Вышеизложенное убедительно свидетельствует, что современный футбол, предъявляет высокие требования к технико-тактической подготовленности вратарей, а эффективная реализация последней не возможна без должного уровня физической подготовленности спортсменов. [120, 123] Вратарь должен быть достаточно сильным, ловким, прыгучим, выносливым и обладать отличной реакцией. [41, 42]
В настоящее время средством и методом физической подготовки вратарей посвящены единичные работы, выводы которых, как правило, не подтверждены экспериментально.
Отсутствие планирования, проведение тренировок только в воротах, низкий объем специальных упражнений, однообразие средств и методов подготовки - вот основные недостатки в организации и проведении тренировок, как взрослых, так и юных вратарей. [130]
В учебном пособии для тренеров "Юный футболист" [149] поставлены основные задачи подготовки юных вратарей на этапах многолетней тренировки:
1. на этапе начальной подготовки - укрепление здоровья, привитие устойчивого интереса к футболу, всесторонняя физическая подготовка с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений, ознакомление с наиболее важными тактическими действиями вратаря;
2. на этапе специализации - совершенствование всесторонней физической подготовленности с преимущественным развитием скоростно-силовых качеств, общей и специальной выносливости, а также овладение техникой приемов мяча и основных тактических действий;
3. на этапе спортивного совершенствования - продолжение развития физических способностей, отработки техники приемов мяча и основных тактических действий.
Как видно из вышесказанного на всех этапах задачи довольно схожи и не сделаны акценты на ключевые моменты тренировки.
Раскрывая средства подготовки вратарей авторы не дифференцируют их с учетом возрастных особенностей занимающихся.
В монографии "Подготовка молодого футболиста" под общей редакцией Я. Палфаи [117] в разделе "Подготовка вратарей" организация подготовки рассматривается более дифференцированно. В частности предлагаются тесты для отбора вратарей, конкретизируются этапы подготовки, раскрываются общие принципы и задачи основных ее разделов.
При всех положительных моментах данной работы фактически отсутствие программы физической подготовки с указанием объемов, интенсивности и параметров нагрузки.
Весьма отрывочно рассматриваются вопросы организации подготовки вратарей в учебных программах для ДЮСШ и СДЮШОР по футболу. [134, 135, 136]
Раскрывая средства подготовки практически все специалисты отмечают, что вратари должны как можно чаще выполнять различные упражнения с мячом в руках, будь то общеразвивающие или специальные, в общей группе или индивидуально. [70, 106, 124]
Среди средств общей и специальной подготовки вратарей разного возраста и квалификации рекомендуются упражнения, связанные с быстрым реагированием на движущийся объект и меняющуюся обстановку (прием мяча после отскока от пола, земли, батута; перехват мяча руками в упражнениях типа квадрат, выполняемых полевыми игроками; упражнения в приеме и отбивании мяча при отработке действий в воротах и т.д.). Для развития скоростно-силовых способностей рекомендуются различные варианты выпрыгиваний без и с имитацией ловли мяча, напрыгивание на препятствия, бег с высоким подыманием бедра, пробегание отрезков 15, 20 и 30 метров. [117, 126, 141, 149]
Следует сказать, что фактически отсутствуют комплексы силовой . подготовки в системе тренировки вратарей, в то время, как повышение скоростных возможностей малоэффективно без соответствующей подготовки мышечного аппарата. [23, 148]
Уделяя должное внимание физической подготовке вратарей, большинство авторов отмечают ее тесную взаимосвязь с другими видами подготовки и рассматривают ее как необходимую базу для усиленного формирования технико-тактического мастерства вратарей. [2, 40, 149]
В данном аспекте специалисты считают целесообразным использовать в тренировке вратаря упражнения комплексного характера, которые одновременно воздействуют на специально-физическую, техническую подготовку. Тем самым подчеркивается важность, так называемого, "сопряженного метода" [46, 47] в системе подготовки вратарей.
Таким образом можно говорить о первостепенности высокого уровня моторного потенциала для успешного осуществления игровой деятельности вратарей на всех этапах многолетней подготовки. В то же время, несмотря на богатый арсенал предлагаемых упражнений, нет экспериментальных исследований, посвященных рациональной организации процесса физической подготовки вратарей, тренирующихся в ДЮСШ и СДЮШОР. Практически отсутствуют работы в которых рассматривается возрастная динамика развития двигательных качеств вратарей. Такое положение возможно связано с тем, что бытует мнение о совпадении сенситивных периодов в структуре физической подготовки вратарей и полевых игроков. Однако можно предположить, что специфика двигательной деятельности вратарей должна, в определенной степени, определять возрастные особенности проявления их двигательных способностей.
Наконец, практически отсутствуют объективные критерии оценки физической подготовленности вратарей разного возраста, что затрудняет объективность управления как тренировочным процессом, так и эффективностью многолетней системы отбора.
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Цель и задачи исследования
Цель исследования - повышение эффективности физической подготовки вратарей учебно-тренировочных групп на соревновательном этапе.
В процессе реализации поставленной цели решались следующие основные задачи:
1. Изучить особенности возрастного развития двигательных способностей футболистов 12-18 лет, включая вратарей.
2. Разработать количественные критерии оценки физической подготовленности вратарей учебно-тренировочных групп детских спортивных школ.
3. Экспериментально обосновать методику программирования физической подготовки вратарей 15-16 лет в соревновательном периоде
Для решения поставленных задач использовались педагогические и психологические методы исследования:
· изучение и анализ научной и научно-методической литературы;
· педагогические наблюдения за тренировочным процессом юных вратарей и хронометраж нагрузок;
· педагогическое тестирование физической подготовленности;
· тестирование психомоторных и координационных способностей;
· регистрация показателей соревновательной деятельности;
· методы математической статистики;
· организация исследования и педагогический эксперимент.
Изучение и анализ научной и научно-методической литературы
Анализ литературы позволил выявить современное состояние проблемы физической подготовки в футболе, включая юношеский футбол.
Библиографический метод применен нами для исследования следующих вопросов:
· анализ закономерностей возрастного развития физических качеств подростов и юношей;
· оценка влияния физических упражнений на морфофункциональное
· развитие спортсменов;
· определение оптимальных средств и методов, применяемых в процессе физической подготовки юных футболистов;
· анализ принципов и методов программирования и путей его применения в физической подготовке спортсменов.
Педагогические наблюдения и хронометраж
Педагогические наблюдения проводились с целью изучения содержания учебно-тренировочного процесса и особенности организации подготовки вратарей. В процессе наблюдений систематизировались средства и методы тренировки, регистрировались педагогические параметры выполняемых упражнений.
На основании анализа продолжительности упражнений, количества повторений, интервалов и характера отдыха оценивалась преимущественная направленность нагрузок. [35]
Дополнительно оценивалась частота сердечных сокращений, как физиологический фактор классификации нагрузок по преимущественной направленности. [34]
Педагогическое тестирование физической подготовленности
Для оценки уровня развития двигательных способностей юных футболистов использовался комплекс информативного и надежного тестов, разработанных в лаборатории теории и методики футбола ВНИИФК [129], получивших широкое распространение в теории и практике футбола.
Программа тестирования предусматривала оценку стартовой скорости, дистанционной скорости, скоростно-силовых способностей, специальной (скоростной) выносливости и силовых способностей.
Оценка скоростных качеств осуществлялась по результатам пробегания 50-метровой дистанции с высокого старта с промежуточной регистрацией времени преодоления первого 10-метрового отрезка.
Показатель времени пробегания 10 метров являлся критерием оценки стартовой скорости, а 50 метров - дистанционной.
В качестве аппаратуры использовались фотодатчики ИСВИ, установленные на старте, отрезках 10 и 50 метров, а также миллисекундомер "электроника МК-1".
Скоростная выносливость оценивалась по интегральному результату семикратного пробегания 50-метрового отрезка (челночный бег 7*50). Задача спортсмена от начала до конца выполнять тест на максимальной скорости. В ряде случаев фиксировалось время оббегания стоек, как один из показателей координационных способностей футболистов. [108]
Оценка скоростно-силовых способностей определялась на основании уровня прыгучести (высота выпрыгивания). Спортсмен выполнял вертикальное выпрыгивание с контактной платформы. Время безопорной (фазы полета) регистрировалось миллисекундомером Ф-209 и пересчитывалось в сантиметры. [129]
Силовые способности определялись по данным становой динамометрии.
Тестирование психомоторных и координационных способностей
Наряду с кондиционными способностями, в основном педагогическом эксперименте изучался уровень психомоторного потенциала вратарей 15-16 лет и их координационные способности. Применения данного комплекса тестов проводилось с целью определения влияния разработанной тренировочной программы на психофункциональные показатели игроков.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18