Рефераты. Программирование физической подготовки футбольных вратарей учебно-тренировочных групп на соревновательном этапе

Примечание: + - допустимая нагрузка 4, 6, 8 - длительность серий упражнений в мин.


Наряду с развитием кондиционных способностей, одним из важных резервов повышения технико-тактического мастерства вратарей и эффективности их соревновательной деятельности является развитие координационных способностей (ловкости). [2, 41, 106]

При разработке и применении средств для совершенствования координации вратарей мы опирались на теоретические и методические положения достаточно полных измененные в работах В.И. Ляха [79, 80] и Збигнева Витковского [30].

В качестве средств координационной тренировки рекомендуется использовать разнообразные двигательные действия (физические упражнения) если они:

связаны с преодолением координационных трудностей; требуют от исполнителя правильности, быстроты, рациональности при выполнении сложных в координационном отношении двигательных действий, а также находчивости в использовании этих действий в различных условиях; являются новыми и необычными для исполнителя; хотя и являются привычными, но выполняются либо при изменении самих двигательных действий, либо условий.

Исходя из такого понимания, выделяют, прежде всего, общие координационные упражнения. Условно данные упражнения разделяют на: 1) обогащающие фонд жизненно важных умений и навыков; 2) увеличивающие двигательный опыт; 3) общеразвивающие элементы гимнастики и акробатики, упражнения в беге, прыжках и метаниях, подвижные и стартовые игры с высокими требованиями к координации движений; 4) с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие оптимальное управление и регуляцию двигательных действий (упражнения на выработку чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий, по улучшению сенсомоторных реакций, двигательной памяти и представления движений).

Круг специальных координационных упражнений был ограничен спецификой соревновательной деятельности футбольных вратарей и спецификой технико-тактической подготовки в тренировочном процессе. К ним можно отнести: 1) подводящие, способствующие освоению и закреплению технических навыков (форма движения) и технико-тактических действий; 2) развивающие координационные способности к ориентации, дифференцированию, ритму, сохранению равновесия, вестибулярной устойчивости и др.; 3) вырабатывающие специализированные восприятия.

С определением и классификаций средств и методов координационной тренировки в футболе неразрывно связана проблема планирования вариантов названной тренировки, а также дозирования нагрузок. Среди методических подходов планирования вариантов координационной тренировки выделили следующие [30]:

1)    равномерное воздействие с помощью средств и методов в течение всей длительности макро- или мезоцикла;

2)    акцентированное воздействие на ведущие КС;

 3) использование упражнений повышенной координационной сложности. Параметры нагрузок при использовании координационных упражнений отражены в табл. 17.


Таблица 17 Педагогические параметры координационных упражнений в игровых видах спорта [30]

Возраст

Показатели нагрузки


Продолжи-тельность

Интенсивность

Интервалы отдыха

Характер отдыха

Число повторений

Координацион-ная

лет

упраж-

упраж-

между


упражнения

сложность


нения

нения

упраж-



упраж-




нениями



нения

8-10-13-14

от нескольких секунд до нескольких

от низкой до субмаксимальной

от нескольких секунд до полного

любой (пассивный, активный)

от 8 до 40 раз в серии число серий 2-6

малая и средняя


минут


восстанов-







ления





от

от средней

от

любой

от 8 до 40

средняя,

15-16-17-18

нескольких секунд до нескольких

до максимальной

нескольких секунд до полного


раз в серии число серий 2-6

высшая


минут


восстанов-







ления




19 лет и старше

от нескольких минут до нескольких

секунд

от средней до максимальной

от нескольких секунд до полного восстанов-

ления

любой

от 8 до 40 серий число серий 2-6

средняя, субмаксимальная, максимальная


Вышеперечисленные положения и рекомендации принимались нами во внимание при разработке экспериментальной программы тренировки футбольных вратарей 15-16 лет.

Важное значение при выполнении разнонаправленных нагрузок отводилось применению тех методов их организации, которые наиболее эффективны по отношению к развитию различных двигательных способностей. [108] В частности, при совершенствовании выносливости к работе субмаксимальной интенсивности использовался переменный метод. Для развития силы и силовой выносливости применялся интервальный метод. При комплексном совершенствовании двигательных качеств и технико-тактического мастерства ведущим был повторный метод.

Общая стратегия программы физической подготовки на первом этапе соревновательного периода (середина апреля - июнь) сводилась к преимущественному воспитанию силовых и скоростно-силовых способностей. В июле, когда спортсмены тренировались в спортивном лагере (второй подготовительный период) акцент делался на развитие взрывной силы. Во второй воловине соревнований (август - сентябрь) - главная задача подготовки сводилась к совершенствованию скоростно-силовой и общей выносливости. Безусловно здесь представлена лишь самая обобщенная стратегическая линия блочного распределения разнонаправленных нагрузок, среди которых специализированные средства подготовки составляли на менее 65-70% от суммарного объема нагрузки. В промежутке между первым и вторым кругом соревнований соотношение неспецифической и специфической работы составило 40% к 60% соответственно.

Более подробно силовые и специализированные средства подготовки, а также типовые микроциклы представлены в приложениях 1 -5.

Одним из основных инструментов программирования является структурно-логическая схема (СЛС). Она определяет структуру осваиваемого спортсменами материала, его логические связи, порядок изучения в соответствии с определенными алгоритмами.

Согласно определению по отношению к проблеме совершенствования физической подготовки юных спортсменов [111] СЛС представляет собой схематическое структурное описание логического построения процесса тренировки, реализуемого в учебно-тренировочных занятиях, с помощью которого адаптация к нагрузкам выполняемых упражнений преобразуется в физические качества спортсменов.

Она является предпосылкой для эффективной соревновательной деятельности вратарей и содержит систематизированный перечень разделов и направлений физической подготовки, а также перечень средств подготовки не по их содержанию, а по направленности на развитие конкретных качеств (или "блоков" таких качеств) (табл. 18).

Примером СЛС может быть схема построения процесса совершенствования силовой подготовки вратарей при выполнении упражнений с отягощениями, о чем в целом говорилось ранее. С одной стороны, для усвоения этого раздела физической подготовки требуется наличие технических навыков для выполнения сложнокоординационных движений, а также быстроты, реализуемой преимущественно в начальных фазах этих движений, с другой стороны, такие упражнения позволяют развивать не только силу, но и силовую выносливость вратарей.


Таблица 18 Показатели разнонаправленных нагрузок на экспериментальном этапе

Нагрузки

1-й

2-й

3-й


этап

этап

этап

Количество часов

216

87

174

Напряженность, % Н Ат\ел&ле.кн.0с.'Гсэ (•c^u^^Aot^jxuae^




- общая выносливость

12

13

20

- комплексное совершенствование двигательных способностей

30

25

33

- сила, скоростно-силовые качества

30

40

20

- скоростная и скоростно-силовая выносливость

12

12

20

- соревновательная

16

10

17

Методы тренировки, %




- равномерный

6

5

6

- переменный

27

21

30

- повторный

24

30

20

- интервальный

43

44

44

Специфичность, %




- специфическая

70

15

80

- неспецифическая

30

25

20

Координационная сложность, %




- низкая

15-20

15-20

15-20

- средняя

40-50

20-30

40-50

- высокая

20-30

40-50

30-40

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.