл.). На сферу недвижимости, транспорт и связь, финансы приходятся соответственно 7,7 млрд долл. , 7,6 млрд долл. , 5,2 млрд. долл. Принципиально важной остается работа по укреплению договорно - правовой базы участия России в международном инвестиционном сотрудничестве. В 2004 - 2005 г г. вступили в силу двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения с Австралией, Исландией, Литвой, Новой Зеландией, Сирией.

Важным элементом деятельности по созданию благоприятных условий для иностранных инвестиций и повышению открытости российской экономики является переговорный процесс по вступлению России в такие влиятельные международные экономические организации, как ВТО и ОЭСР. Продолжается работа по приведению российского законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО и ОЭСР. Россия стала полноправным членом ФАТФ (Международной группы финансовых действий по борьбе с отмыванием доходов).

Европейский Банк Реконструкции и развития (ЕБРР) в среднесрочной стратегии предусматривает возможность восстановления 30 % доли России в совокупном кредитном портфеле, активизирует свою деятельность в российских регионах.

Расширяются контакты с Европейским инвестиционным банком (ЕИБ). Федеральный закон о ратификации рамочного соглашения с ЕИБ предоставил возможность снятия Евросоюзом ограничений по операциям ЕИБ в России. В 2005 г. утвержден мандат ЕИБ в объеме 500 млн евро на деятельность в России, а также на Украине, в Белоруссии, Молдавии. По линии ЕИБ будут финансироваться не только проекты экологического характера, но и в области инфраструктуры, а также программы в сфере малого и среднего бизнеса.

В целях последовательной и скоординированной деятельности по активизации привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации Постановлением Правительства от 29 сентября 1994 г. № 1108 был образован Консультативный совет по иностранным инвестициям в России под руководством Председателя Правительства Российской Федерации. С российской стороны в его работе принимают участие руководители ряда федеральных министерств и ведомств, прежде всего экономического блока. Обеспечение работы Консультативного совета и координация деятельности рабочих групп, созданных в его рамках, возложено на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. В настоящее время его членами являются представители 27 иностранных компаний и банков, осуществляющих крупномасштабные инвестиции в экономику Российской Федерации.

В настоящее время действуют семь рабочих групп:

1. "Государственное регулирование экономики России".

2. "Налогообложение и бухгалтерский учет"

3. "Развитие банковского сектора и финансовых рынков России".

4. "Повышение эффективности использования природных ресурсов России".

5. "Развитие пищевой промышленности и сельского хозяйства в России".

6. "Развитие промышленности, строительства и высоких технологий в России".

Оффшорные центры

Оффшорные центры привлекают иностранный капитал путем предоставления специальных налоговых и других льгот иностранным компаниям, зарегистрированным в стране расположения центра. Центрами «оффшор» называются такие, где кредитные учреждения (национальные и иностранные) осуществляют операции с нерезидентами в иностранной для данной страны валюте. Внутренний рынок ссудных капиталов изолируется от внешнего путем отделения счетов резидентов от счетов нерезидентов, предоставления последним налоговых льгот, освобождения от валютного контроля и т.п.

Кредитные учреждения, находящиеся в центре «оффшор», пользуются территорией страны для проведения операций за ее пределами, но не являются интегральной частью национальной экономики.

 Существуют различные формы оффшорной деятельности. Рассмотрим режим «удобный флаг».

Панама первой среди стран «удобного флага» ввела льготный режим приписки судов и налогообложения фрахтовых операций в открытом море. Ее примеру в 1948 г. последовала Либерия, а позднее и многие другие страны. Сегодня признанными странами удобного флага являются Антигуа и Барбуды, Багамы, Белиз, Бермуды, Кайманы, острова Кука, Кипр, Гибралтар, Гондурас, Ливан, Либерия, Мальта, Маршалловы острова, Маврикий, Нидерландские Антильские острова, Панама, Сент-Винсент и Гренадины, Шри Ланка, Тувалу и Вануату.

Элементы режима «удобного флага» применяют открытые судовые регистры Норвегии, Дании, Германии, острова Мэн (Великобритания), Люксембурга, Канарских островов (Испания), Мадейры (Португалия), Каргелена (Франция), Гонконга, Сингапура и Филиппин.       Режим «удобного флага» предоставляет судовладельцам существенные льготы в коммерческом мореплавании. Нерезидентским флагам он разрешает регистрировать принадлежащие им суда и другие плавсредства в портах «удобного флага». Он гарантирует судовладельцам быструю и упрощенную регистрацию иностранных судов как в самой стране удобного флага, так и в ее зарубежных консульствах на временной и постоянной основе. Режим «удобного флага» гарантирует судовладельцам - нерезидентам возможность быстрой и беспрепятственной перерегистрации в морском реестре другой страны, а также возможность параллельной регистрации судов. Он допускает свободный найм членов экипажа из нерезидентов страны приписки судов, хотя некоторыми преимуществами в этом отношении пользуются граждане страны приписки судна. Администрация морских регистров портов «удобного флага» обычно охраняет анонимность директоров и других должностных лиц судоходных компаний и гарантирует сохранение конфиденциальности их коммерческих операций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.