Если до начала реализации экспериментальной программы физической подготовки 56% вратарей имели уровень подготовленности, оцениваемый, как ниже среднего (табл. 22), то после завершения эксперимента уже 56% игроков перешли в группу с уровнем выше среднего, а 33% спортсменов составили группу с высоким интегральным уровнем физической подготовленности.
Таблица 22 Динамика изменения уровня физической подготовленности вратарей экспериментальной группы
Уровень физической подготовленности
Этапы обследования
До эксперимента
По окончанию эксперимента
количество
%
Высокий
-
3
33
Выше среднего
2
22
5
56
Средний
1
11
Ниже среднего
Низкий
В процессе эксперимента удалось снизить процент рассогласования показателей, характеризующих развитие двигательных способностей вратарей 15-16 лет с данными, характерными для их коллег из команд мастеров (рис. 13). Эти данные еще раз подтвердили ранее сделанное заключение о том, что наибольшие резервы повышения двигательного потенциала футболистов юношеских команд имеются в прогрессивном развитии силовых и скоростно-силовых возможностей. При этом целенаправленное акцентированное развитие последних в 15-16 лет позволяет не только повысить общую и взрывную силу, но и благоприятно сказывается на развитии скоростной выносливости. Так повышение времени выполнения челночного бега 7x50 метров уменьшилось в процессе эксперимента на 2,4 секунды, что составило увеличение скорости пробегания контрольной дистанции около 360 метров на 3,5%.
Безусловно, что для вратарей уровень скоростной выносливости не является ведущим в эффективности соревновательной деятельности, но мощность анаэробного механизма энергообеспечения может играть важную роль в тяжелых играх, где объем работы вратаря высокий, а ее продуктивность зависит от способности проявлять качество быстроты на протяжении основного, а зачастую, и дополнительного времени матча.
Рис. 13. Показатели двигательных способностей вратарей 15-16 лет в % от данных команд мастеров
При рассмотрении возрастной динамики физической подготовленности вратарей (см. гл. III) было показано, что уже к 18 годам развитие основных двигательных способностей игроков достигает уровня, характерного для спортсменов, выступающих в командах мастеров. Исключения составляют лишь показатели силовых возможностей и взрывной силы. Однако лишь единицы из вратарей юниоров попадают в большой футбол. Также следует сказать, что многие выдающиеся вратари достигали расцвета мастерства к 30 и более годам [1, 14], когда большинство полевых игроков заканчивают выступления в большом спорте.
Можно предположить, что мастерство вратаря во многом зависит от факторов специфической работоспособности, среди которых специалисты выделяют такие качества, как быстроту и точность реакции на движущийся объект, простые и сложные двигательные реакции, точность дозировок мышечных усилий. [119, 121, 126, 144]
Все вышеперечисленные качества принято относить к психомоторным. Они непосредственно и опосредованно связаны с физическими качествами. В них проявляются процессы более высокого иерархического уровня по отношению к индивиду. [119]
Определение уровня развития отдельных психических качеств, которые обеспечивают эффективность спортивной деятельности вратарей является предметом специального исследования. В нашей же работе изучалось влияние экспериментальной программы тренировки на динамику отдельных показателей психомоторики вратарей 15-16 лет.
4.4 Показатели психомоторных качеств в процессе экспериментальной подготовки
Как указывалось в обзоре литературы (см. гл. I, раздел 1.2) способность к реагированию, ориентированию, дифференцированию, перестроению, ритму и т.п. являются компонентами координационных способностей, которые являются психомоторными свойствами организма. Они влияют на качество процессов управления и регуляцию движений, обуславливают быстроту и качество моторного обучения, содействуют стабильному освоению основных двигательных умений в конкретных игровых ситуациях. [79]
Последние экспериментальные исследования, выполненные под руководством В.И. Ляха [36] позволили установить, что наиболее характерными компонентами структуры координационных способностей футболистов являются следующие: способность к приспособлению и перестроению двигательных действий, способность к дифференцированию и согласованию, пространственная ориентация, способность к ритму и статическое равновесие.
Показатели, характеризующие уровень координационных способностей группы вратарей, участвующих в экспериментальной программе, до начала и в конце ее реализации представлены в таблице 23.
Таблица 23 Показатели психомоторных качеств и координационных способностей вратарей экспериментальной группы (х + 8)
no
Показатели
П/П
Тесты
до
после
Р
эксперимента
Теппинг тест
(правая рука)
квадрат № 1
30.0±0.9
36.9±2.6
<0.05
квадрат №2
24.8±0.9
31.9±2.1
квадрат №3
29.8±1.4
33.7±2.7
>0.05
квадрат №4
26.0±1.7
32.7±1.7
квадрат №5
31.4±1.6
34.3±2.6
квадрат №6
27.9±1.9
Суммарный показатель
169.9±1.4
204.6±2.2
<0.01
(левая рука)
26.4±1.8
32.4±2.4
квадрат № 2
20.3±2.5
29.8±1.7
квадрат № 3
23.8±1.7
29.7±2.6
квадрат № 4
23.6±2.1
28.5±2.6
квадрат № 5
22.4±2.5
28.4±2.6
квадрат № 6
24.8±2.1
30.3±2.3
141.0±2.1
179.1±2.4
Дифференцировка мышечных усилий, к 2
левая рука
40.9±1.6
44.6±1.2
ошибка
3.8±1.4
4.0±0.9
правая рука
42.Ш.4
45.7±1.5
6.0±0.6
3.7±0.7
Быстрота двигательной реакции, см
11.0±1.2
10.0±0.8
4
Точность реакции на движущийся объект, см
4.5±0.7
4.2±0.6
>0.01
Прыжок в длину с места, см
Стандартные условия
198.5±2.8
210.3±2.8
Усложненные условия
87.5±2.5
111.7±3.4
6
Прыжки через скакалку с двойным
14.3±1.3
18.4±0.8
прокрутом. количество прыжков
7
Бег по квадрату 4Х5 м, с
7.3±0.1
6.8±0.1
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18