В ГОС СПО (Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования) изменена структура государственных требований.
В раздел «Общая характеристика специальности» введена квалификационная характеристика выпускника, детализирован круг задач по видам деятельности, к которым готовится выпускник, обозначены возможности продолжения образования выпускника, введены требования к уровню подготовки абитуриента. В разделе «Требования к уровню выпускника по специальности»:
. пересмотрены общие требования к образованности выпускника; усилен позитивный воспитательный потенциал содержания образования, введены базовые компетенции, обеспечивающие готовность выпускника к жизнедеятельности в постоянно изменяющемся мире, к постоянному профессиональному самоопределению и личностному росту;
. профессионализированы требования к естественно-научной подготовке;
. унифицированы требования к общепрофессиональной подготовке, в том числе в части формирования экономической, правовой, управленческой, коммуникативной и информационной культуры.
. изучается мониторинг социально-профессиональных карьер выпускников, их трудоустраиваемости на отечественных иностранных рынках труда.
Усиление образовательной деятельности
Нормативно-правовое и организационно-управленческое обеспечение образовательного процесса
Первостепенной задачей колледжа по введению в действие новых образовательных стандартов важно было провести целенаправленную работу по глубокому и всестороннему освоению государственных требований, особенно по качественному проектированию профессиональных образовательных программ по всем специальностям, которые реализуются в колледже.
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ГОС СПО направлен на решение задач, обеспечивающих:
. заданный уровень образования;
. единство содержания образования и требований к организации образовательного процесса;
. академические свободы учебного заведения и формировании гибкого и вариативного содержания образования и организации образовательного процесса;
. контроль за результативностью системы образования и качеством образования в ней.
Основная профессиональная программа по специальности разрабатывается на основании государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности (гостребования) и включает себя требования образовательного учреждения к уровню подготовки выпускника по специальности. рабочий учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, рабочую программу производственной (профессиональной) практики, программу итоговой государственной аттестации.
Учебно-материальное обеспечение образовательного процесса.
В связи с введением ГОС СПО второго поколения изменились требования к качеству образования студентов колледжа. Методы решения этой проблемы содержатся в системе уровневой дифференциации. Главная ее особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям студентов: явно выделяется уровень обязательной подготовки, который удовлетворяет требованиям Государственного стандарта СПО. На его основе формируется повышенный уровень овладения курсом, позволяющий студенту решать более сложные задачи, творчески подходить к проблеме. Реализация уровневого подхода требует разработки целого комплекса мер, специальной технологии обучения - модульной технологии.
Модульная технология обучения(схема2) [pic]
Предполагаемая технология обучения требует обновления материально- технической базы колледжа: компьютерные классы с локальной сетью, оснащение кабинетов и лабораторий компьютерами, необходимой видеотехникой, программными продуктами.
[pic]
Схема3
Кадровое обеспечение.
Модель внедрения ГОС СПО второго поколения
Создание модели управления качеством образования - сложная педагогическая проблема, а внедрение - важная практическая задача. Решение этой задачи видится в следующем:
. реализация новых образовательных стандартов, учебных планов, программ;
. расширение спектра образовательных услуг, повышение спроса на них;
. освоение и внедрение новых педагогических и информационных технологий
. создание учебных пособий силами авторских коллективов колледжа;
. формирование активной позиции по отношению к рынку труда;
. введение новых методов профессионального ориентирования;
. развитие культуры стратегического планирования и менеджмента.
Возможности развития среднего профессионального образования в значительной степени определяются кадровым потенциалом системы. Прежде всего, это педагогические кадры. Педагог, преподаватель, являющийся ключевой фигурой в образовании, сегодня не только воплощает образовательную программу в учебный процесс, но и непосредственно участвует в формировании содержания образования, в его обновлении. Именно он формирует будущего специалиста и как конкурентоспособного работника, и как личность, способную к саморазвитию. Важнейшим итогом внедрения ГОС СПО в деятельность колледжа должна стать разработка подходов к непрерывному педагогическому образованию преподавателя - ключевой фигуры модернизации образования. Теоретические и организационно-практические основы управления развитием профессионализма педагога включают:
. комплексное решение проблем становления профессиональной карьеры учителя (создание в колледже ассоциации молодых педагогов, общественное объединение ветеранов труда);
. включение преподавателя в научно-методическую деятельность
(рабочие группы по реализации проектов, предметно-цикловые комиссии, научно-методический совет);
. разработка организационных форм инновационного обучения, обеспечивающих развитие профессиональной компетентности, инициативности, мастерства.
|Стадии |Деятельность |Деятельность студента | | |преподавателя | | |1 |2 |3 | |1.Разработка | | | |проектного | | | |задания | | | |1.1. Выбор темы |Преподаватель отбирает |Студенты обсуждают и | |проекта |возможные темы и |принимают решение по | | |предлагает их студентам |выбору темы | | |Преподаватель предлагает|Группа студентов | | |студентам совместно |совместно с | | |отобрать темы проектов |преподавателем отбирает | | | |темы и предлагает всей | | | |аудитории для обсуждения| | | | | | |Преподаватель участвует |Студенты самостоятельно | | |в обсуждении тем, |подбирают темы и | | |предложенных студентами |предлагают в группе для | | | |обсуждения | |1.2. Выделение |Преподаватель |Каждый студент выбирает | |исследовательской|предварительно вычленяет|себе тему исследования | |части в темах |исследовательскую часть |или предлагает новую | |проекта |и предлагает студентам | | | |для выбора | |
Эксперимент
Взаимодействие преподавателя и студента в образовательном процессе представлено схемой
| |Преподаватель |Студенты активно обсуждают и | | |принимает |предлагают варианты тем | | |участие в |исследований. Каждый студент | | |обсуждении со |выбирает одну из них для себя | | |студентами | | | |исследовательско| | | |й части проекта | | |1.3.Формирование |Преподаватель |Студенты уже определили свои темы | |творческих групп |проводит |и группируются в соответствии с | | |организационную |ними в малые команды | | |работу по | | | |объединению | | | |студентов, | | | |выбравших себе | | | |конкретные темы | | | |исследования и | | | |виды | | | |деятельности | | |1.4. Подготовка |Если проект |Отдельные студенты принимают | |материалов к |объемный, то |участие в разработке заданий. | |исследовательской|преподаватель |Вопросы для поиска ответа могут | |работе: |заранее |вырабатываться в группе с | |формулировка |разрабатывает |последующим обсуждением | |вопросов, на |задания, вопросы| | |которые нужно |для поисковой | | |ответить, отбор |деятельности и | | |литературы, |литературу | | |работа в сети | | | |Интернет с базами| | | |данных | | | |интеллектуальной | | | |собственности | | |
|1.5. Определение |Преподаватель |Студенты в группе обсуждают формы | |форм выражения |принимает |представления результата | |итогов проектной |участие в |исследовательской деятельности: | |деятельности |обсуждении |открытая защита, подготовка и | | | |выступление на СНТК | |2. Разработка |Преподаватель |Студенты осуществляют поисковую | |проекта |консультирует, |деятельность | | |координирует | | | |работу | | | |студентов, | | | |стимулирует их | | | |деятельность | | |3. Оформление |Преподаватель |Студенты оформляют результаты в | |результатов |консультирует, |соответствии с принятыми правилами | | |координирует | | | |работу | | | |студентов, | | | |стимулирует их | | | |деятельность | | |4. Презентация |Преподаватель |Студенты докладывают о результатах | |(защита проекта) |организует |своей работы | | |экспертизу | | |5. Рефлексия |Преподаватель |Студенты осуществляют рефлексию | | |оценивает свою |процесса, себя в нем с учетом оценки| | |деятельность по |других. Желательна групповая | | |педагогическому |рефлексия | | |руководству | | | |деятельностью | | | |студентов, | | | |учитывает их | | | |оценки | |
Качество профессионального образования.
Законом РФ «Об образовании» четко определена роль стандартов в организации процесса контроля качества подготовки специалистов. Статья 7(п.6) Закона РФ «Об образовании» устанавливает, что «государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников…» Сегодня государственные образовательные стандарты, введенные (или разрабатываемые) по всем уровням образования, определяют одновременно как требования к минимуму содержания, так и требования к уровню подготовки выпускников.
Роль стандартов в создании системы качества подготовки специалистов,
(схема4)
Ученые рассматривают качество образования как многокомпонентную структуру, включающую элементы: качество педагогического персонала, качество образовательных программ, качество студентов, качество управления учебным заведением. В аспекте проблемы качества образования важным является понятие оценки.
Сегодня в большинстве зарубежных стран сформирована позиция, согласно которой оценка деятельности образовательных учреждений должна позволять учащимся, родителям, самим образовательным учреждениям, органам управления образованием, власти и обществу в целом иметь представление о качестве и результатах образования в определенный момент и улучшать его посредством специальных послеоценочных мер. Таким образом, «оценка» (оценивание) рассматривается как один из важных механизмов управления качеством образования.
Общепринятая модель оценки включает этапы: первый - сбор информации, показывающей, насколько хорошо функционирует система или ее отдельные элементы; второй - анализ собранной информации и определение неудовлетворительно функционирующих элементов системы; третий - попытка исправить ситуацию путем рекомендаций и осуществления конкретных мер.
Каждое учебное заведение сегодня должно иметь свою собственную систему контроля качества подготовки специалистов. В соответствии со статьей 15, п. 3 Закона РФ «Об образовании» «образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся». Реализация этой нормы невозможна без разработки соответствующих локальных актов, а также закрепления отдельных положении в уставе учебного заведения. Министерством образования Российской Федерации за последние годы издан ряд рекомендации по организации и методическому обеспечению как итоговой, так и промежуточной аттестации обучающихся, которые могут быть использованы при построении собственной системы контроля качества подготовки специалистов. Можно назвать ряд документов, которые, на наш взгляд, должны быть разработаны образовательными учреждениями для обеспечения эффективности контроля:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20