Рефераты. Программирование физической подготовки футбольных вратарей учебно-тренировочных групп на соревновательном этапе

По общему мнению специалистов, быстрота во всех ее разновидностях в течение жизни прогрессирует существенно меньше и раньше начинает подвергаться инволюционным возрастным изменениям, чем другие двигательные способности, даже при условии специально направленного ее воспитания. [17, 109]

Выносливостью принято называть способность человека к длительному выполнению какой-либо деятельности человека без снижения ее эффективности, т.е. способность противостоять утомлению. [17, 30, 38]

В теории и практике спорта принято различать общую и специальную выносливость. Под общей подразумевают способность к эффективному и ' продолжительному выполнению работы умеренной интенсивности, в которой участвует значительная часть мышечного аппарата. Однако по справедливому замечанию В.Н. Платонова [113], такое определение применимо только к циклическим видам двигательной деятельности. Автор дает определения общей выносливости в следующем виде: это способность к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера, оказывающую положительное влияние на процесс становления специфических компонентов спортивного мастерства благодаря повышению адаптации к нагрузкам и наличию явления "переноса" тренированности неспецифических видов деятельности на специфические. Соответственно специальной выносливостью называют способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях, детерминированных требованиями конкретного вида деятельности. Обобщенная схема классификации выносливости отражена на рис. 2.

Отметим, что практически нет таких двигательных действий, которые требовали бы проявления какой-либо формы выносливости в "чистом виде". При выполнении любого двигательного действия в той или иной мере находят проявления различные формы выносливости. [13, 36, 51]

Уровень развития и проявления выносливости зависит от целого ряда многообразных факторов:

·                   наличия энергетических ресурсов организма; уровня функциональных возможностей систем энергообеспечения мышечной деятельности;

·                   быстроты активации и согласованности в работе этих систем;

·                   устойчивости психологических функций к нарушениям гомеостаза;

·                   экономичности использования функционального потенциала;

·                   подготовленности нервно-мышечного аппарата и др. [29, 57, 86, 115]

Эти факторы имеют значение во многих видах деятельности, но степень проявления каждого из них определяется особенностями конкретного вида работы. Поэтому различные формы проявления выносливости группируются по характерным признакам: выносливость к работе циклического, ациклического, смешанного характера; локальная, региональная, глобальная; аэробная и анаэробная; скоростная и силовая; статическая и динамическая; выносливость к работе в различных зонах мощности (максимальной, субмаксимальной, большой, умеренной) и др.

Однако нет таких двигательных действий, которые требовали бы проявления какой-либо формы выносливости в чистом виде. [127]

Рассматривая возрастную динамику выносливости специалисты отмечают, что наибольшие абсолютные величины аэробной и анаэробной производительности наблюдаются у людей зрелого возраста. [17, 85, 105] Не случайно, что наиболее высокие достижения в видах спорта, требующих максимального проявления выносливости, демонстрируются в возрасте 25-30 лет.

Координационные способности - умение человека наиболее совершенно, быстро, точно, целесообразно и экономно решать двигательные задачи, особенно сложные и возникающие неожиданно. [114]

 Наиболее адекватным отражением координационных возможностей является степень соответствия двигательных действий окружающей обстановке. [13, 99]

Координационные возможности в практике чаще определяются как двигательное качество - ловкость, его измерителями являются: координационная сложность задания, точность его выполнения, время выполнения, в частности, либо минимальное время, необходимое для овладения должным уровнем точности, либо минимальное время от момента изменения обстановки до начала ответного движения, когда двигательные характеристики движения заранее не известны. [13, 79]

В разные возрастные периоды наблюдается неравномерность в развитии отдельных видов координационных способностей, уровень которых к 15-16 годам практически достигает уровня показателей взрослого человека. [80, 99]

Таким образом, нами рассмотрены следующие двигательные способности и их производные: сила, "взрывная" сила, быстрота (скорость), выносливость, "скоростная" выносливость, координационные способности.

В рамках некоторых теорий [42, 50, 86] силу, выносливость и скорость относят к основным двигательным качествам (способностям), а "взрывную" силу, "силовую" выносливость, "скоростную" выносливость и координационные способности - к комплексным двигательным способностям.

         Специфическую группу средств, направленных и обеспечивающих совершенствование двигательных способностей составляют физические упражнения, под которыми понимаются виды двигательных действий, которые направлены на реализацию задач физического воспитания и спорта и подчиненные их закономерностям. [87]

Одной из распространенных классификаций физических упражнений (средств тренировки) является их разделение по направленности педагогического воздействия [127]:

1.           скоростно-силовые упражнения, характеризующиеся максимальной интенсивностью и мощностью усилий;

2.          упражнения, требующие преимущественного проявления выносливости в движениях циклического характера;

3.          упражнения, требующие проявлений тонких и сложных координационных способностей в условиях регламентированной программы движений;

4.          упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий.

Одним из важнейших понятий для характеристики средств и методов физической подготовки является "нагрузка", как определенная величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся. [20, 36, 39]

Показателями нагрузки являются, с одной стороны, величины, характеризующие внешние параметры совершаемой работы (продолжительность и скорость выполнения упражнений, количество элементов, подходов, вес отягощений и т.д.), с другой - величины функциональных и связанных с ними сдвигов в организме, вызванных упражнениями (степень увеличения ЧСС, легочной вентиляции, потребления кислорода, сдвиги РН и др.). [33, 39, 86, 105, 115] Первые относятся к "внешней" стороне нагрузки, вторые - к "внутренней".

В теории и методике физического воспитания вопрос разработки средств и методов физической подготовки спортсменов разного возраста изучен достаточно полно. [31, 46, 53, 74, 80, 100]

Однако, рациональное применение разработанных средств и методов в условиях различных по направленности этапов подготовки, возрастных особенностей занимающихся и специфики вида спорта - задача чрезвычайно актуальная и требующая постоянного поиска.

Динамика роста спортивного мастерства требует изыскания новых более эффективных путей повышения как общей, так и специальной физической подготовленности [26] с учетом точных количественных критериев оценки структуры и параметров физических нагрузок. [36, 56, 84]

         В циклических видах спорта тренировочная нагрузка относительно полно характеризуется следующими компонентами: интенсивностью упражнения, продолжительностью упражнения, длительностью и характером интервалов отдыха, числом повторений и серий. [35, 50]

В футболе нагрузка, наряду с вышеперечисленными показателями может варьироваться изменениями количества игроков, размерами площадки и степенью координационной сложности упражнений. [55, 58, 76, 98, 123]

Соответственно одной из задач теории и практики спортивной тренировки является сочетание таких компонентов нагрузки, которые наилучшим образом расширили бы функциональные возможности занимающихся. [11, 27, 33] В данном контексте целесообразно сказать об исследовании Г.С. Лалакова [74], который обосновал концепцию построения тренировочных нагрузок у футболистов разного возраста и выявил критерии допустимости и степени их соответствия функциональному состоянию организма футболистов.

В процессе воспитания двигательных способностей спортсменов, специализирующихся в командных играх и в футболе, в частности, применяется большое число методов тренировки, но наибольшее распространение получили следующие - равномерный, переменный, повторный, интервальный. [7, 18, 87, 108] В спортивных играх важным принципом применения средств и методов физической подготовки является максимальное использование элементов интегрального метода, при котором развиваются не только специальные двигательные способности, но и специфические психомоторные навыки. [49, 59, 111, 121]

Наряду с вышеперечисленными методами воспитания двигательных способностей достаточно широкое распространение в практике физической культуры и спорта получили соревновательный, игровой и круговой методы. [9, 38, 75]

Необходимо отметить, что круговой и игровой методы можно отнести к методам воспитания двигательных качеств весьма условно, поскольку с помощью этих методов решаются и задачи организации занятий. [42,127]


1.3 Возрастная характеристика физической подготовленности футболистов


Многочисленными исследованиями в области подготовки спортивных резервов всесторонне рассмотрены закономерности онтогенеза физических способностей человека и изменений двигательных функций спортсменов, происходящие с ростом их квалификации. [32, 44, 80, 105, 122, 139, 147]

Положительное влияние систематических занятий спортивными играми, в том числе и футболом, на организм убедительно доказано в исследованиях как отечественных, так и зарубежных специалистов. [58, 59, 74, 81, 107, 149]

Обобщая полученные результаты, можно констатировать, что систематические занятия футболом стимулируют естественный рост, физическое и функциональное развитие организма.

Так, если у подростков, систематически не занимающихся спортом, в пубертатном периоде снижается уровень проявления быстроты, выносливости, ловкости, нарушается процесс формирования взаимосвязей двигательной и вегетативной функций, замедляются темпы адаптации к новым формам движений, то тренировка подростков в спортивных играх способствует стабильному улучшению согласованности всех основных движений. [31]

При анализе проблемы физической подготовки, мы выделяем, прежде всего, те, которые относятся к исследованиям возрастной динамики физических качеств, а также оптимальному применению различных методов и средств их формирования. Важнейшие требования к методике воспитания физических качеств в период возрастного становления организма - всесторонность воздействий, соразмерность нагрузок функциональным возможностям растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностям этапов возрастного развития. [32, 45, 49, 58, 59, 85 и др. ]

 Не вызывает сомнений доказанный факт [44, 58, 79, 80] о необходимости учета периодов наиболее бурного естественного прироста двигательных способностей детей и подростков (сенситивных периодов) для их преимущественного воспитания средствами физической культуры и спорта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.