Методы в чистом виде не используются, они обычно сопровождаются приемами и средствами. Так, беседа сопровождается объяснением, показом, вопросно-ответными приёмами, записью и т.д.
Приём обучения - элемент, составная часть метода,
Средства обучения - это все те средства, с помощью которых обучающий учит, а обучаемые учатся (слово, книга, схемы, модели, доска, мел, средства производства, технические средства и т.д.).
Способы деятельности преподавателей и учащихся различны. Отсюда и различны методы обучения. Существует большое разнообразие классификаций методов. Приведем наиболее распространенные принципы классификации методов.
Схема 6
[pic] Наиболее распространенной, классификацией является классификация по источнику получения знаний. Она как бы универсальная. Так, анализируя все остальные группы принципов классификации» видам» что именно эта вобрала в себя признаки остальных.
Остановимся на каждой группе методов.
Словесная группа включает в себя беседу, объяснение, рассказ, самостоятельную работу с книгой и т.д.
В основе использования методов данной группы лежит слово. Оно несет с собой особую роль и значение в работе преподавателя. Назовем дидактические требования, предъявляемые к слову: целенаправленность, научность (достоверность фактов, научно правильные выводы), грамотность, четкость, ясность, эмоциональность чистота речи, разнообразие словарного запаса, смысловая значимость речи, лаконичность, точность, правильность интонации, учет ситуации, культура речи, тактичность.
В группу наглядных методов обучения входят: демонстрация плакатов, таблиц, схем, диаграмм, моделей; использование технических средств,. просмотр кино- и телепрограмм и т.д.
Главные требования, предъявляемые к данной группе: целесообразность (соответствие теме, содержанию); соответствие дидактической цели занятия, мера использования; очередность показа; определение места и времени показа, умение организовать активное наблюдение учащихся; учет психологических требований к изображению, наглядности (шрифт, цвет. расстояние) и т.д.
Группа практических методов обучения включает в себя: практические задания, деловые игры, тренинги, анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.
К дидактическим требованиям, предъявляемым к практическим методам обучения, относятся: дидактическая целесообразность метода, связь содержания с профессиональной подготовкой учащихся; четкая постановка проблемы; правильная, ясная, логичная формулировка способа решения поставленной проблемы.
Охарактеризованные нами методы обучения принято называть традиционными. Но в современных педагогических технологиях они являются базовыми так, как на их основе развиваются новые и сравнительно новые методы.
Какие же методы можно отнести, к новым?
Это и проблемное обучение, и программированное, алгоритмизация, и информационные педагогические технология, и модульное обучение, и элементы педагогического менеджмента и т.д.
Вполне понятно, что рассматриваемое условие эффективности управленческой деятельности заместителя директора по учебной работе предполагает и владение им современными педагогическими технологиями. В связи с тем, что они подробно рассмотрены нами в одноименном пособии, предложенном ОСУЗ, отсылаем Вас к нему.
Организационное обеспечение, как условие эффективности управленческой деятельности предполагает функциональное определение места каждого работника учебного заведения в учебно-воспитательном процессе.
Чрезвычайно ваяна в плане организационного обеспечения работа такого представительного органа ССУЗ, как совета, а также органов, объединяющих педагогов: педагогические или методические советы, предметные или цикловые комиссии и т.п.
Основные задачи, функции и порядок работы этих органов определяются Уставом ССУЗ или отдельными положениями об этих органах, утвержденными первым руководителем образовательного учреждения.
Действенность данного условия в управленческой деятельности определяется целенаправленностью планирования, наличия отчетности и научно аргументированного анализа деятельности.
И конечно, организационное обеспечение как условие эффективности управленческой деятельности администратора по учебным вопросам, требует в первую очередь тщательного, педагогически целесообразного анализа учебного занятия, соблюдения всех организационных требований,
Информационное обеспечение - одна из важнейших предпосылок реального педагогического управления учебно-воспитательной работой, так как. включает в себя; - конкретное знание руководителем специального, педагогического и методического потенциала каждого педагога (пути получения информация - посадим уроков, беседы, анализ планов, анкетирование, тестирование студентов, заслушивание отчетов па предметных (цикловых) комиссиях, педагогических (методических) советах и т.п.; - конкретное знание руководителем отношения студентов к обучению вообще, к отдельным предметам и преподавателям, анализ их успеваемости, посещаемости занятий; - получение с помощью метода отсроченного контроля исчерпывающих данных об адаптации выпускников учебного заведения на производстве; - систематическое знакомство руководителей, педагогов о передовым опытом работы других ССУЗ по организации учебно-воспитательной работы. Постоянный учёт и анализ получения названной информации создаёт реальную основу для систематической корректировки системы педагогического управления.
Наличие особой воспитывающей атмосферы также является необходимым компонентом всестороннего обеспечения системы педагогического управления.
Такая атмосфера предполагает: - создание и творческое развитие традиций в учебном заведении; - культуру педагогического общения; - наглядное освещение учебно-воспитательной работы, её процесса, результативности; - утверждение культа учебы в учебном заведении; - пример руководителя, преподавателя в учебно-воспитательной работе. Особенно важен личный пример заместителя директора по учебной работе для преподавателей, его высокое педагогическое мастерство, совершенное владение современными педагогическими технологиями, корректный анализ посещаемых уроков. объективная оценка деятельности педагогов, высокопрофессиональные, деловые оптимистические советы.
Действенное авторитетное самоуправление студентов. Классическое педагогическое управление (от руководства учебного заведения - к учащимся) можно условно назвать управлением по вертикали. В свою очередь, самоуправление студентов называется управлением по горизонтали. Логика педагогического управления такова, что управление по вертикали никогда не достигнет цели без управления по горизонтали. И чем действеннее, чем масштабнее и авторитетнее представлено самоуправление студентов тем больше оснований для объективного вывода: в данном учебном заведении управление учебно-воспитательным процессом осуществляется в оптимальном варианте.
5.Анализ результатов проведенного исследования и разработка предложений по совершенствованию организации управления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20