Примечание: + - допустимая нагрузка 4, 6, 8 - длительность серий упражнений в мин.
Наряду с развитием кондиционных способностей, одним из важных резервов повышения технико-тактического мастерства вратарей и эффективности их соревновательной деятельности является развитие координационных способностей (ловкости). [2, 41, 106]
При разработке и применении средств для совершенствования координации вратарей мы опирались на теоретические и методические положения достаточно полных измененные в работах В.И. Ляха [79, 80] и Збигнева Витковского [30].
В качестве средств координационной тренировки рекомендуется использовать разнообразные двигательные действия (физические упражнения) если они:
связаны с преодолением координационных трудностей; требуют от исполнителя правильности, быстроты, рациональности при выполнении сложных в координационном отношении двигательных действий, а также находчивости в использовании этих действий в различных условиях; являются новыми и необычными для исполнителя; хотя и являются привычными, но выполняются либо при изменении самих двигательных действий, либо условий.
Исходя из такого понимания, выделяют, прежде всего, общие координационные упражнения. Условно данные упражнения разделяют на: 1) обогащающие фонд жизненно важных умений и навыков; 2) увеличивающие двигательный опыт; 3) общеразвивающие элементы гимнастики и акробатики, упражнения в беге, прыжках и метаниях, подвижные и стартовые игры с высокими требованиями к координации движений; 4) с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие оптимальное управление и регуляцию двигательных действий (упражнения на выработку чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий, по улучшению сенсомоторных реакций, двигательной памяти и представления движений).
Круг специальных координационных упражнений был ограничен спецификой соревновательной деятельности футбольных вратарей и спецификой технико-тактической подготовки в тренировочном процессе. К ним можно отнести: 1) подводящие, способствующие освоению и закреплению технических навыков (форма движения) и технико-тактических действий; 2) развивающие координационные способности к ориентации, дифференцированию, ритму, сохранению равновесия, вестибулярной устойчивости и др.; 3) вырабатывающие специализированные восприятия.
С определением и классификаций средств и методов координационной тренировки в футболе неразрывно связана проблема планирования вариантов названной тренировки, а также дозирования нагрузок. Среди методических подходов планирования вариантов координационной тренировки выделили следующие [30]:
1) равномерное воздействие с помощью средств и методов в течение всей длительности макро- или мезоцикла;
2) акцентированное воздействие на ведущие КС;
3) использование упражнений повышенной координационной сложности. Параметры нагрузок при использовании координационных упражнений отражены в табл. 17.
Таблица 17 Педагогические параметры координационных упражнений в игровых видах спорта [30]
Возраст
Показатели нагрузки
Продолжи-тельность
Интенсивность
Интервалы отдыха
Характер отдыха
Число повторений
Координацион-ная
лет
упраж-
между
упражнения
сложность
нения
нениями
8-10-13-14
от нескольких секунд до нескольких
от низкой до субмаксимальной
от нескольких секунд до полного
любой (пассивный, активный)
от 8 до 40 раз в серии число серий 2-6
малая и средняя
минут
восстанов-
ления
от
от средней
любой
от 8 до 40
средняя,
15-16-17-18
нескольких секунд до нескольких
до максимальной
нескольких секунд до полного
раз в серии число серий 2-6
высшая
19 лет и старше
от нескольких минут до нескольких
секунд
от средней до максимальной
от нескольких секунд до полного восстанов-
от 8 до 40 серий число серий 2-6
средняя, субмаксимальная, максимальная
Вышеперечисленные положения и рекомендации принимались нами во внимание при разработке экспериментальной программы тренировки футбольных вратарей 15-16 лет.
Важное значение при выполнении разнонаправленных нагрузок отводилось применению тех методов их организации, которые наиболее эффективны по отношению к развитию различных двигательных способностей. [108] В частности, при совершенствовании выносливости к работе субмаксимальной интенсивности использовался переменный метод. Для развития силы и силовой выносливости применялся интервальный метод. При комплексном совершенствовании двигательных качеств и технико-тактического мастерства ведущим был повторный метод.
Общая стратегия программы физической подготовки на первом этапе соревновательного периода (середина апреля - июнь) сводилась к преимущественному воспитанию силовых и скоростно-силовых способностей. В июле, когда спортсмены тренировались в спортивном лагере (второй подготовительный период) акцент делался на развитие взрывной силы. Во второй воловине соревнований (август - сентябрь) - главная задача подготовки сводилась к совершенствованию скоростно-силовой и общей выносливости. Безусловно здесь представлена лишь самая обобщенная стратегическая линия блочного распределения разнонаправленных нагрузок, среди которых специализированные средства подготовки составляли на менее 65-70% от суммарного объема нагрузки. В промежутке между первым и вторым кругом соревнований соотношение неспецифической и специфической работы составило 40% к 60% соответственно.
Более подробно силовые и специализированные средства подготовки, а также типовые микроциклы представлены в приложениях 1 -5.
Одним из основных инструментов программирования является структурно-логическая схема (СЛС). Она определяет структуру осваиваемого спортсменами материала, его логические связи, порядок изучения в соответствии с определенными алгоритмами.
Согласно определению по отношению к проблеме совершенствования физической подготовки юных спортсменов [111] СЛС представляет собой схематическое структурное описание логического построения процесса тренировки, реализуемого в учебно-тренировочных занятиях, с помощью которого адаптация к нагрузкам выполняемых упражнений преобразуется в физические качества спортсменов.
Она является предпосылкой для эффективной соревновательной деятельности вратарей и содержит систематизированный перечень разделов и направлений физической подготовки, а также перечень средств подготовки не по их содержанию, а по направленности на развитие конкретных качеств (или "блоков" таких качеств) (табл. 18).
Примером СЛС может быть схема построения процесса совершенствования силовой подготовки вратарей при выполнении упражнений с отягощениями, о чем в целом говорилось ранее. С одной стороны, для усвоения этого раздела физической подготовки требуется наличие технических навыков для выполнения сложнокоординационных движений, а также быстроты, реализуемой преимущественно в начальных фазах этих движений, с другой стороны, такие упражнения позволяют развивать не только силу, но и силовую выносливость вратарей.
Таблица 18 Показатели разнонаправленных нагрузок на экспериментальном этапе
Нагрузки
1-й
2-й
3-й
этап
Количество часов
216
87
174
Напряженность, % Н Ат\ел&ле.кн.0с.'Гсэ (•c^u^^Aot^jxuae^
- общая выносливость
12
13
20
- комплексное совершенствование двигательных способностей
30
25
33
- сила, скоростно-силовые качества
40
- скоростная и скоростно-силовая выносливость
- соревновательная
16
10
17
Методы тренировки, %
- равномерный
6
5
- переменный
27
21
- повторный
24
- интервальный
43
44
Специфичность, %
- специфическая
70
15
80
- неспецифическая
Координационная сложность, %
- низкая
15-20
- средняя
40-50
20-30
- высокая
30-40
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18