Рефераты. Аналитические процедуры финансовой устойчивости в системе внутреннего аудита

Неоднозначность толкования аудита объективно порождает проблему его соотношения с финансовым контролем. Однако в научной и учебной литературе, посвященной финансовому контролю и аудиту, данная проблема комплексно не рассматривается. Проблема соотношения аудита и финансового контроля фактически подменяется рассмотрением вопроса соотношения финансового контроля и аудиторской деятельности. Причем некоторые авторы рассматривают проблему без определения понятия аудита, иными словами, в их исследованиях нет отправной точки логической цепи рассуждений. В этой связи поставлена задача определить границы финансового контроля и аудита, т.е. определить, является ли аудит составной частью финансового контроля либо он имеет самостоятельное значение (существует обособленно от финансового контроля), либо финансовый контроль поглощает аудит.

В ФЗ "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" (ст. 1, п. 1) говорится, что аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и индивидуальных предпринимателей. В данном определении отождествляется понятие "аудиторская деятельность" и "аудит". Однако в проекте данного закона было дано следующее определение аудита: "Аудит - это независимое исследование бухгалтерской отчетности организации, осуществляемое привлеченным в установленном порядке аудитором с целью выражения мнения о её достоверности". По мнению Р.А. Алборова [4, c. 9], такое понятие аудита наиболее точно соответствует сущности аудита, пониманию его значения и цели в соответствии с международными требованиями и нормами международного права.

Главный объект аудита - финансово-хозяйственная деятельность экономического субъекта, а информация, точнее, система ее сбора и обработки - объект деятельности финансового контроля, который является составной частью аудита, но не эквивалентен ему. Понятие "аудита" шире "финансового контроля", так как на аудиторов возлагаются функции не только проверки бухгалтерского учета и финансовой отчетности, но и консультирования по вопросам организации бухгалтерского учета, отчетности, налогообложения, вопросам финансового и хозяйственного законодательства, разработки рекомендаций, восстановления учета, проверки вопросов внутреннего контроля и аудита.

Таблица 1 Сравнительный анализ понятия "аудит"

Автор

Определение

ФЗ "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" (ст. 1,1)

Предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и индивидуальных предпринимателей

Проект ФЗ "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" (ст. 1, п. 1)

Независимое исследование бухгалтерской отчетности организации, осуществляемое привлеченным в установленном порядке аудитором с целью выражения мнения о её достоверности

К.Л. Угольников

Процесс проверки ведения бухгалтерского учета на предприятиях и учреждениях с точки зрения его достоверности и справедливости

Ю.А. Данилевский

Независимая проверка годовой финансовой отчетности, составленной хозяйствующими субъектами в соответствии с Законом о бухгалтерском учете, с целью установить достоверность, полноту, точность отражения активов, обязательств, собственных средств и финансовых результатов

В.М. Родионова

Совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов"; непосредственным предметом проверок выступает прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды

А.Ф. Аксененко

Независимая экспертиза и анализ публичной финансовой отчетности хозяйственного субъекта

В.И. Подольский

Независимая экспертиза состояния бухгалтерского учета, финансовых отчетов и бухгалтерских балансов

П.И. Камышанов

Аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса

А. Аренс, Дж. Лоббек

Процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельство об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям

Обобщив вышеизложенные мнения, можно сделать вывод, что аудит представляет собой не только финансовый контроль, под ним подразумевается совокупность всех направлений его проявления - независимого финансового контроля, экспертно-консультационной, бухгалтерской и иной деятельности. Отсюда следует, что, во-первых, "аудит" шире, чем "финансовый контроль"; во-вторых, финансовый контроль не поглощает аудит, а взаимодействует с ним; в-третьих, определять сущность аудита только как проверку финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта (или уже - финансовой отчетности) нельзя, так как это относится к сфере аудиторского контроля; в-четвертых, аудиторский контроль фи-нансово-хозяйственной деятельности включает в себя не только контроль бухгалтерского учета и финансовой отчетности, но также проверку (контроль) соответствия выполненных экономическим субъектом финансовых и хозяйственных операций действующему законодательству, контроль финансового состояния.

На основании изложенного дадим собственное определение аудита. Под аудитом следует понимать систему наблюдения и проверки финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, проводимых их руководством, собственниками, государственными органами и иными компетентными субъектами, заинтересованными в оценке эффективности этой деятельности, уровня риска, достоверности отчетности, законности совершаемых операций и сохранности активов для обеспечения своих интересов.

В данном определении под компетентными субъектами понимаются лица, организации или государственные структуры, в компетенцию которых входит - согласно закону или договору с экономическими субъектами, проведение аудита его деятельности. Необходимо отметить, что субъекты аудита преследуют свои цели и интересы, в которые могут входить получение достоверной информации о деятельности экономического субъекта, повышение эффективности этой деятельности и т.д. На наш взгляд, под предлагаемое определение попадают аудиторский контроль и все виды внутреннего аудита. На основе понятия "аудит" можно определить аудит финансовой устойчивости как систему наблюдения и проверки финансовой устойчивости, проводимых компетентными субъектами для обеспечения достоверности отражения совершаемых операций в учете и отчетности, их соответствия законодательству и внутренним документам организации, сохранности активов и исполнения обязательств. В свою очередь, внутрихозяйственный аудит финансовой устойчивости проводится определенными субъектами - собственниками, руководством экономического субъекта, подчиненными ему функциональными службами для решения текущего и стратегического управления финансовой устойчивостью организации.

Причина разделения аудита на внешний и внутренний обусловлена тем, что каждый из них имеет разные цели, объекты и субъекты, информационное обеспечение и другие особенности, представленные в таблице 2.

Таблица 2 Принципиальные особенности содержания и организации внешнего (финансового) и внутрихозяйственного (управленческого) аудита

Классификационный признак

Внешний (финансовый) аудит

Внутрихозяйственный

(управленческий) аудит

1. Цель в зависимости от пользователей результатов

Обеспечение соблюдения действующего законодательства, регулирующего финансово-хозяйственную деятельность;

Соблюдение своевременности и полноты поступления, сохранности и целевого использования средств государственного бюджета и внебюджетных фондов; Установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов;

Выявление резервов и путей роста доходов государственного бюджета

Установление законности, достоверности и целесообразности совершаемых финансовых и хозяйственных операций.

Обеспечение сохранности материальных и денежных средств предприятия и предупреждение хищений и безхозяйственности.

Выявление внутрихозяйственных резервов повышения эффективности хозяйствования.

Проверка обоснованности управленческих решений и результатов их выполнения

2. Объект

Финансово-хозяйственная деятельность экономических субъектов различных организационно-правовых форм хозяйствования и видов собственности

Различные аспекты производственно-финансовой деятельности структурных подразделений хозяйствующего субъекта

3. Субъект

Организации и лица, находящиеся за пределами контролируемого хозяйствующего субъекта (органы законодательной и исполнительной власти, государственного управления и контроля, независимые аудиторские фирмы, ассоциации независимых профсоюзов, общественные объединения потребителей и др.)

Различные организационные структуры внутрихозяйственного управления и должностные лица, ответственные за проведение контроля (ревизионная комиссия, бухгалтерская, финансовая, маркетинговая, юридическая службы, отдел технического контроля, менеджеры, Совет директоров, директора филиалов и дочерних предприятий, начальники цехов и др.)

4. Массовость

Проводится отдельными специалистами или группами специалистов органов законодательной и исполнительной власти, государственного управления и контроля, одним или группой независимых аудиторов и т.д.

Является массовым, т.к. в осуществлении внутрихозяйственного контроля вовлекается широкий круг лиц и служб

Для построения системы внутреннего аудита финансовой устойчивости организации необходимо выделить три основных элемента: среду аудита, учетную систему и процедуры аудита. Во всех случаях подразумевается наличие правил, методик, положений и документации, разработанных для достижения указанных выше целей. В сочетании все элементы системы внутреннего аудита обеспечивают снижение риска деловой и финансовой деятельности организации, а также совершенствование бухгалтерского учета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.