Вместе с тем бухгалтерская отчетность является самостоятельным сегментом аудита, поскольку в ПБУ 4/99 и в Методических рекомендациях выдвинут ряд требований именно к ней.
Исходя из анализа указанных требований, могут быть сформулированы следующие задачи проверки бухгалтерской отчетности как самостоятельного сегмента аудита:
- включение в бухгалтерскую отчетность показателей деятельности всех обособленных подразделений;
- соответствие данных бухгалтерской отчетности данным учетных регистров и инвентаризации (эта задача решается в ходе проверки соответствующих сегментов аудита);
- полнота раскрытия информации о данных бухгалтерской отчетности, приведенной в пояснительной записке; соответствие этого раскрытия требованиям ПБУ 4/99;
- соблюдение взаимоувязки форм бухгалтерской отчетности.
Источниками информации при проверке этого сегмента являются формы №1, №2 и др.
процедуры, которые при этом могут быть использованы: просмотр документов, сравнение документов.
5.15 Проверка системных документов
Под системными документами понимаются те, которые не относятся к первичным, учетным регистрам, налоговым декларациям, но являются той системной основой, на которой формируются учетные и налоговые документы. К системным документам могут быть отнесены:
- учредительные документы организации (устав, учредительный договор);
- свидетельства (о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет, о регистрации выпуска акций и т.д.);
- лицензии;
- внутрифирменные положения (о документообороте, об обособленных подразделениях, об оплате труда и др.);
- приказы руководства;
- реестр акционеров;
- протоколы собрания акционеров (участников);
- протоколы заседаний совета директоров;
- трудовые договоры с работниками;
- гражданско-правовые договоры с физическими и юридическими лицами;
- акты инвентаризации активов и акты сверок обязательств;
- прочие.
К системным документам может быть отнесена и учетная политика организации, но ввиду важности этого документа для результатов аудита в целом проверка его выделена в отдельный сегмент.
Практически все перечисленные выше системные документы включены в ходе проверок отдельных сегментов аудита (например, устав организации при проверке формирования уставного капитала, гражданско-правовые договоры при проверке расчетов с дебиторами и кредиторами и т.д.).
Но, тем не менее законодательными и нормативными актами РФ установлен ряд специфических требований к оформлению системных документов, несоблюдение которых может повлечь за собой неприятные для организации последствия (например, несоответствие договора требованиям ГК РФ может повлечь его недействительность, а значит и неправомерность предъявления бюджету НДС, уплаченного по такому договору).
Поэтому перечисленные выше системные документы целесообразно выделить в отдельный сегмент для их проверки на предмет соответствия установленным к ним требованиям.
Упомянутые требования к системным документам установлены следующими законодательными и нормативными актами:
- Гражданский кодекс РФ, часть I от 30.11.1994 г.;
- Гражданский кодекс РФ, частьII от 26.01.1996 г.;
- Федеральный закон «Об акционерных обществах» №208-ФЗ от 26.12.1995 г.;
- Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ от 08.02.1998 г.;
- Федеральный закон «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12.01.1996 г.;
- Федеральный закон «О производственных кооперативах» №41-ФЗ от 08.05.2002 г.;
- Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» «128-ФЗ от 08.08.2001 г.;
- Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ от 22.04.1996 г.;
- Налоговый кодекс РФ, часть I от 31.07.1998 г.;
- Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г.;
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» «129-ФЗ от 21.11.1996 г.
Задачи проверки системных документов могут быть сформулированы следующим образом:
- Соответствие устава и учредительного договора предприятия требованиям Федеральных законов («Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об акционерных обществах» и пр.);
- Наличие свидетельств, лицензий, необходимость которых обусловлена требованиям Федеральных законов («О лицензировании отдельных видов деятельности», «О рынке ценных бумаг» и пр.);
- Соответствие оформления и содержания договоров (трудовых и гражданских) требованиям Кодекса законов о труде и Гражданского кодекса РФ;
- Соответствие ведения реестра акционеров требованиям закона РФ «Об акционерных обществах»;
- Соответствие прочих системных документов требованиям законодательных актов РФ.
При проверке системных документов могут быть использоваться такие аудиторские процедуры, как просмотр документов и сравнение документов.
В качестве характерных ошибок при составлении системных документов могут быть указаны следующие:
- несоответствие системных документов требованиям законодательных актов (чаще всего это несоответствие содержания гражданско-правовых договоров требованиям ГК РФ);
- отсутствие системных документов (например, отсутствие свидетельства о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, отсутствие свидетельства о регистрации выпуска акций в ЗАО, отсутствие трудовых договоров с работниками и т.д.).
5.16 Проверка учетной политики
Нормативный акт:
- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (Приказ Минфина РФ №60н от 09.12.1998 г.)
Задачами проверки является необходимость удостоверения в:
- соответствии учетной политики организации требованиям ПБУ 1/98, в частности, наличии в учетной политике следующих моментов:
а) рабочего плана счетов;
б) форм первичных учетных документов, по которым Госкомстатом не установлены типовые формы;
в) форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
г) порядка проведения инвентаризации активов и обязательств;
д) методов оценки активов и обязательств;
е) правил документооборота;
ж) порядка контроля за хозяйственными операциями;
- Обеспечении учетной политикой установленных ПБУ 1/98 принципов (полноты, своевременности, непротиворечивости, рациональности, приоритета содержания перед формой);
- Неизменности принципов учетной политики в течение отчетного периода;
- Полноте раскрытия в учетной политике избранных способов ведения бухгалтерского учета, существенно влияющих на оценку и принятие решения пользователем бухгалтерской отчетности (способ амортизации основных средств, оценка производственных запасов, оценка незавершенного производства, признание доходов и расходов малыми предприятиями и т.д.)
Источником информации при проверке данного сегмента является приказ по учетной политике.
Аудиторская процедура - просмотр данного документа.
5.17 Проверка исчисления и уплаты налогов
5.17.1 Проверка исчисления и уплаты НДС
Законодательные и нормативные акты:
- Налоговый кодекс РФ, часть II от 05.08.2000 г. (глава 21);
- Методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ (Приказ МНС РФ № БГ-3-03/447 от 20.12.2000 г.);
- Формы деклараций по налогу на добавленную стоимость (Приказ МНС РФ от 26.12.2001 г. № БГ-3-03/572);
- Инструкция по заполнению деклараций по налогу на добавленную стоимость (Приказ МНС РФ от 21.01.2002 г. № БГ-3-03/25);
- «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами» (Письмо Минфина РФ №96 от 12.11.1996 г.);
- Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (постановление Правительство РФ № 914 от 02.12.2000 г.);
- «Об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ» (Постановление Правительства РФ № 806 от 18.10.2000 г.);
- Перечень товаров, реализация которых не подлежит освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость (Постановление Правительства РФ № 884 от 22.11.2000 г.);
- Перечень технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (Постановление Правительства РФ № 998 от 21.12.2000 г.);
- «О применении нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей» (Постановление Правительства РФ № 1033 от 30.12.2000 г.);
- Перечень медицинских услуг, оказываемых расселению медицинскими и санитарно-профилактическими учреждениями по диагностике, профилактике и лечению, независимо от формы и источника их оплаты, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (Постановление Правительства РФ № 132 от 20.02.2001 г.);
- Порядок определения налоговой базы при исчислении налога на добавленную стоимость по авансовым или иным платежам, полученным организациями-экспортерами в счет предстоящих поставок товаров, облагаемой по налоговой ставке 0%, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев, и перечень товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев (Постановление Правительства РФ № 602 от 21.08.2001 г.);
- Перечень линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных), реализация которых не подлежит обложению НДС (Постановление Правительства РФ № 240 от 28.03.2001 г.);
- Перечень предметов религиозного назначения, производимых и реализуемых религиозными организациями в рамках религиозной деятельности, реализация которых освобождает от обложения НДС (Постановление Правительства РФ № 251 от 31.03.2001 г.);
- Перечень похоронных принадлежностей, реализация которых освобождает от обложения НДС (Постановление Правительства РФ № 567 от 31.07.2001 г.);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22