Рефераты. Управление учебным процессом в колледже в период внедрения Государственных образовательных стандартов среднего специального образования p> Обоснование проведенного микроисследования по нормализации учебной нагрузки студентов.

В условиях усиления роли новых современных технологий во всех сферах производства, в том числе и образовании, исследовательская деятельность студентов как фактор экономического роста и развития должна стать общей стратегической целью.

Образовательный процесс-это учебно-воспитательная деятельность педагогов в единстве с учебно-познавательной и самообразовательной деятельностью студентов.

Цель образования в колледже - выявление и развитие способностей каждого студента, формирование духовно богатой и свободной, физически здоровой и творчески мыслящей личности. Решение этих задач затруднено в силу падения интереса к обучению, ряда проблем в образовательном процессе, недостатков в организации учебно-воспитательного процесса (УВП) учебного заведения. Анализ учебно-воспитательной деятельности в ряду других недостатков показал отсутствие достоверной педагогической деятельности, материалы которой должны помогать планировать УВП по конечным результатам, контролировать, регулировать и вовремя принимать правильные решения, а также необходимость научного подхода к управлению учебной деятельностью.
Для преодоления вышеуказанных недостатков в колледже разрабатывается комплексно-целевая программа развития учебного заведения на основе педагогического менеджмента. Стратегической целью признано создание комфортной образовательной среды с учетом индивидуальных способностей и возможностей студентов, т.е. создание адаптационного образования, где обеспечены условия для самовыражения каждого студента. Для эффективного решения данной стратегической задачи необходима система внутриколледжной информации. При использовании этой системы в колледже будут созданы блоки информации и выбраны направления, по которым будет проходить сбор информации и последующее регулирование и коррекция УВП. Для того, чтобы сделать вывод о том, созданы ли комфортные условия для студентов будет проведено анкетирование, наблюдения, беседы со студентами.
Мне предложено провести микроисследование по одному из направлений
«Нормализации учебной нагрузки студентов» через анкетирование студентов.

Примерная программа нормализации учебной нагрузки студентов

Смысл управленческого решения будет состоять в регулировании и коррекции выявленных тенденций. Например, выявлена перегрузка студентов домашними заданиями по предметам гуманитарного цикла и выделена группа преподавателей, которые не соблюдают допустимую дозировку заданий.
Соответственно определяются меры по ликвидации недостатков, ответственные лица. Организуются занятия-тренинги по нормам дозировки домашних заданий преподавателями, планируется контроль за выполнением рекомендаций
Анализ анкет студентов. Необходимо представить обобщенные результаты по следующим параметрам (в %).
Эмоциональное состояние студентов при выполнении домашних заданий (в %): наличие желания, интерес, отсутствие одного фактора, отсутствие интереса и желания. Затраты времени в целом : допустимое (1-2 или 2.5-3ч), критическое состояние (менее1ч, более3ч)
Самостоятельность выполнения домашнего задания (в %): полная самостоятельность, частичная, отсутствие самостоятельности.
Состояние здоровья после выполнения домашних заданий: удовлетворительное —
З балла, иногда неудовлетворительное —2 балла, неудовлетворительное —1 балл.
«Нормализация учебной нагрузки студента»

Цель: выявить уровень учебной нагрузки для студента.

Задачи:

1. Определить уровень учебной нагрузки студентов колледжа.

2. Оценить оптимальность учебной нагрузки студентов; выявить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на нормализацию учебной нагрузки студента.

3. Принять (наметить) управленческие решения по регулированию и коррекции учебной нагрузки студентов.

Объект исследования: система УВП колледжа.

Предмет исследования: объем (дозировка) учебной нагрузки студента на занятии.

Методы: анкетирование

Рабочая гипотеза: Если учебная нагрузка студентов соответствует реальному уровню развития личности в УВП, то это приведет к сохранению здоровья, ликвидации их перегрузок, стабильным результатам обучения.

Методика обработки анкет

1. Анкетируемый дает ответы на вопросы по трехбалльной системе: да - 3; не совсем – 2; нет – 1.

2. Вычисляется средний балл по вопросам анкеты (суммировать баллы по каждому вопросу и разделить на количество участников по полученным данным).

Микроисследование по нормализации учебной нагрузки студентов

Анкета для студентов

Вам предлагается ответить на вопросы анкеты с целью изучения вашей учебной нагрузки. Ответы выражайте следующими оценками: 3 - да; 2 - не совсем; 1 - нет.

1. Нравится ли тебе учиться в нашем колледже?________________

2. Легко ли тебе дается учение?______________________________

3. Устаешь ли ты после дня занятий в колледже?_______________

4. Испытываешь ли ты усталость в конце учебной недели?_______

5. Устраивает ли тебя режим:

6-дневной учебной недели? _____
6. Устаешь ли ты после выполнения домашних заданий?________
7. Считаешь ли ты, что в качестве домашних заданий имеют место трудоемкие, но малоэффективные виды работ?________________
8. Учитывают ли преподаватели особенности профильной направленности обучения: а)при отборе содержания учебного материала на занятии?______________ б)при дозировке домашних заданий?________________________________
9. Имеешь ли ты достаточное количество времени для занятий по интересам
(чтение, секции, кружки и т.д.)?___________________________
10. Успеваешь ли ты отдохнуть в течение перемены?__________________
11.Считаешь ли ты, что объем домашних заданий завышен по предметам?_____________________________________________________
12. Насколько удовлетворен ты расписанием по дням недели? а) Понедельник.______ б) Вторник.__________ в) Среда.____________ г) Четверг.__________ д.) Пятница._________ е) Суббота.__________
13. Сколько времени ты тратишь на подготовку домашних заданий?
-До 1 часа.______________
-До 2 часов._____________
-До 3 часов._____________
-Более 3 часов._________

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
|Вопросы |Кол-во человек |Кол-во человек |Кол-во человек |
| |ответивших на 3 |ответивших на 2 |ответивших на 1 |
| |балла |балла |балл |
|1. Нравится ли |35 |0 |0 |
|тебе учиться в | | | |
|нашем колледже? | | | |
|2. Легко ли тебе |30 |5 |0 |
|дается учение? | | | |
|3. Устаешь ли ты |1 |5 |29 |
|после дня занятий| | | |
|в колледже? | | | |
|4. Испытываешь ли|35 |0 |0 |
|ты усталость в | | | |
|конце учебной | | | |
|недели? | | | |
|5. Устраивает ли |15 |20 |0 |
|тебя режим | | | |
|6-дневной учебной| | | |
|недели? | | | |
|6. Устаешь ли ты |0 |0 |35 |
|после выполнения | | | |
|домашних заданий?| | | |
|7. Считаешь ли |0 |0 |35 |
|ты, что в | | | |
|качестве домашних| | | |
|заданий имеют | | | |
|место трудоемкие,| | | |
|но | | | |
|малоэффективные | | | |
|виды работ? | | | |
|8. Учитывают ли | | | |
|преподаватели | | | |
|особенности | | | |
|профильной | | | |
|направленности | | | |
|обучения: | | | |
|а)при отборе |32 |3 |0 |
|содержания | | | |
|учебного | | | |
|материала на | | | |
|занятии? | | | |
|б)при дозировке |31 |4 | |
|домашних заданий?| | | |

|9. Имеешь ли ты |35 |0 |0 |
|достаточное | | | |
|количество | | | |
|времени для | | | |
|занятий по | | | |
|интересам | | | |
|(чтение, секции, | | | |
|кружки и т.д.)? | | | |
|10. Успеваешь ли |35 |0 |0 |
|ты отдохнуть в | | | |
|течение перемены?| | | |
|11.Считаешь ли |0 |0 |35 |
|ты, что объем | | | |
|домашних заданий | | | |
|завышен по | | | |
|предметам? | | | |
|12. Насколько | | | |
|удовлетворен ты | | | |
|расписанием по | | | |
|дням недели? | | | |
|а) Понедельник |26 |9 |0 |
|б) Вторник |35 |0 |0 |
|в) Среда |35 |0 |0 |
|г) Четверг |34 |1 |0 |
|д.) Пятница |33 |1 |1 |
|е) Суббота |15 |15 |5 |
|13. Сколько | | | |
|времени ты | | | |
|тратишь на | | | |
|подготовку | | | |
|домашних заданий?| | | |
|-До 1 часа |0 |0 |0 |
|До 2 часов |20 |0 |0 |
|До 3 часов |15 | | |
|-Более 3 часов |0 |0 |0 |
| |427 |63 |140 |

Вычисляем средний балл по анкете:
(427*3)+(63*2)+(140*1)=1547 ; (1547/20):35=2,21

|\\\\\\\\\|Затраты времени на д/з в% |
|\\\\\\\\ | |
|Допустимое |100% |
|(1-2 или 2.5-3 ч) | |
|Критическое |0% |
|(менее1ч, более3ч) | |

|\\\\\\\\\|Эмоциональное состояние студентов в |
|\\\\\\\\ |% |
|Наличие желания |81% |
|Интерес |9% |
|Отсутствие интереса и желания |5% |
|Отсутствие одного фактора |5% |

|\\\\\\\\\|Самостоятельность выполнения Д/З в %|
|\\\\\\\\ | |
|Полная самостоятельность |100% |
|Частичная |0% |
|Отсутствие самостоятельности |0% |

Вывод:

Данное микроисследование по нормализации учебной нагрузки студентов, показывает, что в группе у-10, в которой проходило анкетирование соблюдается допустимая дозировка нагрузки, однако отдельные выявленные тенденции (см.результаты) требуют регулирования и коррекции. Например, необходимость повышения интереса студентов к обучению при изучении отдельных дисциплин и соответственно должны быть определены меры для управленческого решения этого вопроса.

Заключение

Итак, мы рассмотрели педагогические основы управленческой деятельности, заместителя директора ССУЗ по учебной работе. В схеме I нами представлена целостная система этой деятельности. Чтобы осознать все её компоненты, их цели и задачи, заместитель директора должен четко представлять себе педагогические основы этой деятельности, т.е. владеть категориальным управленческим аппаратом, знать принципы управления, этапы управленческой деятельности и реально представлять условия эффективности управленческой деятельности. Как руководитель, заместитель директора должен донести эти знания до педагогического коллектива (на педсовете, на заседаниях предметных комиссий, в индивидуальных в фронтальных беседах), добиться осознания их я педагогически целесообразного применения для более успешного управления учебно-воспитательным процессом. Подводя итог, следует отметить, что в колледже выполняется основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.

-----------------------
Специальность 2203

Специальности 0609,3404

Специальность 1705

Общеобразовательные дисциплины

Общепрофессиональные дисциплины

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

Специальность 1201

Специальность 1202

Специальности 0601,0613

Цикловые комиссии

Экономика, управление и программирование

Самолётостроение и стандартизация

Технология и ремонт в машиностроении

Общеобразовательной подготовки

Заведующие отделениями

Склад

Зав котельной

Комендант

Энергетик

Инж.ТБ

База практик

Классные руково дители

Родительский комитет

Зав лабораториями

Совет самоуправления

Зав мастерскими

Рук-ль УВЦ

Зам директора по АХЧ

Зам директора по ВР

Зам директора по УПР

Рук-ль физвоспитания

Рук-ль НВП

Методический совет

Учебная часть

Зам директора по УР

Бухгалтерия

Главный бухгалтер

Архив

Специальная часть

Канцелярия

Начальник отдела кадров

Совет колледжа

ДИРЕКТОР

Педагогический Совет

Попечительский Совет

Электронные системы контроля

Нетрадиционные формы контроля

Модуль учебного курса

Воспитательная система

Авторские, учебно-методические пособия

Электронные учеб-ники

Модуль адаптационного курса

Модульная технология обучения

Система уровневой дифференциации

Принципы: уметь жить; уметь работать; уметь жить вместе.

Основные задачи:
- воспитать самостоятельную личность

-подготовить профессионально-мобильного, профессионального специалиста

ГОС СПО

Цель

Субъект

Содержание

Объект

(субъект)

Способы

Итоговая государственная аттестация

Специалист

Продолжение образования

Востребованность на рынке труда

Требования к деятельности образовательного учреждения в рамках политики качества

Требования к подготовке специалиста

Международный стандарт серии

ISO 9000

Государство

Региональный рынок труда

Личность

Стандарт СПО

Федеральный компонент

Региональный компонент

Система качества подготовки специалиста

Обеспечение качества

Реализация образовательных стандартов

Оценка качества

Развитие качества

Контроль за выполнением стандартов

Мониторинг стандартов

Педагогическое управление педколлективом

Педагогическое управление методической работой

Педагогическое управление учебно-воспитательной работой

Система управленческой деятельности заместителя директора по учебной работе

-лекция
-беседа
-рассказ
-инструктаж
-демонстрация
-упражнения
-решение задач
-работа с книгой


По внешним признакам деятельности преподавателя

Методы обучения

Принципы классификации методов обучения

Логический подход

По источнику получения знаний

По степени активности познавательной деятельности учащихся

-индуктивный
-дедуктивный
-аналитический
-синтетический

-словесные
-наглядные
-практические

-объяснительно- иллюстративный
-проблемный
-частично поисковый
-исследовательский


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.