Если рассмотреть процентный вклад соревновательных, контрольных и тренировочных игр в структуру средств подготовки спортсменов, то он на протяжении соревновательного периода во всех группах колеблется в пределах 15-18% и достаточно равномерно распределялся по микроциклам соревновательного периода.
Таким образом можно заключить, что специализированные нагрузки составляют 83-87% всех нагрузок соревновательного периода подготовки вратарей разного возраста. При этом наблюдается относительно равномерное распределение разнонаправленной работы в рамках микроциклов соревновательного периода. Если рассмотреть средний процентный вклад работы скоростно-силовой направленности в межигровых циклах, то он составляет не более 10-11% от всей работы (табл. 8). Согласно современным представлениям работа скоростно-силовой направленности должна занимать 30-35% общего объема нагрузок в системе подготовки футбольных резервов. [7, 9, 67, 125, 148] Поскольку доказанность ведущей роли скоростно-силового компонента в структуре физической подготовленности вратарей не вызывает сомнения, можно говорить о недостаточном внимании уделяемом развитию силы и скорости юных вратарей учебно-тренировочных групп, что выражается в незначительном приросте физических качеств на соревновательном этапе.
тОФГ\
ПСФП
Ш техническая подготовка
Штактическая подготовка
Ш игровая и соревновательная подготовка
Рис. 11. Распределение нагрузок по видам подготовки в соревновательном периоде вратарей учебно-тренировочных групп
Таблица 9 Распределение нагрузок различной направленности (%) в межигровых циклах соревновательного периода у вратарей 15-16 лет
Направленность нагрузки
%
Сопряженное развитие технического мастерства и двигательных способностей
57
Скоростная и скоростно-силовая подготовка
10
Соревновательные игры
15
Специальная выносливость + техника
Сила
3
3.4 Методика оценки физической подготовленности вратарей 12-16 лет
Современные методы диагностики, как правило, основываются на большом количестве показателей, численные выражения которых выражаются в различных единицах измерения (скорость, время, метры и т.д.) и поэтому не сопоставимы друг с другом. При этом невозможно объективно оценить интегральный уровень подготовленности и трудно оценить насколько тот или иной показатель теста удовлетворителен по отношению данных конкретного контингента, участвующего в обследовании.
Для практики управления тренировочным процессом важное значение имеет разработка шкал количественной оценки результатов тестирования. [14, 39, 105]
В теории и методике подготовки футболистов широкое распространение получили 10-бальные пропорциональные шкалы [18, 108, 129, 140], где результаты тестов переводятся в очки по следующей формуле:
Т - оценка результатов в баллах;
х - результат спортсмена;
х - средний результат теста, соответствующий 5 баллам;
5 - стандартное отклонение.
Разработанные шкалы применялись в системе контроля подготовленности полевых игроков разного возраста и квалификации и не учитывали особенности физической подготовленности вратарей, которая, как показано выше, имеет свои особенности, как по уровню проявления двигательных способностей, так и по возрастным закономерностям их становления и развития.
Первым необходимым шагом при разработке оценочных шкал явилось определение усредненных показателей физической подготовленности, полученных на этапах годичного цикла, которые рассматривались в качестве нормативов (табл. 10).
Таблица 10 Нормативные показатели физической подготовленности футбольных вратарей 12-16 лет
Двигательные способности
Тесты
Возрастные нормы (5 баллов) х±5
12-13
13-14
14-15
15-16
Стартовая скорость
Бег Юме высокого старта, с
2.11±0.06
2.06±0.06
1.96±0.06
1.89±0.07
Дистанционная скорость
Бег 50 м с высокого старта, с
8.08±0.27
7.76±0.32
7.20±0.29
6.89±0.20
Скоростная выносливость
Челночный бег 7x50 м,с
79.6±3.6
75.4±4.6
71.5±2.9
68.6±2.1
Скоростно-силовые качества (прыгучесть)
Вертикальное выпрыгивание, см
36±2.0
39±3
44±4
47±4
Становая динамометрия, нГ
83±4
98±5
107±4
113±5
В таблицах 11, 12 представлены шкалы перевода показателей тестов в баллы, а в таблице 13 рассматривается градация уровня подготовленности футболистов с учетом суммарной оценки и количества тестов. Сумма баллов рассматривалась в качестве интегрального критерия физической подготовленности футболиста.
Согласно ранее опубликованным работам [129, 148] двигательное качество, оцениваемое в 7 баллов - выше рассматривается, как ведущее (сильное) звено физической подготовленности футболистов, а оценка в 4 балла и ниже говорит о наличии слабого (лимитирующего) звена физической подготовленности игрока.
Разработанные количественные оценки двигательной подготовленности нашли применение в системе управления физической подготовкой вратарей на экспериментальном этапе подготовки.
ГЛАВА IV. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАТАРЕЙ 15-16 ЛЕТ НА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ
В научных исследованиях в области теории и методики спортивной тренировки неоднократно подчеркивалось, что механизм коммулятивного тренировочного эффекта, под которым понимается явление обобщения организмом функциональных реакций, отставленных воздействий комплекса средств с различной преимущественной направленностью, остаются малоизученными. [26, 33, 115] Отсюда разработка принципов рационального построения нагрузки, исходя из такого регулирования ее тренировочного эффекта, которое ориентировано на достижение запланированной цели подготовки, выходит на уровень важнейших задач программирования и с организации тренировочного процесса, как в спорте высших достижений, так и в системе подготовки резервов. [49, 84, 105]
С позиций методологических подходов, программирование тренировки предусматривает оценку исходного состояния, объективный прогноз пределов целевого изменения этого состояния, а также оценку развития переходного процесса системы. [25, 83]
4.1 Теоретико-методические основы экспериментальной программы физической подготовки
В предыдущей главе работы было показано, что существующая система подготовки вратарей 15-16 лет в соревновательном периоде не обеспечивает повышения уровня наиболее значительных для данного амплуа двигательных качеств, таких как стартовая скорость, взрывная сила и сила. При этом обнаружен рост скоростной выносливости, что по-видимому, связано не столько со спецификой тренировочных воздействий, сколько с возрастными особенностями становления функциональных систем организма к окончанию пубертатного периода. [8, 31, 32]
Согласно сложившемуся мнению, основной рост психофизического потенциала организма футболистов должен обеспечиваться на подготовительном этапе. [18, 42, 55, 146] В соревновательном периоде главная задача сохранить накопленный функциональный потенциал. [56]
В системе подготовки спортивного резерва задача совершенствования двигательных способностей - одна из главных, независимо от этапов годичного цикла. [36, 42, 49, 58 и др.].
В разделе подготовка вратарей в монографии венгерских специалистов под общей редакцией Яноша Палфаи [117] справедливо отмечается, что "на тренировочных занятиях с вратарями подросткового и юношеского возраста физическая подготовка является доминирующей. Она решительно влияет на дальнейшую работоспособность вратаря в зрелом возрасте. Чем многостороннее это обучение, чем выше физическая подготовленность, тем лучше проявляются в игре технико-тактические навыки".
Специалисты футбола неоднократно указывают, что соревновательная деятельность юных игроков не является самоцелью, а должна рассматриваться как важное средство качественной подготовки спортсменов. [5, 70, 97] В то же время, в возрасте 15-16 лет проводятся чемпионаты мира и Европы по футболу, что определяет необходимость постоянного повышения качества технико-тактической подготовки молодой футбольной смены. [5]
Общеизвестно, что групповые и командные упражнения являются основной формой организации нагрузок полевых игроков в футболе. Индивидуальная подготовка и индивидуализированные методы тренировки занимают незначительный объем работы. [58, 74, 126]
К сожалению, данный подход характерен и для подготовки вратарей, где согласно проведенным педагогическим наблюдениям, тренировка юных вратарей проходит, как правило, в составе всей команды или группы футболистов и не имеет вратарской направленности.
Стандартная схема построения учебно-тренировочного занятия в футболе следующая: сначала все игроки, в том числе и вратари, делают пробежку, выполняют комплекс общеразвивающих упражнений, несколько рывков и ускорений. Затем тренер разбивает футболистов на группы. Вратари уходят в сторону и начинают бить мяч ногами или бросать его друг другу руками.
Организовав тренировку полевых футболистов, тренер возвращается к вратарям. Одного вратаря ставит в ворота и вдвоем с другим наносит удары по воротам. Через 10-15 минут переключается на полевых игроков и вратари остаются одни и продолжают наносить удары друг другу. В конце занятия тренер выделяет игроков для тренировки вратарей. К этому времени вратари уже выключаются из работы вследствие длительного нахождения на поле при относительной бездеятельности. К тому же выделенные футболисты приходят после интенсивной работы уставшие, производят удары очень неточно и, что самое обидное для вратарей, небрежно. В ворота то посылается два-три мяча, то наступает продолжительная пауза, когда мячи не попадают в ворота. Фактическая загруженность вратарей в тренировке около 30 минут вместе 2-2,5 часов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18